Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80— 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).

Содержание

Введение 3
Глава 1.Развитие физической культуры в первобытном обществе и в античный период. 4-7
Глава 2. Развитие физической культуры со Средневековья до второй половины Х1Хв. 8-10
Глава 3.Развитие зарубежной системы физического воспитания со второй половины Х1Хв. до настоящего времени. 11-15
Глава 4.Развитие системы физического воспитания в России с древнейших времен до начала ХХв. 16-18
Глава5.Становление и развитие отечественной системы физического воспитания. 19-21
Вывод 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Физическое воспитание 2.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

        

Глава 3.Развитие зарубежной системы физического воспитания со второй половины Х1Хв. до настоящего времени.

Условной границей перехода от средних веков к периоду Нового времени считается буржуазная революция 1648 г. в наиболее передовой стране Европы того времени — Англии. Буржуазия сыграла на этом этапе истории чрезвычайно прогрессивную роль. 
Наряду с гимнастическими методами физического воспитания во многих странах мира происходит становление и развитие современных видов спорта. Его основу составили физические упражнения, содержащие в себе элементы соревнований. Наиболее интенсивно спорт (термин происходит от древнелатинского “диспортаре” — развлекаться, играть) начинает культивироваться в учебных заведениях Англии и Америки.

В разработке теории школьного физического воспитания большая заслуга принадлежит прогрессивным буржуазным мыслителям, боровшимся против феодального засилья, в том числе автору теории естественного развития человека Д. Локку (1632 — 1704), который задачу физического воспитания ребенка ставил на первое место. 

    Наиболее полно новые идеи получили свое развитие в теории французского писателя и философа Ж. Ж. Руссо (1712—1778). По его мнению, всякая общественная проблема проистекает от человеческого зла, а зло, в свою очередь, — от слабости человека. Это положение, по его мнению, можно изменить только путем воспитания закаленной, сильной молодежи. На практике эти идеи физического воспитания реализовали филантропы. 

Под влиянием идей Д. Локка и Ж. Ж. Руссо в Германии в конце XVIII — начале XIX в. началось буржуазное движение — филантропизм(филантроп — человек, занимающийся благотворительной деятельностью). Это движение нашло свое выражение в создании школ нового типа — филантропии. В рамках своей системы филантропы выделяли три главные группы упражнений: игры, упражнения для развития ловкости движений рук,

 

собственно физические упражнения. 
По воздействию на учащихся игры различались так: на развитие сообразительности, на внимание, развивающие память, воображение, умственные способности, игры эстетической направленности.  
Собственно физические упражнения составляли основу системы. Они подразделялись на прыжки, бег, метания, борьбу, лазанья упражнения, плавание, упражнения в пении, умственные упражнения. Значение деятельности филантропов заключается, прежде всего, в том, что благодаря их усилиям физическое воспитание вошло в программу школьного обучения, они стали пионерами немецкого и шведского направлений в гимнастике.  
      Развивающаяся промышленность остро поставила вопрос о необходимости обучения детей трудовым движениям. Было установлено, что существует ряд главных форм движений, на которых основаны трудовые операции        Период с конца XVIII до начала XX в. характерен тем, что физическое воспитание развивалось по двум основным направлениям —гимнастическому и спортивно-игровому.  Немецкое гимнастическое (турнерское) движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. 
Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений.                                                                           Основателем шведского гимнастического направления является П. Линг. Он изучил древнюю физическую культуру Китая, Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. Исходя из этих сведений, П. Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. Шведская гимнастика была шагом вперед в смысле объяснения упражнений с точки зрения знаний из области анатомии и биологии.                                                               В середине XIX в. начала создаваться сокольская система гимнастики. Это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название “Сокол” — символ свободы, мужества, независимости. Основателем ее был известный деятель    культуры Чехии М. Тырш.                                                                                           

 

Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. Она включала в себя уже известные из немецкой и шведской гимнастики упражнения, но существенно дополнила их рядом других движений.    
      К середине XIX в. в Англии начинает формироваться школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой деятельности     Существенный импульс развитию спортивной направленности дал начавшийся      процесс развития международного спортивного движения. Первые чемпионаты континентов, мира, олимпийские игры стали причиной распространения спорта в мире.

    Таким образом, к середине XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного физического воспитания и спорта. В развитии физического воспитания в мире выделяются два направления — гимнастическое и спортивно-игровое. Положительным во всех гимнастических системах было то, что в них обобщен опыт физического воспитания за многие столетия, сделана попытка систематизации и классификации физических упражнений, созданы новые спортивные снаряды и оборудование, которые применяются и в настоящее время.. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половины XIX в. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, которые существенно повлияли на физическое воспитание, были:                                                                                                                                    -единство человеческого организма и его неразрывная связь с окру-  
жающей средой;

-зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

-физиологический механизм формирования двигательного навыка.                   Метод естественной гимнастики, разработанный в начале XX в.- название

 

этой системы происходит от рекомендаций проводить занятия физическим воспитанием в естественных условиях природы, т. е. преимущественно на открытом воздухе. С конца XIX — начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики. Другими словами, сама гимнастика становится также видом спорта. По существу, мы наблюдаем слияние двух направлений в физической культуре — гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры — гимнастики, спорта и игр.                                                                                                            По примеру Англии и США другие развитые страны также стали признавать, что современный спорт — это не только игра и развлечение, но и деятельность, полезная для воспитания человека. С начала 30-х гг. XX в. в физическом воспитании англосаксонских государств усиленно стало распространяться спортивно-рекреационное направление (рекреация — буквально означает восстановление).                                                                                     Спорт рассматривался во многом как средство отдыха, восстановления сил человека. В последние годы XIX — начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, вторая позволила охватить широкие слои молодежи, — бойскаутское движение. Оно возникло на рубеже XIX и XX вв. Основателем этого движения является английский генерал Роберт Баден-Пауэл. Эта система воспитания получила вое признание и популярна среди детей до настоящего времени  .                                                                                                                              Наиболее полно в межвоенный период и особенно в период фашизма милитаризация физического воспитания проявилась в Германии. Милитаризация физического воспитания в предвоенные годы в разной степени охватила многие страны, особенно этот процесс коснулся стран — участниц Второй мировой войны, а их было более 70. Что касается физического воспитания в Англии, США, Австралии, Канаде и

 

Скандинавских странах, то там в 40-е гг. его содержание практически осталось таким же, как и в довоенные годы.   .                                                    После Второй мировой войны, в 50—60-е гг., в развитых капиталистических странах наметилось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения.  
Уже с детского возраста американцев убеждают, что реальная ценность спорта — в подготовке к достижению жизненного материального успеха, что он прививает волевые черты характера, необходимые для того, чтобы одерживать победы. Этому во многом способствуют и проповедуемые в спорте призывы-кредо, которые висят в подавляющем большинстве школьных раздевалок: “Вы никто до тех пор, пока вы не № 1”, “Мы — № 1”, “Победа — жизнь!”, “В этой стране, если ты финишируешь вторым, никто не знает твоего имени”, “Поражение хуже, чем смерть, потому что вам необходимо жить с поражением”, “Величайшая цель в жизни — достичь успеха!”. 
Физическое воспитание и спорт, безусловно, способствуют формированию и развитию таких черт,облагораживающих личность, как дружба, взаимопонимание и сотрудничество, уважение к сопернику и т. п. Однако, как отмечают американские социологи, это присуще ему до тех пор, пока в спорте человеческие ценности преобладают над материальными. Вот этотпозитивное начало и утрачивает детский спорт США. . Активному распространению спорта в мире способствовало то обстоятельство, что во второй половине века он выходит на уровень международных отношений, становится средством демонстрации мощи, престижности государств, в чем были заинтересованы государственные политические деятели.

 

 

Глава 4.Развитие системы физического воспитания в России с древнейших времен до начала ХХв.

Возникновение физических упражнений у восточных славян происходило практически так же, как и в других регионах мира. Практика физического воспитания начала складываться у них в VI – IХ вв. 
В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все без исключения дети воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интеpecaм общины. Община выступала как совокупный воспитатель. 
Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на семьи повлекли за собой превращение воспитания из всеобщего, равного в семейно-сословное. Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все более различались для разных социальных групп населения, сосредоточились в семье. Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием знати. 
    Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье. К 3 — 4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. В VI — IX вв. у восточных славян уже вполне сформировалось четыре социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество. Общая направленность воспитания была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определявшую его общую конечную направленность. Каждому периоду исторического развития соответствовал и свой образ героя-богатыря. Старинные русские былины и сказки показывают идеальный образ богатыря-воина — Ивана крестьянского сына, Никиты Кожемяки, Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича,

 

Алеши Поповича и др. Богатырь предстает перед нами не только как физически непобедимая личность, но и как человек, в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами.                                                                                              Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.        Основными источниками, из которых мы узнаем о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины, предметы резьбы по дереву и камню, барельефы .                                        Во второй половине XVII в. в России появляется первая книга, посвященная светскому воспитанию детей — “Гражданство обычаев детских”, сыгравшая значительную роль в последующем развитии физического воспитания в стране и его естественно-научных основ.                                                                                Большое значение для развития физического воспитания в России имели прогрессивные взгляды многих отечественных ученых, мыслителей, полководцев. Однако на практике физического воспитания их деятельность отразилась весьма незначительно.                                                                                 Большое значение для развития теории и практики физического воспитания в России имели передовые взгляды на эту проблему прогрессивных слоев зарождающейся в XVIII в. буржуазии. Новые идеи исходили от ученых, мыслителей, революционеров, полководцев. Если обобщить их отношение к вопросам физической культуры, то можно констатировать следующее: 
                                                                                                                                                  1.Физическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности.

 

 

2.С помощью правильной системы воспитания можно подготовить человека к эффективному выполнению своих государственных обязанностей.

3.Ставился вопрос о необходимости физического воспитания девочек (А. Ф. Бестужев, И. И. Бецкой, А. Н. Радищев).

4.Большое значение в физическом воспитании уделялось процессу закаливания (С. Г. Зыбелин, Н. И. Новиков, А. В. Суворов).

5.Русский просветитель Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» пропагандировал только то, что могло было осуществиться на практике, что было приемлемо для русского просвещения. В частности, он отрицал «теорию уединения» Руссо и был сторонником общественных форм воспитания детей.

6.Прогрессивными идеями воспитания, и физического в частности, были призывы к его организации среди крестьянства (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. Т. Посошков, А. Я. Поленов).

7. Ряд крупных  военачальников придерживались  прогрессивных взглядов в вопросах военно-физического воспитания в армии и на флоте (П.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, А. В. Суворов).

 

     

Глава 5.Становление и развитие отечественной      системы физического воспитания.

   Вторая половина XIX в. — 1917г. — небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях. 
     Развитие физиологии физического воспитания и спорта во многом связано с научной деятельностью выдающихся русских физиологов И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского, И. П. Павлова и  известного русского хирурга, педагога и общественного деятеля Н. И. Пирогова 
С именем И. М. Сеченова тесно связано создание теории утомления при физической работе. Экспериментально он доказал, что активный отдых более эффективен, чем пассивный.                                                                         В 1856 г. Н. И. Пирогов обратился к правительству с просьбой организовать в России институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики, однако его призыв не был поддержан. Н. И. Пирогов также поставил вопрос о необходимости внедрения в школах России научно обоснованной системы физического воспитания, которого в стране вообще не существовало. 
    Большое значение для физического воспитания и спорта имеют открытия известного физиолога Н. Е. Введенского.                                                                                                                                        Проблема резервных возможностей организма человека, особенно в спорте высших достижений, в дальнейшем становится одной из центральных. 
     И. П. Павловым были раскрыты представления о физиологических механизмах двигательных умений и навыков. И. П. Павлов стал первым ученым дореволюционной России, удостоенным Нобелевской премии (1904). 
    Исследования И. П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы и др.) сыграли

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста