Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы : изучение процесса формирования у школьников интереса к физической культуре через разнообразные средства и методы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме формирования интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста.
2. Выделить особенности формирования интереса школьников к занятиям физической культурой.
3. Описать разнообразные формы, средства и методы по формированию интереса школьников к занятиям физической культурой.
4. Провести исследовательскую работу по изучению проблемы формирования познавательных интересов учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………..5
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования
интереса школьников…………………………………………………………………5
1.2 Особенности формирования познавательного интереса
к занятиям физической культурой…………………………………………….8
1.3 Формы, средства и методы физического воспитания
Направленные на формирование интереса школьников………..12
1.3.1 Средства физического воспитания………………………………….12
1.3.2 Методы физического воспитания……………………………………15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….28
2.1 Возможности урочных и неурочных форм занятий и
формировании интереса учащихся к занятиям физической
культурой………………………………………………………………………………28
2.2 Методики изучения интереса учащихся к занятиям
физической культурой…………………………………………………………..32
2.3 Рекомендации для формирования познавательного
интереса школьников к занятиям физической культурой……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Натахи.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧЕРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «НЕСВИЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ ЯКУБА КОЛАСА»

 

 

 

                                                                                                                                         

 

Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста

 

                             

 

                                       КУРСОВАЯ РАБОТА

                                     

 

 

 

 

 

                                             Несвиж, 2012

                                            

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………..5

    1. Историко-педагогический аспект проблемы формирования

интереса школьников…………………………………………………………………5

    1. Особенности формирования познавательного интереса

к занятиям физической культурой…………………………………………….8

    1. Формы, средства и методы физического воспитания

Направленные на формирование интереса школьников………..12

      1. Средства физического воспитания………………………………….12
      2. Методы физического воспитания……………………………………15

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА

К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….28

2.1 Возможности  урочных и неурочных форм занятий  и

                 формировании интереса учащихся к занятиям физической

                 культурой………………………………………………………………………………28

          2.2 Методики  изучения интереса учащихся к  занятиям 

                физической культурой…………………………………………………………..32

          2.3 Рекомендации для формирования  познавательного

                интереса школьников к занятиям  физической культурой……35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

 

 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бальсевич, В.К.Физическая культура для всех и для каждого.-

    М.:ФиС,1988.

2. Бальсевич, В.К. – Физическая культура: молодёжь и современность.

   /Лубашева  Л.И. Теория и  практика физической культуры,1995, №5.

              3. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности.Кишинев:Штинца,

                 1989.

              4. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры

                 и человека – М.:ЦОЛИФК,1992.

             5. Мальгинова, Г.Д. «Час здоровья в системе физического воспитания

                 школьников» Холмск,1998.

             6. Столяров, В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. –

                М.:РГАФК,1995.

             7. Чернышенко, Ю.К., Л.С.Дворкин. Взрослым  о физическом

                воспитании детей школьного возраста. Краснодар, 1997.

             8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы  формирования  

                 познавательных интересов учащихся – М.:Педагогика. 1988.

             9. Эндрюс, Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа

                 жизни в двадцать первом столетии /Теория и практика физической 

                 культуры. 1993, №1.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

         Проблема   познавательного   интереса – одна    из   актуальных. Педагогической  наукой  доказана  необходимость   теоретической   разработки этой проблемы   и   осуществление   ее  практикой обучения.

        Необходимость    готовить   к   творчеству  каждого   растущего   человека   не   нуждается  в   доказательствах. Именно  на   это  должны   быть направлены усилия педагогов.

        Тяга  к  творчеству,   которая (как  и  всякая,  чисто   человеческая потребность)   является  не   врожденным   качеством,   не  природным   даром,   а   результатом   воспитания   (стихийного,  незаметного   или организованного,  очевидного), - это   тяга  к   творчеству  может   быть   сама  обращена  в    средство   педагогического  воздействия,   в  частности, в   средство   формирования  познавательных  интересов   школьников,  в  средство   формирования  потребности   учиться,   получать   знания /5,36/.

        Для  полноценного  и   гармоничного   развития  ребенка   нужно   не только   развивать   его   умственные  способности, но  также  и  физические.  Физическая   культура    воспитывает  в  человеке выносливость,   целеустремленность,   желание   побеждать,   ну   и  конечно  же, поддерживает  его  организм   здоровым, сильным   и ловким.   Правильное   преподавание   предмета   делает  его   интересным  и помогает  воспитать  характер  учащегося.   Для   педагога представляется возможным   вкладывать   не   только  свои   знания   по   предмету,  но  и   также  подходить  к   предмету  с  творческой   стороны, увлекая  ребят  в мир   физкультуры.  Для   достижения   результата   при  работе  с   учащимися,  не   зависимо  урок  ли   это  по  физкультуре   или внеклассное  мероприятие,  как,   например, спортивный   праздник необходимо   знать  методику  проведения   занятия,   непосредственно работать  с   коллективом  и  изучать   происходящие  изменения  в   развитии   ребят.

            Проблема  формирования   познавательного   интереса рассматривается  в  трудах И.И.Бецкого,  Ф.И.Янковича,  Н.И.Новикого, В.Г.Белинского,  А.И.Герцена,   К.Д.Ушинского,   Л.Н.Толстого,  Н.А.Добролюбова,   А.С.Макаренко,  С.Т.Шацкого,  Ш.А.Амонашвили.

            Сегодня   проблема  интереса все   шире   исследуется   в   контексте разнообразной  деятельности   учащихся,  которая рассматривает   данную проблему  с   разных   позиций,   однако  вопросам   формирования познавательного  интереса   не  уделяется  должного  внимания.

              Цель  данной   курсовой   работы :  изучение процесса формирования   у школьников   интереса   к физической   культуре   через разнообразные средства  и   методы.

              Задачи   исследования:

        1.  Проанализировать литературу  по   проблеме   формирования интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста.

        2.  Выделить  особенности   формирования интереса   школьников к занятиям  физической культурой.

        3.  Описать   разнообразные формы, средства   и   методы по    формированию интереса   школьников   к   занятиям   физической   культурой.

        4.  Провести   исследовательскую   работу   по   изучению проблемы   формирования   познавательных   интересов   учащихся подросткового   возраста   на  уроках  физической   культуры.

          Объект   исследований:    учащиеся    10   класса   15-16   лет,

ГУО  « Доропеевичский   учебно – педагогический комплекс   д/с  -  средняя   школа  Малоритского   района».

           Предмет   исследований: формы, средства  и  методы  физического  воспитания в  формировании  интересов к занятиям физической культуры  школьников.

           Гипотеза:  эффективность  формирования  познавательных   интересов  к  физической  культуре   у  учащихся  среднего  школьного  возраста  зависит  от  использования  в  процессе  учебных  занятий  разнообразных  средств  и   методов  физического  воспитания  школьников.            

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА   1. Формирование   интереса  к  занятиям  физической   культурой

                          у  школьников  как  педагогическая  проблема                  

    1. Историко – педагогический  аспект  проблемы  формирования  интереса  школьников

Проблема  интереса  к  учению  в  истории  педагогической  мысли  и  в  практике  обучения  выкристаллизовывалась  постепенно  под влиянием  требований  жизни.  Социально  -  экономические  изменения  начиная  со второй  половины  XVIII   в. Подводили  к  жизненно  назревшим  вопросам  развития  просвещения.

К   перестройке  просвещения  и поиску  путей  усвоения  знаний,  пригодных  для  развития  в  стране  промышленности  и  торговли,  с   учётом,  однако,  интересов  помещиков-крепостников,  были привлечены  образованнейшие  для  того  времени  люди,  воспринявшие  передовые  идеи  европейской  педагогики,  -  И.И. Бецкой  и  Ф.И. Янкович.

Идеи  И.И. Бецкого  создать  сословные  учебные  заведения  и  вырастить  в  них  «новую  породу  людей»  выражали  новое  отношение  к  природе  человека.  Природу ребёнка  нельзя  разбудить,  пока  учение  будет  горестным, нужно  приохотить  детей  к  занятиям,  вызвать  у  них любовь  к  учению.  Практически  руководя  перестройкой образования,  Бецкой   доказывал  это  в  уставных  документах  и  в  своих  работах.  Однако  реализовать  идею  не  удалось.

Дальнейший  поиск  системы  образования  и  обучения  осуществлялся  Ф.И.  Янковичем.  Янкович  выступал  за  использование  в  обучении  элементов  занимательности,  игры,  оживляющих  занятия.  Он  впервые  увидел  связь  интереса  к  учению  с  нравственностью /13,14/.

Линия  связи  интереса  с  нравственным  воспитанием  прослеживается  и  во  взглядах  Н.И.  Новикова.  Он  отождествлял   любопытство  с  потребностью  в  учении.  Условием  развития  любопытства  Н.И.  Новиков считал знание воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями ребенка «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание к изучаемому.

Реализовать первые доступы к проблеме интереса в обучении было трудно. В училищах, организованных  Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных Ф.И. Янковичем, преобладали зубрежка, побои, и дети стремились убегать с уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.

В первой половине XIX в. общественно- экономическое развитие все же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой дидактической теории, которой в начале века еще не было. Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

Впервые любопытство от любознательности ограничил В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность , в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей в первую очередь следует развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землей, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.

Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.

И тем не менее передовая педагогическая мысль 60-70-х гг. XIX в. В решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой проблеме все еще не было.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении.

Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитию детей.

Обостренная критика обучения и воспитания в период общественно- педагогического подъема привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребенка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес ребенка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления интереса – это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъем душевных сил ребенка /16,27/.

Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем только оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребенка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интерес детей к учению.

Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы, консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжелое материальной положение народного учителя.

В начале XX в. Отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении А.И.  Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался через призму интереса.

После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно- образовательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных строить коммунистическое общество.

С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он считал. Интерес – важный фактор активного усвоения ребенком социального опыта, с другой – роль интереса он видел в приспособлении ребенка к окружающей среде.

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы и т.д.

Информация о работе Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста