Социальные функции физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:59, реферат

Краткое описание

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Вложенные файлы: 1 файл

К.р физвоспитание.docx

— 37.36 Кб (Скачать файл)
  1. Социальные функции физической культуры и спорта

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную  и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная  функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и  достижения, выполнение классификационных  норм приобретают широкое признание  и служат своеобразным показателем  индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие от технических  эталонов «спортивный эталон» исторически  не остается неизменным, а все время  прогрессирует, стимулируя тем самым  мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она  свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция . Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

Необходимо совершенствовать способности  к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и' наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней  подготовки, чтобы подниматься все  время на новый уровень мастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории  спорт проторяет таким образом  пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могут служить  слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным  средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными  видами спорта становится важнейшим  компонентом в трудовой и военной  деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицатель- , ных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и  в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий  научно-технического прогресса с  характерным для него резким уменьшением  двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации  здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в  массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная  функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен  как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто  соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры  для подражания и поводы утвердиться  в своей жизненной позиции.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются  в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния  спорта на личность, усвоения ее социального  опыта как в сфере спорта, так  и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое  значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения  людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов  с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным  каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном  общении.

Экономическая функция . Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека

 

 

  1. Формирование двигательных умений и навыков

Обучение в процессе физического  воспитания обеспечивает физическое образование  – «системное освоение человеком  рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983). 
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела. 
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка. 
Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. 
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. 
В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык. 
Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. 
При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов: 
1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено. 
2)Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык.  
3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений.  
Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.

  1. Основные средства профилактики физических перегрузок. Примерный комплекс упражнений

 

Спортивную  нагрузку целесообразно рас¬сматривать в двух конкретных ее проявлени¬ях — тренировочной и соревновательной, ко¬торые имеют место в спортивной деятельнос¬ти и являются разновидностями  спортивной нагрузки. На уровне физического  воспитания преобладающий характер носит тренировоч¬ная нагрузка. Что  касается массового спорта, а тем  более спорта высших достижений (боль¬шого  спорта), то там всегда налицо два  ее вида: тренировочная и соревновательная.

Если  физические нагрузки регулярны, то определяется прямая зависимость между частотой тренировок и их оздоровительным  действием. Исследовалась эффективность  физкультурно-оздоровительных занятий  разной частоты (1-5 раз в неделю) при  интенсивности 70-90% от максимальной ЧСС. Оказалось, что достоверное увеличение МПК и работоспособности начинается с 2-х разовых занятий в неделю. Значительный прирост МПК начинается с 3-х разовых занятий и дальнейшее увеличение частоты до 5 раз не дает дополнительный прирост МПК.

      Ни для кого не является секретом, что физические перегрузки негативным образом сказываются на организме человека и что у нетренированного человека после физических упражнений болят мышцы. На самом деле боль в мышцах является вполне обычным явлением в том случае, если дискомфорт не слишком сильный. Если ломота крайне ощутима, то это означает, что имели место физические перегрузки. Ко всему прочему, на слишком интенсивных занятиях можно потянуть либо порвать связки, получить судороги, депрессию, потерю аппетита, хроническую усталость, варикозное расширение вен. Однако подобные последствия можно предотвратить.

Избегайте физических перегрузок

Чтобы не допустить физических перегрузок на тренировке, нужно четко  контролировать пульс. Для этого  из 220 нужно вычесть свой возраст. От полученной цифры следует вычесть 50%. Таким должен быть пульс в минуту на первых тренировках. В дальнейшем он может составлять 65%. При более  высокой частоте сердечных сокращений следует уменьшить темп движений, если имеет место аэробная нагрузка. Если занятия проходят на тренажерах, то нужно снизить нагрузку и убрать утяжелители. Занятие не должно составлять более 45—60 минут.

Не нужно проводить  несколько тренировок в день. Самым  оптимальным режимом во избежание  перегрузок являются занятия 4—5 раз  в неделю. Если заниматься реже, то организм успевает целиком возродиться, и  каждый раз нужно будет начинать все сначала. В итоге нет никакого эффекта, кроме болей в мышцах. Прогресса нет, мышцы болят.  Помимо всего прочего, после одной тренировки с аэробной нагрузкой обмен веществ увеличивается в 2 раза и сохраняется на таком уровне на протяжении 2-х суток. Занимаясь через день, человек помогает высокому обмену веществ, что очень полезно.

Если между тренировками имел место продолжительный перерыв, то на первом занятии должна быть низкая нагрузка, нежели на последней тренировке. В противном случае могут появиться  растяжения либо разрывы связок, не говоря о физических перегрузках. Нужно стараться заниматься систематически. Такие советы помогут строго дозировать физическую нагрузку, однако не стоит пренебрегать контролем профессионального инструктора. Особенно, если занятия проходят на силовых тренажерах. При работе с чрезмерно большим весом железок могут закончиться менструации вследствие расстройства гормонального баланса, а также появления остеопороза, варикозного расширения вен. 

 

Восстановительно-профилактический комплекс упражнений после выполнения тяжелого физического труда:

 

1. Исходное  положение - основная стойка.

На счет 1-2 - руки в стороны, поднимая плечи;

3-4 - слегка  наклоняясь вперед, опустить плечи, "уронить" руки, дав им свободно  качаться.

Повторить 3-4 раза.

 

2. Исходное  положение - стоя, придерживаясь  двумя руками за опору. Мышцы  спины расслаблены.

1 - левую  ногу в сторону и встряхнуть  ее;

2 - расслабляя  мышцы, мах левой ногой вправо  с легким "мазком" ступней об  пол;

3 - мах влево;

4 - исходное  положение. Повторить 3-4 раза.

Затем то же правой ногой.

 

3. Исходное  положение - сидеть, удобно опершись  спиной.

1 - приподнять  правую ногу и встряхнуть ее;

2 - то же  левую ногу;

3-4 - наклониться  вперед, облокотившись на бедра.  Сидеть в расслабленном состоянии  5-10 с.

 

4. Исходное  положение - сидя или стоя, выполнить  самомассаж спины и поясницы (растирание круговыми движениями) 1-1,5 мин.

 

5. Исходное  положение - сидя. Выполнить самомассаж шеи, плеч /поглаживание и растирание/1-1,5 мин.

 

6. Исходное положение - сидя, расслаблено, руки на бедрах, кисти сплетены. 1-2 прогнуться, руки вверх, ладони повернуть кверху;

3-4 разъединяя  кисти, дугами в стороны, исходное  положение. Повторить 4-6 раз.

 

7. Исходное  положение - основная стойка.

1 - руки вперед;

2 - наклон  вперед, руки махом назад;

3 - выпрямиться,  руки в стороны;

4 - исходное  положение. Повторить 4-6 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Физическое воспитание»

 

Билет №2

Информация о работе Социальные функции физической культуры и спорта