Физкультурный досуг в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:57, доклад

Краткое описание

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультурный досуг.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО «Якутский  педагогический колледж имени С. Ф. Гоголева»

Дошкольное отделение

 

 

 

Егорова Елизавета Александровна

ПРОЕКТ

На тему: «Физкультурный досуг в старшей группе»

По ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического  развития»

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите:

Руководитель:________________/…………../                

Завуч ДО:_______________/Аржакова В. К./

 

Защищён «__»мая 2013

Оценка «_____»

 

Якутск 2013

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной проблемы

В общей системе всестороннего  и гармонического развития человека физическое воспитание ребёнка дошкольного  возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются  основы крепкого здоровья, правильного  физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление  двигательной деятельности, а также  начальное воспитание физических качеств.

Значение этих задач обусловлено  тем, что, несмотря на быстрый рост и  развитие органов и систем, деятельность их ещё несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие  дети легко подвергаются неблагоприятным  влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели, способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности её приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам, укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание и движение, содействовать развитию нервной системы и органов чувств.

Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств - ловкости, быстроты, силы, выносливости.

Степень научной разработанности: в современной литературе широко изучаются физиологические и  психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного  образования. Авторами таких работ  являются: Н. Голиков, Г.И. Осокина, М.А. Васильева, В.В. Гербова, А.В. Чеботарев и др. Так же в современной педагогике все больше внимания уделяется физическому развитию детей - дошкольников, как основному средству развития здорового и гармонически развитого человека путем разработки нестандартных и нетрадиционных методик проведения занятий и физкультурных досугов и праздников. Авторами подобных программно - методических пособий являются: В.Н. Зимонина, К.К. Утробина, О.Б. Казина, М.Ю. Картушина, Т.Н. Образцова, Ю.А. Антонова, Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин, Л.В. Гаврючина, М.А. Рунова, О.М. Литвинова, Е.Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева, Н.Н. Сергиенко, Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения подобных мероприятий позволяет  реализовать естественную потребность  ребенка в движении, восполнить дефицит  двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой  форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный  фон, оказывающий благоприятное  воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Командные  игры способствуют воспитанию у детей  чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) - очень важный этап в  развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма.

Рост детей на 4-м и 5-м  году жизни несколько замедляется  по сравнению с ростом детей раннего  возраста и равен в среднем 4-6 см в год; на 6-м и 7-м году жизни  прибавка в росте значительно  возрастает - до 8-10 см. Это первый период вытягивания. Увеличение роста во второй половине дошкольного возраста связано  с функциональными изменениями  в эндокринной системе (в частности, с усилением функции гипофиза).

С ростом ребенка изменяются и пропорции тела. Так, к 7-му году жизни длина ног увеличивается  более чем втрое, рук - в 2,5 раза, а  туловища - в 2 раза по сравнению с  их длиной у новорожденного ребенка. В этом возрасте в основном заканчивается  формирование структуры костной  ткани детского организма.

Образование физиологических  изгибов позвоночника в шейном, грудном  и поясничном отделах начинается на 1-м году жизни и продолжается до 6-7 лет. Скелет ребенка дошкольного возраста состоит в значительной степени из хрящевой ткани, поэтому он легко деформируется вследствие действия неблагоприятных условий (неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неудобная постель, мебель). Если не учитывать этих особенностей и не заниматься с ребенком правильным физическим воспитанием, то появляются нарушения осанки (что отрицательно сказывается на функции кровообращения, дыхания), происходит неправильный рост костей.

На протяжении дошкольного  возраста происходит формирование свода  стопы, для правильного формирования которой необходимы соответствующие  упражнения, обувь должна быть только на каблуке. В дошкольном возрасте отмечается относительно большая подвижность  связочного аппарата сустава, что обусловлено  большей эластичностью мышц, связок и сухожилий, чем у взрослых, значительно  развивается мускулатура, особенно на ногах, мышцы становятся сильнее, работоспособность их увеличивается.

В дошкольном возрасте происходят быстрое качественное развитие и  совершенствование бронхо-легочного аппарата. Частота дыхания уменьшается до 26-22 в 1 минуту, глубже становится вдох и продолжительнее выдох. У детей этого возраста наступают значительные анатомические и функциональные изменения органов кровообращения: масса сердца увеличивается, благодаря чему возрастает сила сердечных сокращений и повышается выносливость сердца. Число сердечных сокращений колеблется от 85 до 95 в минуту. Артериальное давление с возрастом почти не меняется и составляет 95/58 - 97/58 мм рт. ст.

В дошкольном возрасте отмечается дальнейшее морфологическое и функциональное развитие центральной нервной системы. Быстро совершенствуется вторая сигнальная система, посредством которой образуются условные рефлексы на слово. Условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале  непрочны и легко разрушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный  характер и дети быстро утомляются. Поэтому для образования определенных двигательных навыков и их закрепления  требуются определенная повторяемость  и последовательность применения раздражителей. Развитию движений у детей способствуют физические упражнения, проводимые по определенному плану. В этом возрасте совершенствуются бег, ходьба, прыжки, метание.

Бег. Для бега характерен отрыв обеих ног от пола ("полетность"). В возрасте 5-6 лет, особенно при наличии тренировки, видный на глаз отрыв ног от пола встречается у 20%, к 7-му году - более чем у 70% детей. Хорошая координация движений рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе: к 7-му году жизни она наблюдается более чем у 90% детей. Постепенно на протяжении дошкольного возраста длина шага при беге увеличивается, он становится более равномерным, движения ног менее частыми. В 6-7 лет значительно возрастает скорость бега.

Ходьба. В возрасте 5-6 лет  координация движений улучшается, содружественные движения рук и ног улучшаются более чем у 70% детей, становится более равномерным шаг. К 7 годам почти у 100% детей более содружественные движения рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает скорость ходьбы на расстояние. У большинства детей имеется правильная осанка при ходьбе.

Прыжки. В 5 лет увеличивается  длина прыжка с места, дети овладевают прыжком с разбега, но они еще  недостаточно используют при прыжке взмах рук, слабо отталкиваются, иногда приземляются на всю стопу. Дети 5 лет хорошо подпрыгивают на одной  ноге на месте и с продвижением вперед. К 6-7-му году жизни дети выполняют  прыжки на месте и с продвижением вперед на двух ногах и на одной  ноге, в длину с места и с  разбега, в высоту. Они уже умеют  использовать взмах рук при отталкивании; более чем 70% детей приземляются правильно (легко, на полусогнутые ноги).

Метание. В 5-летнем возрасте у большинства детей уже правильные замах рукой и поворот туловища. При метании вдаль лучше выдерживается  направление броска, развивается  навык метания в цель. К 7-му году при соответствующей тренировке дети хорошо овладевают навыком метания.

Дети 4-5 лет в связи  с улучшением координации движений умеют стоять на одной ноге, ходить на носках и пятках, ходить по уменьшенной  площади опоры (между линиями, нарисованными  на полу, по скамейке, бревну на различной  высоте). Детям 6-7 лет доступно выполнение более разнообразных и сложных  упражнений в равновесии, как на месте, так и в движении.

В этом возрасте совершенствуется и работа органов чувств: осязание, обоняние, вкус, зрение, слух.

Итак, физиологические механизмы, обусловливающие различные формы  взаимосвязи силы, скорости и выносливости в детском возрасте разнообразны. Так же в процессе физического  воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные  задачи: формирование двигательных навыков  и умений, развитие двигательных и  физических качеств, привитие навыков  правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

 

 

 

 

Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного  возраста уже могут распределить роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей  и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой  речи. Поскольку они начинают осваивать  социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных  видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более  привлекательными, чем другие. При  распределении ролей могут возникать  конфликты, связанные с субординацией  ролевого поведения. Наблюдается организация  игрового пространства, в котором  выделяются смысловой "центр" и "периферия" (в игре "Больница" таким центром  оказывается кабинет врача, в  игре "Парикмахерская" - зал стрижки, а зал ожидания выступает в  качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными.

Развивается изобразительная  деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. Дети в течение  года способны создать до двух тысяч  рисунков. По содержанию они могут  быть самыми разными: это и жизненные  впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам  и книгам. Рисунки хотя и представляют собой схематизированные изображения  различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного  решения, передавать статичные и  динамичные отношения. Рисунки приобретают  сюжетный характер.

Конструирование характеризуется  умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные  детали деревянного конструктора. Могут  заменить детали постройки в зависимости  от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделить основные части предполагаемой постройки. Сама конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить  преобразования объекта, указать, в  какой последовательности объекты  вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными  только в том случае, если дети будут  применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные  представления, отражающие представления  детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также  представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления  о цикличности изменений): представления  о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой  словесно-логического мышления. Как  было показано в исследованиях отечественных  психологов, дети старшего дошкольного  возраста способны рассуждать, давая  адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят  за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения  в старшем дошкольном возрасте обусловливает  возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно  разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в  результате специальной работы по его  активизации. В противном случае этот процесс может не привести к  высокому уровню.

Информация о работе Физкультурный досуг в старшей группе