Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы : изучение процесса формирования у школьников интереса к физической культуре через разнообразные средства и методы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме формирования интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста.
2. Выделить особенности формирования интереса школьников к занятиям физической культурой.
3. Описать разнообразные формы, средства и методы по формированию интереса школьников к занятиям физической культурой.
4. Провести исследовательскую работу по изучению проблемы формирования познавательных интересов учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………..5
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования
интереса школьников…………………………………………………………………5
1.2 Особенности формирования познавательного интереса
к занятиям физической культурой…………………………………………….8
1.3 Формы, средства и методы физического воспитания
Направленные на формирование интереса школьников………..12
1.3.1 Средства физического воспитания………………………………….12
1.3.2 Методы физического воспитания……………………………………15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….28
2.1 Возможности урочных и неурочных форм занятий и
формировании интереса учащихся к занятиям физической
культурой………………………………………………………………………………28
2.2 Методики изучения интереса учащихся к занятиям
физической культурой…………………………………………………………..32
2.3 Рекомендации для формирования познавательного
интереса школьников к занятиям физической культурой……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Натахи.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее целью – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7 – 9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течении 6 – 7 мин (в младших классах – не более 5 – 6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2 – 3 недели, т.е. 2 – 3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя – предметники, ведущие первый урок  в данном классе.

Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3 – 5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4 – 6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1 – 2 мин.

В старших классах проводятся физкультпаузы  во время занятий в учебно – производстенных мастерских (на уроках труда).

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продольного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепления здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддерживание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная (10 – 15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть – основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть – заключительная (5 – 7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает  общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его  и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий  возлагается на воспитателей групп продленного дня.

     3.  Внеклассные формы организации занятий.

 

 

 

1.3.2. Средства  физического  воспитания

      Термин  «средство»  происходит  от  слова  «средний»,  «серединный».  Средство – это  то,  что  создано  человеком  для  достижения  определенных  целей.  К  средствам физического  совершенствования   относят  физические  упражнения,  естественные  силы  природы  и  гигиенические  факторы.

      ФИЗИЧЕСКОЕ  УПРАЖНЕНИЕ – это  основное  и  специфическое  средство  физического  совершенствования,  особый  вид  двигательной  деятельности,  при  помощи  которого  осуществляется  направленное  воздействие  на  занимающегося.

       ФИЗИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ – двигательные  действия,  с  помощью  которых  решаются  образовательные,  воспитательные  задачи  и  задачи  физического  развития.  Многократное  выполнение  двигательных  действий  образует  двигательную  деятельность.

       Естественные  силы  природы,  факторы  гигиены  являются  вспомогательными  средствами.  С  их  помощью  полнее  и  лучше  используется  основное  средство,  создаются  условия  для  эффективного  влияния  физических  упражнений  на  занимающихся,  успешной  организации  и  проведение  занятий.  Основные  и  вспомогательные  средства  физического  воспитания  должны  применяться  в  единстве/17,21/.

       Выделяют  разные  виды  эффектов,  которые  возникают  в  организме  и  психике  человека  в  результате  применения  физических  упражнений:

  1. В  зависимости  от  решаемых  задач  различают  образовательный,  оздоровительный,  воспитательный,  функционально-развивающий,  рекреационный,   реабилитационный  эффекты;
  2. В  зависимости  от  характера    применяемых  упражнений  эффект  может  быть  специфическим  и  неспецифическим  (общим);
  3. В  зависимости  от  преимущественной  направленности  на  развитие  и  совершенствование  какой-либо  способности  (функции)  существует:  силовой,  скоростной,  скоростно-силовой,  аэробный,  анаэробный  и  другие  виды  эффектов;
  4. В  зависимости  от  достигнутых   результатов  эффект  может  носить  положительный,  отрицательный  или  нейтральный  характер;
  5. В  зависимости  времени,  в  рамках   которого  осуществляются  адаптационные  (приспособительные)  изменения  в  организме,  эффект  может  подразделяются  на  срочный,  который  возникает  после  выполнения  одного  или  серии  упражнений  в  одном  занятии;  отставленный  (текущий),  появляющийся  после  нескольких  занятий;  кумулятивный  (суммарный), который  проявляется  после  какого-то  длительного  этапа,  периода  занятий.

Одновременно  физические  упражнения  рассматриваются  и  как  метод  обучения  и  воспитания.  Важнейший  признак    физических  упражнений  как  метода – повторяемость их  применения,  что  позволяет  педагогу  оказывать  необходимое  воздействие  на  занимающихся.    C  помощью  физических  упражнений,  с  одной  стороны,  осуществляется   биологическое   воздействие  на  организм  человека,  изменяется  его  физическое состояние, с другой – происходит передача общественно- исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов,  с  представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются естественными, существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания. Это так называемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания «школы движения», развития основных физических способностей (качеств),  решения специальных педагогических и лечебных задач. Сюда относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью этой группы физических упражнений является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биохимических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основной для отождествления физический упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает ее к своим потребностям.  Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям развития производства. Говоря о физическом труде, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мышечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, психические, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производственных движений.

Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство  физического совершенствования. Но используемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.

Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними /2,94/.

Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека – это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.

Наиболее общим фактором, обуславливающим рациональное воздействие физических упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы.

Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и т.д.) в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект. Так, физическая подготовка  (общая и специальная) у спортсменов различной квалификации не одинакова,. Поэтому нагрузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсменов более низких разрядов.

Особенности самих физических упражнений, т.е. сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.

Особенности внешних условий ( метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и т.д.). Педагог обязан знать основные научные положения о работоспособности человека (врабатываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, дает педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.

 

1.3.2.Методы физического воспитания

Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств.

Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плавностью и реализацией определенного способа деятельности. Способ – это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология их освоения.

Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности.

Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.

Всякий метод предназначен для воздействия на какой- либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: интерес, эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.

Метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую  и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Информация о работе Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста