Физическая культура как сфера социальной деятельности (понятие и составные части)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:04, контрольная работа

Краткое описание

Многочисленные исследования ученых-медиков показали, что регулярное занятие физкультурой:
- повышает прочность костей;
- накачивает мышцы;
- укрепляет суставы;
- улучшает работу сердца, легких и сосудов;
- стимулирует иммунитет;
- снимает стресс;
- помогает сбросить лишний вес;
- снижает уровень холестерина;
- способствует увеличению продолжительности жизни человека.

Содержание

1. Введение - стр. 1
2. Определение физической культуры - стр. 4
3. Физическая культура и ее составные части - стр. 6
3.1. Массовая физическая культура - стр.6
3.2. Физическая рекреация - стр. 7
3.3. Спорт - стр. 7
3.4. Адаптированная физическая культура - стр. 8
3.5. Физическое воспитание
4. Заключение - стр. 11
Список используемой литературы - стр. 12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.57 Кб (Скачать файл)

 

3.3. Лечебная физическая  культура

Лечебная физическая культура – неспортивное по целям направления  физической культуры, использующее специально подбираемые физические упражнения для лечения и восстановления  функций организма, нарушенных в  результате заболеваний, травм, переутомления  и множества других причин.

Термином лечебная физическая культура обозначают самые различные  понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины и физкультуры и структуру здравоохранения.

         Прежде всего, лечебная физкультура восстанавливает функционирование отдельных частей организма или весь организм после заболевания, полученных травм. С помощью лечебной физкультуры можно исправить нарушение осанки, предотвратить дальнейшую отрицательную динамику сколиоза. Также больным детям с искривлением позвоночника врачи специально назначают различные физические упражнения. Для таких детей специально создаются школы-интернаты, в которых дети не только изучают общеобразовательные предметы, но и проходят специальный курс физической культуры.

         При заболеваниях остеоартритом постоянные силовые тренировки укрепляют и стабилизируют суставы, с помощью аэробики суставы разгружаются, поддерживается их нормальный вес. Особенно полезны аква-аэробика и плавание, которые снижают вес,  щадят опорные суставы.

        Современные врачи уже не рекомендуют при болях в спине строгий постельный режим. Они уверенны, что мышцам, связкам и суставам позвоночника, как и любой другой части скелета для сохранения здоровья необходимы постоянные нагрузки, поэтому наряду с применением различных лекарственных средств таким больным назначается лечебная физкультура. 

        Лечебная физкультура широко применяется в оздоровительных санаториях-профилакториях, на лечебных курортах, в летних оздоровительных лагерях для детей.

        В последние десятилетия лечебная физическая культура занимает одно из немаловажных мест в решении проблем, направленных на оздоровление граждан страны.  В связи с этим,  в высших учебных заведениях профессионального образования (в основном медицинских) появились новые факультеты, выпускающие специалистов по лечебной физкультуре, которые наряду с преподавательскими умениями обладают медицинскими знаниями в этой сфере деятельности.

 

3.4. Спорт

Спорт в традиционном выражении  «культура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в  узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком  смысле, так как включает в себя также непосредственно  не связанные с культурой физической  виды деятельности ( шахматы, шашки, теннис, бильярд, стрельбу и т.д.), подходящие под первоначальное значение английского  слова «sport» как игры, забава, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает  в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности.

Спорт- это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов  спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним. Такое определение спорту дается в Федеральном законе о  культуре и спорте в РФ.

         Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижение высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях.

        Существует целая система подготовки высококвалифицированных  спортсменов как в нашей стране, так и за рубежом. Так в нашей стране действует большое количество спортивных школ, спортивных обществ, которые осуществляют подготовку спортсменов высокой квалификации.    Действуют также спортивные школы олимпийского резерва по различным видам спорта. Спортсмены участвуют в различного рода соревнованиях, вплоть до Олимпийских игр. Высокие достижения в спорте по заслугам оцениваются органами власти Российской Федерации.

 

3.5. Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными  возможностями, преодоление психологических  барьеров, препятствующих ощущению полноценной  жизни, а также сознанию необходимости  своего вклада в социальное развитие общества.

        Адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. У человека с отклонениями в физическом или психологическом здоровье адаптивная физкультура  формирует:

- осознанное отношение  к своим силам в сравнении  с силами среднестатистического  здорового человека;

- способность к преодолению  не только физических, но и  психологических барьеров, препятствующих  полноценной жизни;

- компенсаторные навыки, т.е. использование функций разных  систем и органов вместо отсутствующих  или нарушенных;

- потребность быть здоровым, насколько это возможно и вести  здоровый образ жизни;

- осознание необходимости  своего личного вклада в жизнь  общества;

- желание улучшать свои  личностные качества;

- стремление к повышению  своей умственной и физической  работоспособности.

        Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. В последнее время в нашей стране стало значительно больше уделяться внимания развитию адаптивной физкультуры. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» предусмотрен целый комплекс мер по ее совершенствованию. Уже очевидны результаты этой работы: на Паралимпийских играх, проводимых в Канаде, российские спортсмены завоевали самое большое количество золотых, серебряных и бронзовых наград.

 

3.6. Физическое воспитание

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ»  подчеркивается, что «физическое  воспитание» это процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически  здорового человека с высоким  уровнем физической культуры.

Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека.

       Основоположником научной системы физического воспитания гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт. Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

        Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляется и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

        Таким образом, физическая культура является неотъемлемой частью жизни любого человека, направленная на укрепление его здоровья, развитие физических способностей.

 

 

 

 

 

4.Заключение

 

        Делая вывод всему сказанному, нужно еще раз отметить, что физическая культура – это прежде всего физические упражнения, соблюдение правильного режима труда и отдыха, направленные на сохранение, укрепление и восстановления здоровья.

        Физическая культура в общем ее понимании  имеет свою структуру. Составными частями физической культуры являются:  массовая физическая культура, физическая рекреация, лечебная физическая культура, спорт, адаптивная физкультура и физическое воспитание.

        С уверенностью можно сказать, что наше государство пытается уделять физической культуре большое значение: разрабатывает и утверждает нормативные документы,  федеральные целевые программы, выделяет средства на строительство спортивных комплексов в городах и т.п. Но все же эти попытки государства не в полной мере реализуются. Особенно хорошо это ощущается в российском спорте. Отношение власти к спорту – это показатель результативности действий, направленных на развитие физической культуры.  А это, в свою очередь сказывается в спортивных успехах нашей страны. К сожалению, во многих видах спорта российские спортсмены сдали свои позиции.

         Физическая культура для различных групп людей имеет свое значение: кто-то уделяет  ей достаточное количество времени, кто-то не хочет ей заниматься, кто-то просто мечтает заняться ей в будущем.  Надо уметь правильно оценивать физические нагрузки и свои возможности, но не стоит давать себе какие-либо поблажки. Физическая культура полезна и необходима и здоровому, и больному, и человеку с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Советский энциклопедический словарь. _М.: «Советская энциклопедия», 1980. -1600 с.
  2. Толковый словарь русского языка (под ред.  проф. Д.Н. Ушакова). Т.IV. – М.: Госуд. издательство иностр. и нац. словарей,  1940. – 1865 с.
  3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ», утверждена Постановлением Правительства РФ от  11.01.2006 г. № 7. -[Электронный ресурс]:http: //www.sport-fcp.ru
  4. Федеральный закон от 04.12.2007 г. №  329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс

 


Информация о работе Физическая культура как сфера социальной деятельности (понятие и составные части)