Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:41, реферат

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….
Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх………………………………………………….
Примеры подвижных игр.................................................................…......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура реферат - мой вариант.docx

— 42.48 Кб (Скачать файл)

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким  людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает  моральные нормы.

Одним из средств формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте является подвижная игра.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Большое значение имеют подвижные  игры  для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

 Правила игры дети  воспринимают как закон, и сознательное  выполнение их формирует волю,  развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Подвижная игра – это  путь ребенка к познанию мира, источник радостных эмоций, обладающий великой  воспитательной силой. Она является частью художественного и физического  воспитания дошкольников. Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представления  об окружающем мире, совершенствованию  всех психических процессов, стимулирует  переход детского организма к  более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей  деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления  и переживания дети отражают в  условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образы.

В педагогической науке подвижные  игры рассматриваются как важнейшее  средство всестороннего развития ребенка  и одно из условий развития его  культуры. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает  его.

Подвижные игры зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей и подростков в селах и городах. С развитием педагогической мысли происходил постепенный отбор наиболее целесообразных в воспитательном  отношении игр. Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей, создавались новые игры с установленным, закрепленным содержанием и определенными правилами, преследующими, помимо оздоровительных, воспитательно-образовательные цели.

Большое значение имеют подвижные  игры для воспитания нравственных качеств. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как  закон, и сознательное выполнение их формируют волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется  честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.  Подчиняясь правилам игры, дети практически  упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Дети постоянно ощущают  потребность в игре. Во время игры они как бы «репетируют» разные профессии, приобретают навыки взаимоотношений  в коллективе и трудового сотрудничества. Игры для детей – это сама жизнь  с радостями и огорчениями, удачами  и неудачами.

Существенной особенностью подвижных игр является наличие  в них соревновательной борьбы и  сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, сотрудничество, как правило, обусловлено конкретными  обстоятельствами и задачами. Подбирая упражнения и развлечения в определенном сочетании или последовательности, воспитатель может влиять на развитие у детей нужных общественных отношений, обогащать их чувства и умения.

В старшей группе создаются  более широкие возможности для  нравственного воспитания детей  в игре. Это объясняется, прежде всего, углублением и расширением тематики детских игр.

Закрепление умения детей  следовать моральным нормам успешно  происходит в подвижных играх. Какие  правила должны знать ребята? Играть честно, соблюдая правила; играть дружно, выручать товарища; заботиться не только о себе, но и о своей команде; выбирать «противников», равных по силам; победив – не зазнаваться, не смеяться над проигравшими; проиграв – не унывать, постараться выиграть в  следующий раз; беречь предметы для  игр; убирать их на место.

Подвижная игра создает у  детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных  играх ребенок ставится в такие  условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь  цели. Характер движений во многих играх  заставляет действовать быстро, проявлять  сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствия. В ходе игр  от действия одного участника зависит  ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает вся команда. Это  является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания  коллективу, чувства ответственности  за свои поступки, т.е. в единстве и  взаимовлиянии идет развитие важнейших  нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижных  игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит  «выручать», а кто беспокоится  только о себе. Это является стимулом для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе).

Руководя игрой, педагог  воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с  другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление  трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывал с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил.

Подвижная игра в детском  саду организовывается, во-первых, как  совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает  как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка»  игры. Естественное эмоциональное поведение  воспитателя, принимающего любые детские  замыслы, гарантирует свободу и  непринужденность, удовольствие ребенка  от игры, способствует возникновению  у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться  как свободная самостоятельная  деятельность детей, в которой они  используют все доступные им игровые  средства, свободно объединяются и  взаимодействуют друг с другом, где  обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.

Таким образом, подвижная  игра должна чаще использоваться как  средство развития человечности, дисциплинированности, самоотверженности, самостоятельности, настойчивости, решительности, ответственности  и взаимопомощи по отношению к  другим людям. В связи с этим педагог  должен обратить особое внимание на отбор  подвижных игр с целью формирования у детей нравственных и моральных  качеств, гуманных чувств и этических  представлений, на перенос этих представлений  в жизнь и деятельность детей.

Итак, нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Воспитывать  и формировать миропонимание  ребенка необходимо, когда его  жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные  установки, взгляды. Для того, чтобы  содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется в отношении его членов, ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, делает их своими, принадлежащими себе, выражения отношения к окружающим его взрослым, сверстникам. Процесс формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:

- в этот период взрослый  является для детей образцом  для подражания, а также источником  познания или значимости и  ценности объектов, явлений окружающей  действительности. Подражая взрослым, они не всегда усваивают образцы  поведения, соотношение нравственным  нормам;

- старшие дошкольники  осознают себя и других носителями  определенных качеств, способны  оценить себя, свое поведение  и действие других с точки  зрения тех нравственных норм, которые они усваивают.

Итак, по результатам анализа  психолого-педагогической литературы можно заключить, что в теории нравственного воспитания важное место  занимает теория воспитания нравственных качеств, описывается механизм процесса их формирования, а также теоретически обоснована целесообразность использования  для этого подвижных игр.

 

примеры подвижных игр

 

В период от пяти до семи лет подвижная игра старшего дошкольника вступает в пору своего расцвета, а в частности она приобретает творческий обучающий характер.

Характерной чертой ребенка  этого возраста является стремление воплотить в игре образы своей  фантазии, проявить свою активность, показать свою индивидуальность, самостоятельность, что, несомненно, способствует формированию нравственных качеств личности.

Общая цель: повышение уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр.

Подвижная игра «Ястреб и ворона»

Цель: воспитание самостоятельности, дружбы, дисциплинированности, ответственности, коллективизма.

Содержание:

Что за птица на березе

Серая – пернатая?

Всех прохожих испугала,

Очень громко каркая! (Ворона)

С помощью считалки выбирают двух ястребов. Остальные дети –  вороны. Ястребы находятся в двух маленьких обручах, в больших  обручах по две вороны.  По  сигналу  педагога  вороны бегают, прыгают, ходят. На слово «Ястреб!»  вороны убегают в свое гнездо. В  ходе игры педагог может менять расположение обручей. Пойманные вороны придумывают  загадку или какое-либо движение, остальные дети и педагог оценивают  их творчество.

Подвижная ворона «Водяной»

Цель: воспитание дисциплинированности, решительности, самообладания.

Содержание:

Очерчивается пруд, озеро  или река. Выбирается ведущий –  водяной. Играющие бегают вокруг озера  и повторяют слова: «Водяного  нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые  подходят близко к берегу. Пойманные  остаются в кругу. Игра продолжается то тех пор, пока не будет поймано  большинство игроков. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками  становятся и те, кого поймали. Они  помогают водяному.

 

 

Подвижная игра в серсо.

Цель: формирование взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности.

Содержание:

Правила основной игры сводятся к следующему: ребенок бросает  кольцо одной рукой или шпажкой  партнеру, тот ловит рукой, на руку или на руку или на шпажку. Поочередно меняются ролями. Победитель определяется по числу пойманных колец (число  устанавливается заранее).

Подвижная игра «Кто первый»

Цель: воспитание справедливости, сотрудничества, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности.

Содержание:

Дети выстраиваются в  шеренгу на одной стороне  площадки, на другой – ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники  начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, считается  победителем. Сигналом может служить  слово, взмах флажка, хлопок. При  беге нельзя толкать товарищей.

Подвижная игра «Курица и коршун»

Цель: воспитание дисциплинированности,  сотрудничества, коллективизма.

Содержание

Выбирается водящий  — это «коршун». Все остальные  становятся паровозиком. Стоящий впереди  — «курица», остальные — ее «цыплята». «Коршун» пытается поймать последнего «цыпленка», а «курица» и остальные  «цыплята» не дают ему это сделать.

Подвижная игра «Светофор»

Цель:  воспитание сотрудничества,  дисциплинированности.

Содержание 

Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого  цвета, которые прикрепляются к  палочкам. Дети стоят в шеренге  и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый – встают, на зелёный – маршируют на месте. 
Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жёлтый – продвигаются в присяде, зелёный – прыгают на носках.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберёт меньше штрафных очков.

Подвижная игра «Два Мороза»

Цель: воспитание дисциплинированности, уверенности в своих силах.

Содержание

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются  в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос  и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я – Мороз Красный Нос,

Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры