Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование влияние культурно-гигиенической культуры на старшего дошкольника.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и специфику культурно-гигиенического воспитания.
2. Выявить особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Практически исследовать влияние гигиенической культуры на детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста..............6
1.1. Понятие и специфика культурно-гигиенических навыков дошкольников...................................................................6
1.2. Особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.............................................10
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста............13
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.............................................20
2.1. Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.........20
2.2. Практическая работа по развитию культурно-гигиенических навыков детей.......................................................24
2.3. Анализ результатов проведенной работы....................................................26
Заключение............................................................................................................ 30
Список использованной литературы...................................................................32
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиенические навыки дошкольниковdoc.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

В старшем  дошкольном  возрасте все более  глубокими и осознанными становятся высшие чувства: нравственные, интеллектуальные. Поэтому очень важно знать и уметь так построить процесс гигиенического воспитания, чтобы он включал в себя:

- Во-первых, актуализацию всех источников  нравственно-интеллектуального опыта  дошкольников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

- Во-вторых, правильное соотношение форм  деятельности и просвещения на данном возрастном этапе.

- В-третьих,  включение критериев воспитанности  в оценку всех без исключения  видов деятельности и проявлений  личности воспитанников [9, 16].

В соответствии с этим, по мнению Н.Котрякова, на первый план выступает задача воспитания у старших дошкольников потребности в гигиене как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формированию валеологической культуры личности как части ее общей культуры [11, 112].

Ребенка к старшему дошкольному возрасту необходимо  научить содержать в чистоте  свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков  большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие  не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для ребенка  это становится законом.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических  навыков складываются и развиваются  нравственные чувства. Стремление заслужить  одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим ребенка  к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Будет радоваться  не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный [14, 54].

Если культурно-гигиеническое  воспитание проходит успешно, старший  дошкольник  должен освоить следующие  знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья:

- знать названия  основных частей тела и внутренних  органов, их расположение и  роль в жизнедеятельности организма  человека;

- понимать значение  здорового образа жизни для  личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- знать и  соблюдать правила личной гигиены,

- гигиены жилых  и учебных помещений, одежды, обуви  и др.;

- уметь правильно  строить режим дня и выполнять  его [9, 65].

Основными формами  воспитания гигиены можно считать  практические занятия.

Занятия можно проводить  вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.

1. Чистые руки:

– показать, как правильно мыть руки;

– доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

2. Здоровые зубы:

– показать на рисунке последовательность чистки зубов;

– почистить зубы щеткой и пастой;

– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);

– составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».

3. Красивые ногти:

– показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;

– правильно подстричь ногти на руках;

– порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

4. Внешний вид:

– выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;

– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

5. Я и мое здоровье [9, 66].

Таким образом, можно сделать вывод, что спектр гигиенических навыков, сформированных к старшему дошкольному возрасту должен быть довольно обширен.

 

    1. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

 

Для оптимального построения системы культурно-гигиенического воспитания воспитателю  необходимо обладать знаниями о специфике психофизиологического  развития старших дошкольников, а также об особенностях развития их эмоционально-волевой сферы.

К основным методам и  приемам формирования у детей  дошкольного возраста культурно  – гигиенических навыков относятся:

- личный пример взрослых 

- показ

- объяснение

- пояснение

- поощрение 

- беседы

- упражнения в действиях

- дидактические игры

- потешки

- стихотворения

- пословицы, поговорки

игровые приемы

- викторины, развлечения

- прием повторения  действий (например, попросили перед  мытьем: «Покажите, как вы засучили  рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)

Основной сферой общения  старшего дошкольника  становится воспитатель  и дети в группе. Так как ребенок  находиться рядом с воспитателем большую часть дня, он  имеет  определенный авторитет в глазах детей, то именно воспитатель   на личном примере может показать ребенку  необходимые навыки и умения гигиены.

Далее, на последующих  этапах осуществляется развитие культурно-гигиенических  навыков и привычек в процессе целенаправленного воспитания. Известно, что привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение воспитания в этом процессе трудно переоценить. Соответственно, педагогам необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно воспитывать старшего дошкольника, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, педагоги должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в вопросах гигиены [12, 72].

Здоровый образ  жизни определяется правильными  взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой. В соответствии с этой системой отношений работа, направленная на формирование культурно-гигиенических навыков, по мнению Н.Котрякова должна осуществляться в следующих направлениях:

1. «Я и мое  здоровье». Резервы моего здоровья - мое богатство.

2. «Я и другие  люди». Взаимодействие в коллективе  как условие здоровья ребенка.

Приоритетным  направлением культурно-гигиенического воспитания старших дошкольников должно стать формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру [7, 295].

Не менее  важно для сохранения здоровья развивать  у ребенка способность рассматривать  себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины  их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют старшему дошкольнику  видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо  формировать у старшего дошкольника  нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Ребенок  должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравооохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей [9, 65].

Одной из важных задача, которую педагог должен решить, осуществляя культурно-гигиеническое  воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения  навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Воспитатель должен составить  для детей  программу здоровьезбережения на определенное время (на месяц, четверть), включая различные мероприятия  по самонаблюдению, саморегуляции и  самооздоровлению.

Количество пунктов программы может быть увеличено по желанию ребенка. Участие старших дошкольников  в данных мероприятиях способствует установлению их активной позиции в самосозидании и формировании  экологически здоровой среды, в решении конкретных задач изменения окружающей действительности, характеризует отношение воспитанников к культурно-гигиенической деятельности как жизненно важному пути гуманистического преобразования мира [13, 81].

Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным  программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана  в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В программе «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы  сформированы задачи содержания культурно-гигиенического воспитания.

Личная гигиена

Первая младшая группа: при напоминании с помощью  взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Вторая младшая группа: при мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит  одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытираться полотенцем, вешать его на определенное место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком.

Средняя группа: тщательно  умывается, правильно моет руки перед  едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле закрывает рот платком, отворачивается.

Старшая группа: следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно  чистит зубы, без напоминания полощет  рот после еды. Просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы, самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

Подготовительная группа: выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее.

Дошкольник может успешно  освоить все гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически, выполнять их правильно и быстро.

Умения следить  за внешним видом

Первая младшая группа: снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает  пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Вторая младшая группа: самостоятельно одевается и раздевается  в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно  складывает и вешает одежду, выворачивает на лицевую сторону, старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослому.

Средняя группа: большая  самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережет одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает).

Старшая группа: совершенствует навыки, полученные ранее, чистит пальто, учится стирать носки, платок. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает одежду в шкаф, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвентарем. Тактично говорит товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогает устранить их.

Подготовительная группа: быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, пришивает пуговицу, стирает платок, носки, фартук.  Должен всегда быть опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Культура еды

Первая младшая группа: ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщательно пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

Вторая младшая группа: хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминаний  вытирает губы, пальцы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста