Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизических особенностей ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.

Содержание

Введение
1. Теоретическое обоснование темы:
1.1. Значение сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников
1.2. Основные направления сотрудничества УДО и семьи по вопросам физического воспитания детей
1.3. Современные формы сотрудничества с семьёй и их характеристика
2. Практико – ориентированные задания:
2.1. Сотрудничество УДО «Солнышко» с семьей по вопросам физического воспитания детей
2.2. Проведение совместного физкультурного мероприятия в ДОУ
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ФВ.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»

 

 

 

Факультет педагогики и психологии детства

 

 

 

 

«Теория и методика

физического воспитания детей

дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса,

гр. «ДП - 34»

Сыромолотова Ю.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилёв 2014

Тема 23: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

ПЛАН:

 

Введение

1. Теоретическое обоснование темы:

1.1. Значение сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников

1.2. Основные направления сотрудничества УДО и семьи по вопросам физического воспитания детей

1.3. Современные формы сотрудничества с семьёй и их характеристика

2. Практико – ориентированные задания:

2.1. Сотрудничество  УДО «Солнышко» с семьей по вопросам физического воспитания детей

2.2. Проведение совместного физкультурного мероприятия в ДОУ

Заключение

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ:

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизических особенностей ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползанье и др.), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках и др.). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу и др.).

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребенка. Гармоничное развитие ребенка без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Уровень семейного воспитания в процессе физического развития детей определяется степенью взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Кроме того, не следует забывать, что физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.

 

1. Теоретическое  обоснование темы

1.1. Значение сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Принцип взаимодействия с семьей предполагает активное включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования, установление партнерских отношений, сотрудничества в различных формах организации воспитания и обучения. [2, с .9]

Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников позволяет установить единство  требований к физическому воспитанию детей. Отрицательно действуют на личность ребенка и на его нервную систему разногласия в подходах взрослых. В организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников педагогический коллектив дошкольного учреждения направляет свое внимание на решение задач здоровьесбережения, которое предусматривает:

    • психологический комфорт в семье;
    • соблюдение эколого – гигиенических условий;
    • оптимальную двигательную активность в соответствии с возрастом ребенка
    • распорядок дня, отвечающий индивидуальным и возрастным особенностям детей.

В интересах ребенка необходимо прежде всего поднять культуру семейных отношений, исключить из жизни родителей те проявления в поведении, которые являются асоциальными (алкоголизм, тунеядство, курение). В силу своей подражательности дети усваивают родительские стереотипы поведения. Педагог должен ежедневно обмениваться с родителями информацией о здоровье и самочувствии ребенка. [1, с.174]

Главная задача сотрудничества УДО и семьи – это обеспечить безболезненное привыкание ребенка к детскому саду в период адаптации. Далее обязательно следует вместе с родителями объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка.

А.С. Макаренко в свое время сказал, что пока педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители видят причины неуспеха детей в педагогах, результативного воспитания не будет. Лучший способ для воспитателя – найти общий язык с родителями воспитанников: проявить интерес к здоровью и развитию конкретного ребенка. Очень важно убедить родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня в семье и детском саду, как полезнее провести выходные дни, правильное питание в семье, какой вред наносит ребенку перегрев.

Особого внимания заслуживает проблема закаливания. [учеб. программа стр.38] Необходимо убеждать родителей воспитанников в том, что ослабленному и болезненному ребенку закаливание необходимо больше, чем здоровому. Очень важна в этом роль здорового образа жизни семьи.

На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны.

Воспитателю и родителям нужно находить время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском саду. Источником информации по вопросу здоровья детей для родителей служат "Уголок здоровья", информационные стенды: "Здоровый образ жизни", «Оздоровительная работа в детском саду» и т.д.

 

 

 

 

 

1.2. Основные направления и методы сотрудничества УДО и семьи по вопросам физического воспитания детей

Физическое развитие ребёнка – неотъемлемая составляющая любых комплексных образовательных программ в дошкольном учреждении. За последнее время сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков, молодёжи. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость. Именно в учреждении дошкольного образования должна проводиться работа по укреплению и сохранению здоровью детей на основе тесного взаимодействия педагогов с родителями.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, надо особое внимание уделять поиску новых форм и подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.

Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни, дети много времени проводят у телевизора и компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью. У родителей отсутствует потребность в здоровом образе жизни, недостаточный уровень педагогической культуре в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к здоровью детей. Но при грамотном построении педагогического процесса можно заинтересовать родителей проблемой воспитания здорового ребёнка.

Совместная работа с семьей должна строиться по следующим направлениям:

1. Единство, которое достигается  в том случае, если цели и  задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность  работы (в соответствии с контрольным  планом) в течение всего года  и всего периода пребывания  ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому  ребенку и к каждой семье  на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание  педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Для знакомства с семьей воспитанника используются следующие методы: беседы с родителями, анкетирование родителей, посещение семьи.

В беседах с родителями им сообщаются сведения об индивидуальных характеристиках физического развития ребенка, состоянии его здоровья, уровне физической подготовленности, поясняется важность соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни, даются советы по воспитанию полезных гигиенических привычек, организации условий для развития двигательной активности детей. Длительность беседы определяется обоюдным желанием педагога и членов семьи, но не должна превышать 20 минут.

Анкетирование родителей направлено на уточнение особенностей воспитания ребенка в семье, укрепление его здоровья, ознакомление с мерами воздействия, которые на него оказываются [1, стр. 174]

Посещение семьи помогает ознакомиться с бытовыми условиями, в которых живет ребенок, взаимоотношениями членов семьи, способствует выявлению проблем (в частности, касающихся физического воспитания ребенка), помогает родителям в их разрешении.

Родителей, в свою очередь, необходимо ознакомить с условиями, в которых в дошкольном учреждении воспитывается ребенок, содержанием физкультурно – оздоровительной работы, наличием дополнительных образовательных услуг. Важно приобщить их к участию в оздоровительном процессе, обучить необходимым конкретным умениям, которые пригодятся им при взаимодействии с ребенком в условиях семьи. Родители могут выступать в роли наблюдателя или активного участника образовательного процесса, помогать организовывать и проводить совместный физкультурный досуг, праздники, туристические походы. Видя своего ребенка во взаимодействии с другими детьми, родители лучше понимают особенности его развития, больше узнают об обучающих методах. [1, стр. 175]

 

1.3. Современные формы сотрудничества с семьёй и их характеристика

Педагог может использовать разные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, тематические консультации, семинары - практикумы, конкурсы, тренинги, круглый стол, дни (недели) семьи и др. При выборе формы работы он ориентируется на цели, которые в процессе взаимодействия будут решаться (создание единого здоровьесберегающего пространства, закаливание часто болеющих детей, использование тренажеров и тренажерных устройств и т.д.). Родители вместе с педагогом обсуждают проблему, ищут пути ее решения. У них есть реальная возможность узнать разные точки зрения (в том числе специалистов), корректировать свои взгляды и позиции, обмениваться опытом, знаниями. [1, стр. 175]

Информация о работе Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста