Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы : изучение процесса формирования у школьников интереса к физической культуре через разнообразные средства и методы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме формирования интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста.
2. Выделить особенности формирования интереса школьников к занятиям физической культурой.
3. Описать разнообразные формы, средства и методы по формированию интереса школьников к занятиям физической культурой.
4. Провести исследовательскую работу по изучению проблемы формирования познавательных интересов учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………..5
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования
интереса школьников…………………………………………………………………5
1.2 Особенности формирования познавательного интереса
к занятиям физической культурой…………………………………………….8
1.3 Формы, средства и методы физического воспитания
Направленные на формирование интереса школьников………..12
1.3.1 Средства физического воспитания………………………………….12
1.3.2 Методы физического воспитания……………………………………15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….28
2.1 Возможности урочных и неурочных форм занятий и
формировании интереса учащихся к занятиям физической
культурой………………………………………………………………………………28
2.2 Методики изучения интереса учащихся к занятиям
физической культурой…………………………………………………………..32
2.3 Рекомендации для формирования познавательного
интереса школьников к занятиям физической культурой……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Натахи.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Макаренко считал, что жизнь и труд ребенка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом.

В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной личности.

Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно- урочную систему обучения.

Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к обучению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приема может расшатать интерес, который еще очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого -педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приемы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Исследование проблемы формирования интересов в контексте разнообразной деятельности учащихся позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

 

    1. Особенности формирования познавательного интереса к занятиям

  физической культурой среднего  школьного возраста

          Как   известно,  в  классе,  который  приходит  на  урок  физической  культуры,   далеко  не  одинаковый  состав учащихся.  Все  они  заметно  отличаются  по  своему  физическому  развитию,  состоянию  здоровья,  подготовленности.  Есть ученики,  хорошо физически подготовленные  (занимающиеся  в  ДЮСШ   или спортивных  секциях),  имеющие  спортивные  разряды.  И  на    ряду  с ними  -  ученики  со  средней  и  даже  слабой  подготовкой.  В классе  занимаются  ученики  двух  и  более возрастов,  мальчики  и  девочки.

       Уроки  физической  культуры  проводят  в разных  условиях – в  помещении,  на  площадке ,  на  местности, в  разное  время  учебного  дня. 

        И   интересы  учеников  и  отношение  их  к  занятиям  различны.  Одни  любят  баскетбол,  хоккей,  футбол,  другие – гимнастику,  акробатику,   атлетику,  плавание.  Есть  и такие , которых  не интересует  ни  один  вид  упражнений,  они неохотно  идут  на занятия,  по  всякому  поводу  и  без  повода  уклоняются  от  них.  Кроме  того,  ученики  приходят  с  различной  степенью  возбуждения  в  зависимости  от  того,  что  было  дома,  на  перемене,  на  предыдущем  уроке.

        При  всём  разнообразии  данных  в  характеристики  учащихся  класса  от  всех  требуется  внимание  к  предстоящим  занятиям.  Увлечь  единой  целью  каждого  из  учеников,  настроенных  по-разному,  -  дело  нелёгкое,  многие  учителя  испытывают  при  этом  немалые  затруднения /11,50/.

        На уроке  каждый  должен  получить  возможность  активно,  с интересом  заниматься,  овладеть  знаниями  и  умениями,  предусмотрённые  планом  учителя.  Исходя  из  этих задач  и  особенностей  проведения  урока  физической  культуры  и  надо  организовать  класс  как рабочую  группу.

    Особое  внимание  учитель  должен  уделить  созданию  в  классном  коллективе  здорового,  так  сказать  «психологического  климата»,  атмосферы  взаимопомощи,  чуткого,  внимательного  отношения  друг  к  другу  и  вместе  с  тем  неукоснительного  выполнения  требований,  предъявляемых  к  ученикам  на  уроке.  Среди  них  такие  как:

   -  определённый  порядок  подготовки  к  уроку  (время  и  место  переодевания,  способ  складывания  снятой  одежды,  обуви);

   -  порядок  построения  и  перехода  к  месту  занятий,  место  построение  в  начале  и  конце  урока;

   -  подготовка  и  сдача  рапорта  учителю  о  готовности  класса  к  занятию;

  -  соблюдение  правил  подготовки,  переноса  и  уборки  снарядов  и  инвентаря;

  -  организованный  уход  с  занятия.

       Справиться  с  такой  организацией  учащихся  легче,  когда  класс  представляет  собой  хорошо  слаженный  организованный  коллектив,  где  имеются  ответственные  и  подчинённые,  организаторы  и  исполнители. В  этом  таятся  большие  воспитательные  возможности.  Например,  представляется  возможность   формировать  жизненно необходимое   умение  подчинять  и  подчинятся.  Воспитательные  возможности  такой организации  распространяется  и  на  так  называемых  трудных  учеников.  Нередки  случаи,  когда  благодаря   правильно  подобранным общественным  функциям  для  таких  учеников,  доверию  в  работе  на  уроках  физической  культуры,  трудные  дети  становились  более  дисциплинированными.  И  это  закономерно.  «Дисциплина – это  результат  воспитания».

Итак,  для  успешного  проведения  урока,  овладения  вниманием  класса  и  в  то  же  время  для  педагогического  воздействия  на  детей  учитель  должен  вести  определённую  работу,  добиваясь,  чтобы  класс  представлял  собой  хорошо  организованную  группу.  Первое  в  этой  работе -  создание  физкультурного  актива,  на  который  учитель мог  бы  надёжно  опереться.

        Из кого  должен  состоять  актив  класса  и  каковы  обязанности  каждого  активиста?  

         В  методической  литературе  принято  считать,  что  в  физкультурный  актив  класса  входят:  физкультурный  организатор  ( физорг )  и  его  заместитель,  дежурный,  командиры  отделений  ( групповоды )  для  занятий  в  группах  на  уроке.

         Физорг  и  его  заместитель  избираются  на  один  год  из  числа  пользующихся  авторитетом  и  уважением  товарищей.  Если  физорг  -мальчик  (юноша),  то  заместителем  следует  избрать  девочку  (девушку),  и  наоборот.  Нередко  в  классе  выбирают  и  двух  физоргов – мальчика  и  девочку.

           Физорг  обязан,  прежде  всего,  следить  за  выполнением  всех  установленных  требований  на  занятиях  по  физической  культуре  в  классе,  помогать  дежурным  в  подготовке  учеников  к  уроку,  не  допускается  их  опозданий,  вместе  с  учителем  следить  за  тем,  чтобы  все  были  одеты  по  установленной  форме.  Кроме  того,  физорг  ведёт  физкультурную  работу  во  внеурочное  время – организует  учащихся   на дополнительные  занятия  по  гимнастике,  лыжам,  лёгкой  атлетике,  играм  и  др.;  составляет  заявки  на  календарные  спортивные  школьные  соревнования  и  др. 

          Дежурных  специально  назначают  на  урок  физической  культуры  двух  -  мальчика  (юношу)  и  девочку  (девушку).  Один  из  них  ответственный,  он  и  отдает  рапорт.  Дежурство  на  уроках  физической  культуры  целесообразно  передать  рядом  стоящим  в  строю. В  обязанности  дежурных  входит  своевременная  подготовка  учащихся  к  уроку  в  соответствующей  одежде  (в  гимнастическом  зале,  на  площадке  осенью,  весной,  зимой  на  лыжах  и  др.);  обеспечение  своевременной  явки учеников  на  занятия  по  звонку;  построение  класса  в  шеренгу; рапорт  учителю;  подготовка  к  уроку  мелкого  инвентаря  (скакалки,  мячи,  палки,  и  др.),  наглядных  пособий;  участие  в  подготовке  и  уборке  снарядов.

        Командиры  отделений  назначаются,  выбираются  по-разному.  Главные  обязанности  командира  отделения:  знать  место  построения  и  занятия  группы,  расположение  снарядов,  содержание  заданий,  намеченных   для  данной  группы;  уметь  правильно  выполнять  и  объяснить  упражнения,  оказывать  страховку  и  помощь  своим  товарищам/6,144/.

        Все  названные  активисты  должны  стать  надёжными  помощниками  учителя  на   уроке,  от  их  деятельности  в  определенной  степени зависит  успешное  проведение  занятий.  Поэтому  надо  уметь  выявлять,  выбирать,  назначать  помощников, своевременно заменять  их,  а  главное – постоянно  с  ними  работать.

       С  чего  нужно  начинать  учителю  эту  работу?

      Прежде  всего,  на  вводном  уроке  учитель  рассказывает  о  том,  чему  он  научить  учеников  по  своему  предмету,  подчёркивает  роль занятий для  укрепления  здоровья  и  улучшения  физического развития,  указывает,  что  от  учеников  для  этого  требуется.  На  этом  же  уроке  выбираются  физорг  и  его  заместитель (предварительно  учитель  советуется  о  возможных  кандидатах  с  классным  руководителем).  Тут  же кратко  говорит  об  обязанностях  физорга  и  о  том, чтобы  ученики  класса  поддерживали  его,  помогали  ему  и  заместителю  в  их  деятельности.  Дальнейшая  работа  с  физоргами  в  течении  года  идёт  по  намеченному  плану.

     Большое  значение  имеет  правильная  организация  отделений  (групп)  и  выявление  их командиров  (групповодов).  Опыт  показывает,  что  один  их  целесообразных  вариантов – создание  отделение  (групп)  мальчиков   и  девочек  на  основе данных  физической  подготовленности  и  состоянии  здоровья.  Данные  физического  развития,  в  частности,  такие,  как  рост,  вес,  не  имеют  решающего  значения.  Более важно  учитывать  при  организации отделений  уровень  физической  подготовленности  учащихся,  так  как  это  даст  возможность  обеспечить  посильность  поручаемых  учебных  заданий.  Стремление  стать  лучшими  в  своем  отделении  присущи  каждому  ученику,  что  существенно  улучшает  качество  обучения.

      Физическая  подготовленность  учащихся  определяется  на  первых  уроках  путём   проведения  экспресс   тестов  или  контрольных  упражнений  из  школьной   программы   (бег,  метание мяча на дальность,  прыжки  с  места  в длину  и т. П.).  На  основе  результатов  этой  проверки  в  классе  формируются  отделения  мальчиков  (юношей)  и девочек  (девушек):  слабое  и  сильное.  Называть  отделение  следует  по  номерам -  первое,  второе  и  т.д. 

      В классах,  где  работа  ведётся  учителем  из  года  в  год,  занятия  можно  вести  с  отделениями,  образованными  в  предыдущем  учебном  году.  Состав  отделения  может  в  течение  года  частично  меняться.  С  ростом  физической  подготовленности,    улучшением  или  ухудшением  состояния  здоровья  ученики  переводятся  в  соответствующие  отделение.  Состав  отделений может  меняться  в  зависимости   от  учебного  материала,  который  походят  ученики  в  данной  четверти.  Может  оказаться,  что  учащиеся  хорошо  усваивают  учебный  материал  из  раздела  лёгкой  атлетике  и  хуже – гимнастики,  или, скажем,  лыжной  подготовки.

      Списки  учащихся  по  отделениям  надо  согласовывать  с  врачом.  Бывают  случаи,  когда  он  считает  необходимым  перевести  ученика  из  сильного  в  слабое  отделение  и  наоборот – в  зависимости  от  изменения  состояния  здоровья.  Во  время  проверки  двигательной  подготовленности   детей  учитель  внимательно  наблюдает  за  ними,  выделяя  наиболее  подготовленных,  которых  и  назначает  групповодами.

    Проведение  занятий  по  группам  повышает  интерес  к  занятиям,  развивает  самостоятельность,  активность,  а  это  - одна  из  задач  учебной  работы. Однако  надо  твёрдо  усвоить,  что  проведение  урока  с  делением  на  группы  возможно  только  при  готовности  к  такой  работе  класса  и  специально  подготовленных  для  этого  групповодов.  Вот  почему  недостаточно  лишь назначить  (выбрать)   старших  в  группе,  надо  систематически  готовить  их  к  этой  роли.

      Назначив (избрав)  групповодов,  учитель  по  ходу  занятия  помогает  им  справляться  с  обязанностями,  оценивает  их,  но  тактично,  не  подрывая,  а  наоборот,  укрепляя  их  авторитет.  Это  весьма  важно,  так  как  чёткая  организация  работы  в  отделениях  зависит  от  того,  насколько  ученики  подчиняются  старшему  в  группе  и  считаются  с  его  указаниями.  Необходимо  стремиться  к  тому,  чтобы   все   ученики  поработали  достаточное  время  в  роли  помощников,  развивая  в  себе  требуемые  для  этого  способности  и  умения.

       Создание  нормальных  взаимозависимых  отношений  учащихся  в  классе,   чёткое  выполнение  активом  заданных  функций  требуют  от  учителя  постоянного,   чуткого  внимания  и  поддержки  каждого  активиста.   Назначение,  выборы,  смена  активистов  должны  быть   гласными,  так  же  как  и  оценка  их  работы.  Особо  отличившихся  учеников  следует  отмечать в  приказах  по  школе,  а  хорошо  работающих  доводить  до  сведенья  родителей/3,18/.

Всё  это  дисциплинирует   учащихся,  повышает  эффективность  обучения,  формирует  интерес  у  школьников  и  способствует  более  успешному  решению  задач,  стоящих  перед  физическим  воспитанием  школьников.

 

    1. Средства  и методы  физического  воспитания  направленные  на

                        формирование  интереса  школьников

1.3.1.Формы физического воспитания

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

  1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является  урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г)  содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

  1. Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в ученой деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно – оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий.

Информация о работе Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста