Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование влияние культурно-гигиенической культуры на старшего дошкольника.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и специфику культурно-гигиенического воспитания.
2. Выявить особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Практически исследовать влияние гигиенической культуры на детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста..............6
1.1. Понятие и специфика культурно-гигиенических навыков дошкольников...................................................................6
1.2. Особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.............................................10
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста............13
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.............................................20
2.1. Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.........20
2.2. Практическая работа по развитию культурно-гигиенических навыков детей.......................................................24
2.3. Анализ результатов проведенной работы....................................................26
Заключение............................................................................................................ 30
Список использованной литературы...................................................................32
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиенические навыки дошкольниковdoc.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2

Диагностическая карта уровня культурно-гигиенических  навыков  детей (контрольный этап эксперемента)

 

Ф.И.О. ребенка

Одевание

Умывание

Помощь няне

Уборка игрушек

Уровень

1.Полина С.

2.Ваня П.

3.Максим П.

4.Соня Г.

5.Родион К.

6.Алиса С.

7.Лиза М.

8.Сергей К.

9.Владик К.

10.Даша Г.

+

+

+

+

+ -

+ -

+ -

+

+

+ -

+

+

+

+ -

+ -

+ -

+ -

+

+ -

+ -

+

+

+

+

+

+ -

+ -

+

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

+

+

+

+

+ -

В

В

В

С

С

С

С

В

С

Н



 

Рис. 2.2 Уровень  развития культурно-гигиенических  навыков детей (контрольный этап эксперимента)

 

Таким образом, можно сделать вывод, что система  работы, способствующая повышению уровню культурно-гигиенических навыков дошкольников, эффективна, так как уровень культурно-гигиенических навыков дошкольников изменился.

При повторной  диагностике уровень культурно-гигиенических  навыков дошкольников  был следующий. На высокий уровень перешли Полина и Сережа, на средний Родион, Алиса, Лиза. Не изменился уровень у Сони и Владика, остался средним. На низком уровне осталась только Даша.

Повышение общего уровня культурно-гигиенических навыков  старших дошкольников мы отразили на рис.2.3

 

 

Рис. 2.3 Динамика сформированности культурно-гигиенических  навыков у детей старшего дошкольного  возраста

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. У детей старшего дошкольного возраста, 5—7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

Система работы по формированию культурно-гигиенических  навыков может включать следующие этапы:

1. Поручения  самостоятельно раздеться и лечь.

2. Проверка чистоты,  порядка в группе, личных вещах,  уборка после обеда. 

3. Помощь другим  детям в процессе одевания, раздевания, уборки. 

4. Поручения  после прогулки. Объяснения, как  нужно разуваться, завязывать шнурки, мыть руки. 

5. Беседа о  культурно-гигиенических нормах.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Здоровье детей  старшего дошкольного  возраста социально  обусловлено и зависит от таких  факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.

Задачами культурно-гигиенического воспитания старших дошкольников  является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего «Я», возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек. Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений.

В дошкольном возрасте дети должны научиться самостоятельно выполнять ряд необходимых культурно-гигиенических  требований: мыть руки перед едой и  после всякого загрязнения; мыть лицо, шею, уши, чистить зубы, полоскать рот; культурно и аккуратно есть (правильно держать ложку, пользоваться вилкой, есть не спеша и хорошо прожевывая пищу, есть только за столом, пользоваться салфеткой); одеваться и раздеваться, аккуратно обращаться с одеждой, складывать ее в порядке, вешать на место; следить за чистотой своего костюма, обуви; причесываться, пользоваться носовым платком; аккуратно пользоваться уборной и обязательно мыть руки после этого и т. п.

В дошкольном возрасте детям в самой элементарной форме сообщают, что чистота помогает сохранить здоровье, что от грязи можно заболеть, что от больного можно заразиться.

Если  все это сделано в дошкольном возрасте, то работа родителей по культурно-гигиеническому воспитанию в школьном возрасте значительно  облегчается: остается только закрепить достигнутое и воспитать ряд новых навыков и привычек, связанных с посещением школы и развивающимися двигательными умениями школьников.

 К перечисленным культурно-гигиеническим навыкам добавляется: каждое утро физкультурная зарядка, обтирание тела водой; старший дошкольник должен мыться в бане или в ванне горячей водой с мылом не реже одного раза в неделю; коротко подстригать ногти на руках и ногах; соблюдать режим занятий и отдыха, ежедневно находиться не менее 2 часов на свежем воздухе, спать при открытом окне или форточке (если не очень холодно); не сутулиться при ходьбе; соблюдать чистоту в помещении, во дворе, на улице (не сорить, не бросать бумажек, убирать за собой); есть не торопясь, ничем не отвлекаться во время еды  и др.

Внедренная система работы способствующая повышению уровню культурно-гигиенических навыков дошкольников, эффективна, так как уровень культурно-гигиенических навыков дошкольников изменился.

При повторной  диагностике уровень культурно-гигиенических  навыков дошкольников  был следующий. Высокий уровень увеличился на 30%, низкий уменьшился на 30%.

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Актуальные  проблемы воспитания и формирования личности дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. Л. В. Загик. М., 1992.

2. Белостоцкая  Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания  детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.

3. Выготский  Л. С. Педагогическая психология / под ред. В .В. Давыдова. -М. : Педагогика, 1991.

4. Галлер Л.А., Все начинается с примера –  Минск – 1982.

5. Глотова В.  И. Формирование представлений  о труде взрослых у детей  старшего дошкольного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук / В.И.  Глотова. М., 1974. 

6. Диагностика  трудовой активности детей старшего  дошкольного возраста: методические  рекомендации / сост. Л. И. Сайгушева  Магнитогорский пед.ин-т. Магнитогорск, 1991. 

7. Зебзеева В.А.  Организация режимных процессов  в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика  – М.: Просвещение – 2001.

9. Козьменко  А., Организация дежурства и их  роль в воспитании// Дошкольное  воспитание, 1987,  №12.

10. Куцакова  Л., Дошколята трудятся// Дошкольное  воспитание,  1993 - №8.

24. Куцакова Л., Конструирование и ручной труд в детском саду – М.: Просвещение – 1990.

11. Котряков  Н. Современные подходы к проблемам  трудового воспитания / Н.Котряков // Школа и производство. 1999. - № 2. 

12. Лихачёва  А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56

13. Лихачев, Б.  Т. Педагогика: курс лекций. - М. : Прометей, 1993.

14. Мачехина, О.  П. Формирование трудолюбия у  младших школьников в совместной  деятельности школы и семьи  : автореф. дис. . канд. пед. наук  - Брянск, 2003.

15. Обучение  и воспитание дошкольников в  деятельности / науч. ред. Р. С.  Буре. - М., 1994.

16. Сайгушева,  Л. И. Приобщение дошкольников  к общественно-полезному бытовому  труду и воспитание их трудовой  активности: методические материалы  / под ред. Р.Г.Казаковой. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. 

17. Теплюк, С.  Н. Особенности трудового воспитания  детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1984.

18. Унт, И.Э.  Индивидуализация и дифференциация  обучения. -М., 1990..

19. Урунтаева,  Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для учащихся средних  педагогических учебных заведений. -  М. : Изд. Центр «Академия», 1996. 

20. Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить  малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.

21. Черепанова, И. Б. Дети взрослеют в труде. - М. : Педагогика, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Вопросы для беседы с детьми по выявлению  у них гигиенических навыков  и знаний

1. Кто моет  пол, вытирает пыль?

2. Кто моет  посуду и ставит ее в шкаф?

3. Почему ничего  нельзя бросать на пол?

4. Покажи, куда  нужно складывать (убирать) мусор?

5. Покажи, как  ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот салфеткой)?

6. Расскажи и  покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться)?

7. Почему нельзя  разбрасывать свои вещи?

8. Что нужно  сказать, когда тебе помогают?

9. Кто из вас  часто помогает друг другу?  Как помогает?

10. Покажи, как  ты умеешь разложить ложки  (вытирать столы тряпочкой)?

11. Для чего  ты сейчас протираешь стол?

12. Как ты  помогаешь няне?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Дидактическая игра   «Мои ручки – мои помощники»

Цель: научить  детей применять полученные навыки в личной гигиене.

Материал: кукла  Оля

Ход.

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.  Кукла садится за стол и берёт чашку в руки.

Воспитатель указывает  на её руки.

Что это? (это  руки)

Они Олины помощники. Что они делают? (берут чашку  в руки)

Правильно, они  помогают Оле пить чай. (Далее воспитатель заостряет внимание детей, как Оля берёт расчёску в руки).

Что Олины руки делают? (расчёсывают волосы)

Как она расчёсывает  волосы? (Бережно, не спеша)

Затем, Оля умывает  своё личико, используя фольклор: «Водичка, водичка…»

 Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Что бы глазки блестели,

 Что бы щёчки горели,

 Что б смеялся роток,

 Что б кусался зубок!

 Дети подражают Олиным действиям.

 В конце игры воспитатель отмечает, что Олины руки, как и наши, могут выполнять любые задания (одеваться, застёгивать пуговицы, вешать  одежду, мыть ручки и т. д.)

 

 

Дидактическая игра  «Найди своё полотенчико»

Цель: закрепить  знания о местонахождении своего полотенчика в  умывальной комнате.

 Материал: зайка Лоло

 Ход.

К нам пришёл в гости зайка.

 Он почему- то печальный.

 Дети интересуются (Что случилось)

 Зайка рассказывает, что его братья всегда умытые и чистые, и у каждого есть  свой полотенчик.

 А у него нет.

 Воспитатель с детьми помогают решить проблемную ситуацию.

 Почему у зайки нет полотенчика?

 Зайка объясняет, что не умеет умываться и мыть руки.

 Сейчас наши дети тебя научат.

 Ребята, используя фольклор: «Моем носик, моем щёчки… », имитируют приём умывания и вытирания рук полотенчиком.

 Моем носик, моем щёчки

 Маминого птенчика,

 А на маленьком крючочке

 Ждёт нас полотенчико.

 Зайка доволен, что у него всё получилось.

 Воспитатель убеждает зайку, что теперь и у него будет свой полотенчик.

 Дети вручают зайке новый полотенчик.

 Зайка благодарит детей и просит показать ему свои полотенчики.

 Дети сопровождают зайку в умывальную комнату, где воспитатель  косвенно анализирует знания детей о местонахождении личного предмета  гигиены.

 

 В конце игры воспитатель с детьми проводит физкультурную минутку: «Зайкасерый умывается… »

 Зайка серый умывается

 Видно, в гости собирается

 Вымыл носик,

 Вымыл ротик,

 Вытер сухо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста