Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование влияние культурно-гигиенической культуры на старшего дошкольника.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и специфику культурно-гигиенического воспитания.
2. Выявить особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Практически исследовать влияние гигиенической культуры на детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста..............6
1.1. Понятие и специфика культурно-гигиенических навыков дошкольников...................................................................6
1.2. Особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.............................................10
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста............13
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.............................................20
2.1. Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.........20
2.2. Практическая работа по развитию культурно-гигиенических навыков детей.......................................................24
2.3. Анализ результатов проведенной работы....................................................26
Заключение............................................................................................................ 30
Список использованной литературы...................................................................32
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиенические навыки дошкольниковdoc.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Средняя группа: увеличивается  самостоятельность, умеет правильно  пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после  еды полощет рот водой.

Старшая группа: за стол садиться в опрятном виде с чистыми  руками, причесанный. Ест аккуратно, умело пользуется столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости  оказывает помощь.

Подготовительная группа: закрепление и совершенствование навыков. Полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол, хлеб берет с общего блюда руками и ест, отламывая кусочки.

Ежедневно составляется график дежурства детей по столовой и живому уголку. В начале года воспитатель контролирует соблюдение этого графика.

Воспитатель напоминает детям об их обязанностях во время  дежурств. К концу учебного года дети сами следят за соблюдением графика  дежурства.

Таким образом, воспитатель  должен точно знать весь объем и основные направления культурно-гигиенического воспитания, которые заключаются в следующем:

1. Дать старшим  дошкольникам  сведения, необходимые  для укрепления здоровья, выработать  на основе этих знаний необходимые  культурно-гигиенические навыки  и привычки, которые нужны для жизни и труда.

2. Учить дошкольников  на практике применять эти  знания, уметь контролировать свои  дела и поступки без напоминаний  взрослых.

3. Воспитывать  у детей бережное отношение  к своему здоровью, к здоровью  окружающих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Рассматривая  процесс культурно-гигиенического воспитания старших дошкольников, можно  выделить несколько  составляющих элементов, которые осуществляет воспитатель:

а) формирование у детей  потребности в выработке того или иного навыка гигиены;

б) овладение  дошкольниками знаний предмета гигиены;

в) формирование умений, культурно-гигиенических навыков  и привычек. Все эти этапы осуществимы  только при включении детей  в  различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, воспитатель организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него ребенка. Только включив дошкольников в деятельность, воспитатель  может добиться успешного усвоения и применения на практике детьми  практических навыков общественной и личной гигиены [13, 93].

Мерилом сформированных культурно-гигиенических навыков  выступают не слова, а поведение  и поступки. Любой вид деятельности — учение, игра, труд — в этом возрасте важен для освоения знаний о здоровом образе жизни и культурно-гигиенических правилах. И формирование культурно-гигиенических навыков обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по развитию культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

 

 

    1. Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

 

Исследование влияния культурно-гигиенической культуры на детей старшего дошкольного возраста проводилось МАДОУ «Центр развития ребенка» - детский сад № 69 «Сказка» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления  уровня сформированности гигиенических  навыков старших дошкольников были подобраны вопросы для беседы с детьми (см. Приложение 1).

Ответы детей  выглядели следующим образом.

- Кто моет  полы, вытирает пыль?

На этот вопрос первым ответил Максим.

- Помощник воспитателя,  Елена Викторовна.

 После него все дети повторили ответ.

- А кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

А вы знаете,  почему ничего нельзя бросать на пол?

- Потому что  Елена Викторовна подмела и  если кидать мусор, снова   в группе будет грязно, - ответил  Владик.

- Тимур, скажи,  а куда нужно складывать мусор?

Тимур показал  на  мусорное ведро.

- Молодец, правильно,  Илюша, а покажи, как ты умеешь  мыть руки?

Илья подошел  к раковине, включил воду,  принялся мыть руки, но при этом не закатил  рукава и не взял  мыла.

- Дарья, посмотри, правильно ли Илюша  моет  руки?

Даша ошибку найти не смогла, ей помог Максим.

- Надо закатать  рукава, а то они намокнут.

- Ребята, скажите,  а руки нужно мыть с мылом?

- Да, с мылом. (ответили хором)

- Да руки  нужно мыть с мылом! – ответили  все хором.

- Алиса, а  покажи всем  как нужно застегивать  пуговицы?

Алиса начала застегивать  пуговицы, но  начала с середины. Сережа тут же указал ей на ошибку. Пуговицы нужно застегивать сверху вниз.

- Соня,  расскажи, почему нельзя разбрасывать свои  вещи?

Соня не ответила, так как не знала ответа.

- Ваня, а помоги  Соне, ответь на вопрос?

К сожалению, Ваня тоже не смог ответить, и все дети ответили хором.

- Полина, покажи  всем как нужно правильно раскладывать  ложки!

- Умница, Полина, ты сделала все правильно.

Критерии определения  уровня сформированности культурно-гигиенических навыков  определялись следующим образом.

           Высокий уровень культурно-гигиенических навыков  

1. Ребенок самостоятельно  одевается и раздевается в  определенной последовательности, сам  застегивает пуговицы, завязывает  шнурки.

2. Ребенок без напоминания взрослого моет руки.

3. Ребенок помогает  няне накрыть на стол к обеду  (расставляет посуду).

4. Ребенок убирает  на место после игры игрушки.

Средний  уровень культурно-гигиенических  навыков 

1.Ребенок одевается  с помощью взрослого в определенной последовательности. Воспитатель помогает застегивать пуговицы и завязывать шнурки

2. Только при  напоминании взрослого моет руки.

3. Ребенок убирает  на место игрушки при напоминании.

Низкий уровень  культурно-гигиенических навыков

1. Ребенок неправильно  надевает одежду, не может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

2. Ребенок не  умеет мыть руки, моет только  при помощи.

3.  Накрывать  на стол ребенок не может  самостоятельно.

      1. Ребенок убирает игрушки только при указании взрослого.

Результаты  наблюдения занесены в таблицу 2.1

Таблица 2.1

Диагностическая карта  уровня культурно-гигиенических  навыков (констатирующий этап эксперемента)

Ф.И.О. ребенка

Одевание

Умывание

Помощь няне

Уборка игрушек

Уровень

1.Полина С.

2.Ваня П.

3.Максим П.

4.Соня Г.

5.Родион К.

6.Алиса С.

7.Лиза М.

8.Сергей К.

9.Владик К.

10.Даша Г.

+ -

+

+

+ -

-

-

-

+

+ -

+ -

+

+

+

+ -

-

+ -

+ -

+

+ -

+ -

+ -

+ -

+

+

+ -

-

-

+ -

+ -

-

+ -

+

+ -

+

+ -

+

+

+ -

+

-

С

В

В

С

Н

Н

Н

С

С

Н


 

 Уровень культурно-гигиенических навыков  у детей старшей группы был представлен на рис.2.1.


 

Рис. 2.1 Уровень  культурно-гигиенических навыков  детей (констатирующий этап эксперимента)

 Таким образом, по данным диаграммы можно сделать вывод, что уровень культурно-гигиенических навыков  дошкольников, в основном, находится на среднем и низком уровне. Соответственно, полученные данные свидетельствуют о том, что в группе необходимо дальнейшее формирование и развитие  культурно-гигиенических навыков.

 

    1. Практическая работа по формированию и развитию культурно-гигиенических навыков детей

 

Исходя из данных полученных, нами была реализована  система работы, способствующая повышению  уровню культурно-гигиенических навыков  дошкольников.

1. После обеда  мы детей укладывали спать.  Детям давалось задание  самостоятельно  раздеться и лечь. Некоторые дети не могли самостоятельно расстегнуть пуговицу, например, подобные затруднения испытывала Алиса. Для этого Ване было дано  поручение  помогать  Алисе, расстегивать пуговицы. Ваня с удовольствием поручение выполнял. Было также обращено особое внимание детей, что мальчики всегда должны помогать девочкам. Особо акцентировалось внимание, на том, что «Посмотрите, какой Ваня молодец! Помог Алисе расстегнуть пуговицы».

2. Игровая деятельность. В это время им давались  разнообразные поручения. Например,  Сергея К. периодически просили смотреть в коридоре все ли  там чисто, и все ли лежит на своем месте. Очень часто был приоткрыт шкафчик Лизы, и из него  торчала одежда. В первый раз, увидев это, Сережа  сказал, что  «Лиза не закрыла дверь своего шкафчика», после чего попытался его закрыть, но мешали рукава. Ему было предложено, попробовать убрать рукав, то есть поправить одежду. Он выполнил все правильно, впоследствии  он поправлял одежду  без указания воспитателя. За это он всегда получал благодарность перед всей группой: «Молодец, Сергей! Теперь у нас чисто и красиво. Нужно всегда поддерживать чистоту не только дома, но и в группе и даже на улице».

3. Поручения   после сончаса. После сончаса  дети также должны были самостоятельно  одеваться и умываться. Каждый раз акцентировалось внимание на том, что те, кто оделся  должны помочь другим, кому трудно. Одним из первых всегда одевался Максим, после чего шел к Даше и помогал одеваться ей.  При этом, он рассказал, что ей необходимо надеть сначала. Также детям задавались вопросы: «Ребята,  скажите, что нужно надевать сначала».  Дети отвечали: «Колготки, носки, шорты, майку». «Вот именно, ребята, одеваться нужно в определенной последовательности, чтобы было одевать вещи было удобно, посмотрите, как сейчас одевается Полина, сначала она надевает колготки, затем носочки и сандалии. А Максим у нас сегодня молодец, он помог Даше, надеть колготки правильно!». При умывании акцентировалось внимание детей на то, что мыть руки и лицо нужно тщательно и в то же время очень аккуратно, чтобы не разливалась вода. Мыло брать аккуратно и класть его на место. Детям пояснялось, что расчесываться нужно только своей расческой и вытираться только своим полотенцем.

4. Поручения  после прогулки. После прогулок  многие дети буквально вбегали в группу, быстро начинали снимать обувь, не развязывая, при этом,  шнурки. В это время особое внимание уделялось этому моменту. Воспитатель говорил: «Ребята, а почему вы не развязываете шнурки, ведь потом вам трудно будет ее развязать, как только вы пришли с улицы необходимо не снимать обувь, а сначала развязать шнурки, и вам так будет удобно снимать обувь».

Детям было объяснено, что обуваться и разуваться нужно  сидя, потому что это удобнее, также  всех детей научили завязывать шнурки. Впоследствии, все садились и правильно завязывали шнурки. Не получалось у  Алисы, а Владик сказал, что у него на обуви нет шнурка, она на заклепке. Остальные правильно, сами развязали шнурки. После этого все шли мыть руки.

5. После того, как все переодевались, кому-либо из детей давалось поручение все проверить. Как правило, последней переодевалась Соня. Соне давалось поручение посмотреть не оставил ли кто одежду или обувь, все ли в раздевалке в порядке. Она смотрела по сторонам и если видела кем- то оставленную обувь, сразу вспоминала чья она. Вспомнив, чья обувь, она клала ее в шкаф. Соня всегда получала похвалу: «Молодец, Соня! Помогла мне, а ведь если бы ты ее не заметила, Даша искала бы ее».

6. С детьми  была проведена беседа о культурно-гигиенических  нормах.   В беседе внимание детей особо заострялось на том, что    по утрам, после прогулки, после еды необходимо  умываться и мыть руки с мылом. Следить за гигиеной рук (чистые подстриженные ногти), содержать в чистоте одежду (одежда должна быть чистая и выглаженная).

7. Для того, чтобы  процесс работы проходил эффективнее,  нами  использовались произведения  художественной литературы и  устного народного творчества  (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка», М.Яснов «Я мою руки», Я. Аким «Мыть посуду я люблю», В. Зайцев «Я одеться сам могу», А. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Аленушка», «Научу обуваться я братца», З. Александрова «Утром», «Купание»).

Так как в  дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников, использовались дидактические игры «Мои ручки - мои помощники», «Найди своё полотенчико»(см. Приложение 2). 

 

 

2.3. Анализ результатов  проведенной работы

После проведенной работы культурно-гигиенические навыки детей диагностировались аналогично началу эксперимента.

Результаты  также были оформлены в таблицу 2.2 и рис. 2.2.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста