Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 11:21, реферат

Краткое описание

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

Содержание

Введение
Формирование мотивов
Формы и содержание самостоятельных занятий
Ходьба и бег
Плавание
Велосипед
Ходьба и бег на лыжах
Занятия на тренажерах
Планирование объема и интенсивности физических упражнений
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

fizra.docx

— 53.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Формирование мотивов
  3. Формы и содержание самостоятельных занятий
    • Ходьба и бег
    • Плавание
    • Велосипед
    • Ходьба и бег на лыжах
    • Занятия на тренажерах
  1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений
  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба студентов  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями

Отношение студентов к физической культуре и спорту — одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции — как личностно значимая и как общественно необходимая.

Многочисленные данные науки и  практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов  насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение  среди студентов самостоятельных  занятий физическими упражнениями недостаточно.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов  в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной  программы, личность преподавателя, состояние  здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и  эмоциональная окраска.

По данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994), о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, можно судить по данным следующей таблицы:

 

Таблица 6.1.

Влияние субъективных факторов на формирование

мотивов, побуждающих студентов  к самостоятельной деятельности, %

 

Субъективные факторы

Курс

 

I

II

III

IV

Удовлетворение

57,8

50,1

43,5

16,8

Соответствие эстетическим вкусам

51,7

42,3

30,4

21,9

Понимание личностной значимости занятий

37,6

24,0

17,5

8,3

Понимание значимости занятий для  коллектива

34,0

22,8

14,1

9,6

Понимание общественной значимости занятий

30,9

21,3

12,6

7,4

Духовное обогащение

13,2

10,4

5,6

3,1

Развитие познавательных способностей

12,9

9,8

7,1

6,2


 

Приведенные данные свидетельствуют  о закономерном снижении влияния  всех факторов-побудителей в мотивационной  сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической  переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

Тревожным выводом из данных таблицы  является недооценка студентами таких  субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки  личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано  со снижением образовательно-воспитательного  потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные  показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

В вузах задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение  уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных  тестов, достижение спортивных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и содержание самостоятельных занятий

 

После определения цели подбираются  направление использования средств  физической культуры, а также формы  самостоятельных занятий физическими  упражнениями.

Конкретные направления и организационные  формы использования самостоятельных  занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация — восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления.

Ходьба и бег.

Наиболее доступными и полезными  средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе  в условиях лесопарка.

Ходьба — естественный вид движений, в котором участвует большинство  мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме  и активизирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку. При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС (пульс). Пульс подсчитывается в процессе кратковременных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тренировки. 

Заканчивая тренировочную ходьбу, надо постепенно снизить скорость, чтобы в последние 5—10 мин ходьбы ЧСС была на 10-15 удар/мин меньше указанной в таблице. Через 8—10 мин после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню, который был до тренировки. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Бег — наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения  уровня физической тренированности, а  так же укрепления сердечно-сосудистой системы. Можно рекомендовать следующие режимы интенсивности при беге по самочувствию и ЧСС. Выбор продолжительности бега зависит от подготовленности занимающихся.

Режим I. Зона комфортная. Используется как основной режим для начинающих бегунов со стажем до одного года. Бегуну сопутствует ощущение приятного  тепла, ноги работают легко и свободно, дыхание осуществляется через нос, бегун без труда поддерживает выбранную скорость, ему ничто  не мешает, возникает желание бежать быстрее. Спортсмены используют этот режим, чтобы восстановиться после напряженных  тренировок. ЧСС сразу после бега 20—22, через 1 мин 13— 15 ударов за 10 сек.

Режим II. Зона комфорта и малых усилий. Для бегунов со стажем

2 года. Бегун ощущает приятное  тепло, ноги продолжают работать  легко и свободно, дыхание глубокое  смешанное через нос и рот,  мешает легкая усталость, скорость  бега сохраняется с небольшим  усилием. ЧСС сразу после бега 24—26, через 1 мин 18—20 ударов за 10 сек.

Режим III. Зона напряженной тренировки. Для бегунов со стажем 3 года, для  спортсменов как тренировочный  режим. Бегуну жарко, несколько тяжелеют ноги особенно бедра, при дыхании  не хватает воздуха на вдохе, исчезла легкость, трудно удерживать темп, скорость сохраняется напряжением воли. ЧСС сразу после бега 27—29, через 1 мин 23—26 ударов за 10 сек.

Режим IV. Зона соревновательная. Для  бегунов, участвующих в соревнованиях  по бегу. Бегуну очень жарко, ноги тяжелеют и «вязнут» дыхание, напряженное  с большой частотой, мешает излишнее напряжение мышц шеи, рук, ног, бег выполняется  с трудом, несмотря на усилия, скорость бега на финише падает. ЧСС сразу  после бега 30—35, через 1 мин 27—29 ударов за 10 сек.

Из всего богатого арсенала тренировочных  средств бегунов на средние и  длинные дистанции для любителей  оздоровительного бега подходят только три.

1. Легкий равномерный бег от 20 до 30 мин при пульсе 120— 130 ударов  в мин. Для начинающих бегунов  это основное и единственное  средство тренировки. Подготовленные  бегуны используют его в разгрузочные  дни в качестве облегченной  тренировки, способствующей восстановлению.

2. Длительный равномерный бег  по относительно ровной трассе  от 60 до 120 мин при пульсе 132—144 удар/мин  раз в неделю. Применяется для  развития и поддерживания общей  выносливости.

3. Кроссовый бег от 30 до 90 минут  при пульсе 144—156 удар/мин 1—2 раза  в неделю. Применяется для развития  выносливости только хорошо подготовленными  бегунами.

Занятие начинается с разминки продолжительностью 10—15 мин. Она необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы, подготовить  организм к предстоящей нагрузке, предотвратить травмы. Начиная бег, важно соблюдать самое главное  условие — темп бега должен быть невысоким и равномерным. Бег  должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически  ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Необходимо подобрать  для себя оптимальную скорость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие  — скорость, которая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется  длительное время.

«Бегать — одному!» — важнейший  принцип тренировки, особенно на первых порах. Иначе невозможно определить оптимальную скорость бега. «Только  бодрость!» — этот принцип означает, что нагрузка, особенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного  утомления и снижения работоспособности. Чувство вялости, сонливости днем - верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить.

Регулировать интенсивность физической нагрузки можно по ЧСС, Важным показателем  приспособленности организма к  беговым нагрузкам является скорость восстановления ЧСС сразу после  окончания бега. Для этого определяется частота пульса в первые 10 сек. после  окончания бега, пересчитывается  на 1 мин. и принимается за 100%. Хорошей  реакцией восстановления считается  снижение ЧСС через 1 мин на 20%, через 3 мин — на 30%, через 5 мин — на 50%, через 10 мин — на 70—75%.

Кросс — это бег в естественных условиях по пересеченной местности  с преодолением подъемов, спусков, канав, кустарника и других препятствий. Он прививает способность ориентироваться  и быстро передвигаться на большие  расстояния по незнакомой местности, преодолевать естественные препятствия, умение правильно  оценить и распределить свои силы.

Плавание.

Плаванием занимаются в летние периоды  в открытых водоемах, а в остальное  время — в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды.

В начальный период занятий необходимо постепенно увеличивать время пребывания в воде от 10—15 до 30—45 мин и добиваться того, чтобы преодолевать за это  время без остановок в первые пять дней 600-700 м, во вторые - 700-800, а затем 1000-1200 м. Для тех, кто плавает плохо, сначала следует проплывать дистанцию 25, 50 или 100 м, но повторять ее 8—10 раз. По мере овладения техникой плавания и воспитания выносливости переходить к преодолению указанных дистанций. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. Частота сердечных сокращений сразу после проплывания дистанции для возраста 17—30 лет должна быть в пределах 120—150 удар/мин.

Дистанция, м

Время, мин, с

Частота занятий в неделю

550

10.01-15.00

6

725

13.21-20.00

4

825

15.01-22.30

4

900

16.41-25.00

3


Велосипед.

Езда на велосипеде, благодаря постоянно  меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Ритмичное вращение педалей увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу  и развивает легкие.

Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь велосипедный спидометр, с  помощью которого можно определить скорость передвижения и расстояние.

Дистанция, км

Время, мин, с

Частота занятий в неделю

8,0

15.01-20.00

5

9,6

18.01-24.00

4

11,2

21,01-28.00

4

12,8

24.01-32.00

3

Информация о работе Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий