Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование влияние культурно-гигиенической культуры на старшего дошкольника.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и специфику культурно-гигиенического воспитания.
2. Выявить особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Практически исследовать влияние гигиенической культуры на детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста..............6
1.1. Понятие и специфика культурно-гигиенических навыков дошкольников...................................................................6
1.2. Особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.............................................10
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста............13
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.............................................20
2.1. Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.........20
2.2. Практическая работа по развитию культурно-гигиенических навыков детей.......................................................24
2.3. Анализ результатов проведенной работы....................................................26
Заключение............................................................................................................ 30
Список использованной литературы...................................................................32
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиенические навыки дошкольниковdoc.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические  основы формирования культурно-гигиенических  навыков у детей дошкольного  возраста................................................................6

1.1. Понятие и  специфика культурно-гигиенических  навыков дошкольников..........................................................................................................6 

1.2. Особенности   культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста...........................................................................................10

1.3. Методы и  приемы формирования культурно-гигиенических  навыков у детей старшего дошкольного  возраста................................................................13

Глава 2. Экспериментальная  работа по развитию культурно - гигиенических  навыков у детей старшего дошкольного  возраста.............................................20

2.1. Выявление  уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста............................................................20

2.2. Практическая  работа по развитию культурно-гигиенических  навыков детей........................................................................................................................24

2.3. Анализ результатов  проведенной работы....................................................26

Заключение............................................................................................................ 30

Список использованной литературы...................................................................32

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общеизвестно, что здоровье человека начинает  закладываться  в раннем детстве. Детский организм  очень пластичен и гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого, поэтому  от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что одно из первостепенных  значений в охране и укреплении здоровья ребенка старшего дошкольного возраста  принадлежит именно его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание является  частью общего воспитания, а гигиенические навыки - неотъемлемой частью культурного поведения.

Культурно-гигиенические  навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в  охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Отечественные педагоги, в частности, В.Г. Нечаева, Ф.С. Левин-Щирина, В.А. Горбачева,  психологи Е.В. Субботский, В.С. Мухина, С.Г. Якобсон доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. Однако, при этом, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Для того, чтобы  воспитание культурно-гигиенических  навыков осуществлялось успешно  в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Формирование  культурно-гигиенических навыков  исследовали такие ученые как  Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Лихачёва А.А., Глотова В.И. и другие.

Целью данной работы является исследование влияние культурно-гигиенической  культуры на старшего дошкольника.

Объект исследования: культурно-гигиенические навыки у старших дошкольников.

Предмет: методы формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.

Гипотеза: формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего  дошкольного возраста, будет осуществляться эффективнее, при учете начального уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей старшего  дошкольного возраста.

 Задачи:

1. Рассмотреть  понятие и специфику  культурно-гигиенического  воспитания. 

2. Выявить особенности   культурно-гигиенических навыков  детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить  методы и приемы формирования  культурно-гигиенических навыков  у детей старшего дошкольного  возраста.

4. Практически  исследовать  влияние гигиенической культуры на детей старшего дошкольного возраста

 

Методы: анализ, сравнение, обобщение,   изучение литературы, анализ психологической  литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.

База  исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка» - детский сад № 69 «Сказка» г. Белгорода.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заклучения, список использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования культурно-гигиенических  навыков у детей дошкольного возраста

 

 

1.1. Понятия и  специфика культурно-гигиенических  навыков дошкольников

 

Одним из аспектов всестороннего формирования личности подрастающего поколения является формирование здорового образа жизни  ребенка и культурно-гигиеническое  воспитание.

Гигиена - медицинская  наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая  оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Здоровье населения  неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Основные задачи гигиенических исследований, проводимых в нашей стране, определены системой государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения.

Основной причиной ухудшения состояния здоровья детей  и молодежи и резкого снижения морально-духовного состояния учащихся является низкая санитарная культура, отсутствие элементарных гигиенических навыков, безответственное отношение к своему здоровью [15, 67].

Федеральный закон   «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступивший в силу  1 сентября 2013 г. включает в себя такие задачи системы образования как: «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности».

Как показывает международный опыт, чтобы достичь  успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической  грамотности в сохранении и укреплении здоровья, необходимо в значительной степени повысить ответственность  детей за свое здоровье. Привитие старшим дошкольникам  навыков личной гигиены будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний, предупреждению заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждению близорукости и нарушения осанки, различных инфекционных заболеваний.

Данная тема рассматривалась в трудах следующих  ученых.

Н.В. Шелгунов одним  из главных условий здоровья детей  считал привычку к порядочной и умеренной  жизни. Деятели начального образования  Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков требовали  создания санитарно-гигиенических условий детского учебного труда [13, 83].

В настоящее  время меняется направление исследований проблемы гигиенического воспитания, их количественные и качественные параметры. Появляется большое количество научных  работ и практических рекомендаций, вскрывающих серьезные проблемы и показывающих пути их решений:

  • антиалкогольное и антинаркотическое просвещение;
  • половое воспитание и психогигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни;
  • сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей [12, 61].

С гигиеной воспитания неразрывно связано формирование культурно-гигиенических  навыков у детей.

Культурно-гигиенические  навыки – это навыки, которые  позволяют человеку обслужить самого себя.

Культурно-гигиенические  навыки – важное средство физического  воспитания; являются составной частью культуры поведения, с другой стороны  они связаны с трудовым воспитанием.

Культурно-гигиенические  навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и  нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в  охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Выполнение  культурно-гигиенических навыков  создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

  Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой. В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических  навыков складываются и развиваются  нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!» Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому.

Взрослому надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление  жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

Таким образом, понятие и специфика культурно-гигиенических  навыков дошкольников - один из важных факторов развития здоровой личности.

 

    1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста

 

По мнению О.П. Мачехиной, дети старшего дошкольного  возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Культурно-гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Дети старшего дошкольного возраста должны  правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем, как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться [14, 54].

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста