Футбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:17, реферат

Краткое описание

Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является физическое воспитание.
В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяяяя.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач нами была проведена исследовательская работа на базе МДОУ детский сад №52, г. Подольска Московской области, дети подготовительной группы.

Исследование проводилось в течении двух лет с 2010г по 2011г., в количестве 20 человек, в возрасте 6 -7 лет.

Цель работы: доказать, что фитбол-гимнастика является средством коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

. Проанализировать работу  МДОУ 52 г. Подольска по профилактике  нарушения осанки у детей.

. Выявить влияние фитбол - гимнастики на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Этапы исследования:

.Констатирующий эксперимент.

Задачи: определить уровень нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

.Формирующий эксперимент.

Задачи: провести мероприятия направленные на устранение нарушений осанки с использованием фитбол-гимнастики.

.Контрольный эксперимент.

Задачи: определить повторно уровень нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Общие правила и схема осмотра для определения вида нарушения осанки

Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо освещенном и теплом помещении. Во время осмотра необходимо соблюдать следующие правила.

Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут.

Не должно быть никаких прикосновений, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу ребенка.

Ноги должны располагаться на ширине ступни и параллельно, чтобы вес тела распределялся равномерно, носки стоп на одной линии.

Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на яркой игрушке или предмете, находящемся на уровне его глаз. Это связано с тем, что дети весьма непродолжительное время поддерживают необходимую для осмотра позу.

Ребенок должен стоять в обычной для него позе и не прилагать дополнительных усилий для ее поддержания. Стоять по стойке «смирно» не нужно.

Схема осмотра.

Вначале проводиться общий осмотр, при котором определяется телосложение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани организма.

Осмотр проводиться в следующей последовательности: спереди, сзади, сбоку и в наклоне вперед. Это позволяет оценить во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом - с целью проверки способности ребенка волевым усилием изменять характер осанки.

В начале 2010-11уч. года для диагностики отклонений опорно-двигательного аппарата в ДОУ №52 были приглашены специалисты для осмотра детей. Для определения выявления нарушения осанки использовалось специальное тестирование.

Учитывая особенности нормальной осанки детей обследуемого возраста, специалист осматривает ребенка и отвечает на десять вопросов теста, подчеркивая «да» или «нет» в тестовой карте каждого ребенка.

Исследования проводятся в положении стоя. Ребенок принимает естественную, привычную для него позу.

Осмотр детей проводился в следующем порядке:

.Осмотр в фас, руки вдоль  туловища - определяется форма ног (нормальная, О - и Х-образная), положение  головы, шеи, 
симметрия плеч, равенство треугольников талии, деформация грудной клетки, симметрия таза.  
. Осмотр сбоку (поза сохраняется) - определяется форма 
грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.  
. Осмотр спины (поза сохраняется) - определяется симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- или Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

. В конце обследования  ребенку предлагается сделать  несколько шагов для выявления  нарушения походки.

 

Таблица 1 Тестовая карта для выявления нарушений осанки

1. Явное повреждение органов  движения, вызванное врожденными  пороками, травмой,Да / Нет2. Голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, таз установленыДа /Нет3. Выраженная деформация грудной клетки - грудь «сапожника», впалая, «куриная»Да /Нет4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордозаДа /Нет5. Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки)Да /Нет6. Сильное выступание живота (более 2 см от грудной клетки)Да /Нет7. Нарушение осей нижних конечностей (О- или Х-образные)Да /Нет8. Неравенство треугольников талииДа /Нет9.Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во времяДа /Нет10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная»Да /Нет

С помощью данного теста оценка осанки детей данного возраста проводится по следующим градациям:

нормальная - отрицательные ответы на все вопросы;

незначительные нарушения осанки - положительные ответы на один или несколько вопросов (3, 5, 6, 7). Дети данной группы подлежат обязательному наблюдению у врача дошкольного учреждения;

выраженные нарушения осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10. Дети данной группы направляются на консультацию к ортопеду.

В результате проведенного тестирования нами были получены следующие результаты.Данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты первичного исследования с целью определения нарушений осанки

№Ф.И.РебёнкаСостояние осанкиНормальноеВыраженное нарушение1Афонина Аня+2Баранов Илья+3Вилкова Даша+4Грибов Глеб+5Дунаева Маша+6Крайнова Валя+7Кирилова Лена+8Куликов Юра+9Мальцева Карина+10Минаева Света+11Морев Женя+12Носов Кирилл+13Ожегов Илья+14Пименов Дима+15Снегирева Ксюша+16Саркасова Женя+17Тучков Иван+18Уколова Аня+19Шеин Костя+20Чистов Саша+

:20х100=30%

:20х100=70%

 

Проведенное тестирование выявило, что лишь у четырнадцати детей не обнаружено нарушения осанки. У шестерых - значительное нарушение осанки (кифоз, сколиоз). Таким образом, с нарушением осанки 30 % детей, а с нормальным и незначительным нарушением 70 %. Данные представлены на рисунке 1.

 

Рис 1. Результаты первичного медицинского обследования на выявление нарушения осанки у детей

 

Данное обследование выявило, что достаточно высокий показатель нарушения осанки наблюдается у 30 % детей. Это заставило нас внимательно проанализировать условия физического воспитания детей <#"justify">Таблица 3

Результаты первичного исследования «О пользе занятий спортом»

№ п/пФ.И. Ребенка.1 вопрос.2 вопрос.3 вопрос1Афонина АняНетНе знаюНе могу сказать2Баранов ИльяНе нравитсяБыть сильнымНе нравиться3Вилкова ДашаДаБыть сильнымЛюблю бегать и прыгать4Грибов ГлебДа, люблю бегатьНе знаюБыть сильным5Дунаева МашаНе очень нравитьсяНе знаюНе нравиться6Крайнова ВаляДа, оченьБыть здоровымБыть красивой7Кирилова ЛенаДа, иногдаЧтобы мама не ругалаЛюблю двигаться8Куликов ЮраДаНе знаюНравится9Мальцева КаринаНе нравитсяБыть здоровойБыть красивой10Минаева СветаДаНе знаюНе знаю11Морев ЕвгенийНе нравитсяДля здоровьяВесело12Носов КириллДаБыть здоровымПоднимается настроение13Ожегов ИльяНе знаюБыть сильнымНе знаю14Пименов ДимаНетНе знаюНе знаю15Снегирева КсюшаДаБыть красивойВесело16Саркасова ЖеняОчень нравитсяЛовким, сильнымБегать, прыгать17Тучков ИванНетНе знаюНе знаю18Уколова АняИногда нравитсяНе знаюВесело19Шеин КостяНе совсемНе знаюВесело20Чистов СашаНетНе знаюНе знаю

По трём вопросам - 60 ответа, что составляет 100%. Из них положительных ответов 33.

:60х100=55%- это детям, которые  считают занятия спортом полезными.

Отрицательных ответов всего 27.

:60х100=45%- это дети, которые  считают, что спортом можно не  заниматься. Данные представлены  на рисунке 2.

 

Рис. 2 Результаты первичной диагностики детей о пользе занятий спортом

 

Диагностическая беседа «Значение правильной осанки для здоровья человека».

Цель: выявить у детей познания в области влияния правильной осанки на их здоровье.

Вопросы к детям:

У тебя правильная осанка?

Важна ли правильная осанка для здоровья человека?

Твои родители говорили с тобой о правильной осанке?

Проведя, диагностическую беседу о познаниях детей о правильной осанке мы получили следующий результат. Данные смотри в таблице 4.

 

Таблица 4 Результаты первичного исследования «Значение правильной осанки для здоровья человека»

№ п/пФ.И. Ребенка.1 вопрос2 вопрос3 вопрос1Афонина АняДаДаДа2Баранов ИльяНетНе знаюНе знаю3.Вилкова ДашаДаДаКонечно4Грибов ГлебДаВажнаНе знаю5Дунаева МашаНе знаюДаДа6Крайнова ВаляДаВажнаНе знаю7Кирилова ЛенаДумаю, что даДаКонечно8.Куликов ЮраДаДаНе знаю9Мальцева КаринаНе оченьКонечноНет10Минаева СветаКонечноВажнаНе знаю11Морев ЕвгенийНетНетНет12Носов КириллДаДаДа13Ожегов ИльяНе знаюНетНет14Пименов ДимаНетНе знаюНет15Снегирева КсюшаДаДаКонечно16Саркасова ЖеняДаДаДа17Тучков ИванДаДаНе знаю18Уколова АняНе совсемНетДа19Шеин КостяКонечноНетМожно попробовать20Чистов СашаДаДаНет

По трём вопросам - 60 ответов, что составляет 100%. Из них положительных ответов 36.

:60х100=60% - это дети, которые  имеют представление о правильной  осанке.

Отрицательных ответов всего 24.

: 60х100% = 40% - это дети, которые  вообще не знают, что такое  осанка.

Данные представлены на рисунке 3.

 

Рис. 3 Результаты первичной диагностики детей по выявлению познаний в области значения правильной осанки для здоровья человека

 

. Результаты исследований  и анализ

Мы провели наблюдение за работой воспитателей во время проведения занятий по физической культуре.

Было выявлено, что воспитатель использует следующие методы: словесные, наглядные, практические. В ходе проведения занятий давалисьчёткие и краткие объяснения упражнений, педагог только напоминал исходное положение, вид движений, требования к его качеству. Пояснения упражнений сочетались с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса, далее к показу воспитатель широко привлекал детей. Проводится занятия традиционные с предметами и без предметов, с полосой препятствий, игрового характера, с включением оздоровительных пробежек.

Мы обратили внимание, что воспитатель по физической культуре не стремился привлекать новые формы работы с детьми, не обращал внимание на правильность выполнения упражнений детьми и крайне редко уделял внимание осанке.

Второй этап - формирующий.

С детьми у которых были обнаружены незначительные и выраженные нарушения осанки мы в течение 2-ух лет поводили мероприятия, направленные на устранение данных нарушений.

Проанализировав работу воспитателя и результаты диагностических бесед, мы решили для повышения интереса детей к занятиям спортом, а также в целях коррекции нарушения осанки наших воспитанников использовать нетрадиционную форму, а именно, занятия фитбол-гимнастикой.

Вначале мы решили заинтересовать и привлечь к данной работе родителей. Нами была проведена беседа о влиянии фитбол-гимнастики на формирование правильной осанки детей, изготовлен красочный тематический стенд, проведены индивидуальные консультации с демонстрацией инновационного инвентаря. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Результатом нашей работы с родителями стало приобретение фитбол- мячей, спортивной формы, многие родители изъявили желания приобрести фитболыдополнительно, для занятий с детьми в домашних условиях.

Мы создали психологический комфорт при проведении занятий: окружающая обстановка, музыка, доступ свежего воздуха, отсутствие спешки, терпимость к ошибкам, требование периодов работы и отдыха.

Для этого мы провели беседы с детьми о том, что такое фитбол- гимнастика, правильное дыхание, значение правильной осанки для здоровья человека. Мы заметили, что дети с большим интересом и любопытством слушали рассказы воспитателя и задавали вопросы.

Перед тем как приступить к занятиям фитбол-гимнастикой мы предложили детям фитбол-мячи для обследования. Они были разного цвета. Мы учли, что с помощью цветов можно регулировать психо-эмоциональное состояние человека. Красные и оранжевые шары повышали активность. Мы раздали детям с холерическими чертами. Синий цвет успокаивает, эти мячи брали дети с флегматичными чертами. Желтые и зеленые способствовали проявлению выносливости. Дети с восхищением рассматривали мячи. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием их исследовали. При этом, мячи обладают вибрационным воздействием. Мы увидели большой интерес к необычным шарам. Знакомство прошло на высокой положительной ноте. Дети с радостью и с большим нетерпением ждали проведение занятий с фитболами.

Занятия фитбол-гимнастикой проходили не менее двух раз в неделю по 30 минут. Группы подбиралась с учетом двигательных и индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, мы разделили детей на две группы:

. Группа с нормальной  осанкой- 14 чел.

. Группа с выраженными  нарушениями осанки- 6 чел.

С детьми (Грибов Глеб, Дунаева Маша, Кирилова Лена, Морев Евгений, Снегирева Ксюша, Шеин Костя) в первый год занятия проходили индивидуально. Был разработан комплекс упражнений, направленный на коррекцию осанки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) Мы выяснили, что у детей данной группы слабо развиты мышцы спины и брюшного пресса, поэтому вначале им было тяжело справляться с физическими нагрузками. С ними проводились индивидуальные занятия,составлялся комплекс упражнений для занятий в домашних условиях. На занятиях в группе данным детям уделялось особое внимание, воспитатели следили, что бы дети правильно сидели за столами, не сутулились.

С детьми проводились беседы и занятия в игровой форме, направленные на развитие у детей правильного отношения к здоровому образу жизни. Задача воспитателей состояла в том, чтобы у детей появилась потребность в здоровом образе жизни, овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

На занятиях воспитатели рассказывали детям о пользе и значимости занятий спортом, ежедневных прогулках, закаливании организма, правильном сбалансированном питании и т.д. дети принимали активное участие в занятиях, с удовольствием включались в тематические игры и беседы.

На занятиях использовались следующие методические приемы:

рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений;

моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

самомассаж;

игры- тренинги;

игры-забавы;

подвижные игры;

психогимнастика;

пальчиковая и дыхательная гимнастика;

физкультминутки.

Информация о работе Футбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста