Физическая культура как сфера социальной деятельности (понятие и составные части)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:04, контрольная работа

Краткое описание

Многочисленные исследования ученых-медиков показали, что регулярное занятие физкультурой:
- повышает прочность костей;
- накачивает мышцы;
- укрепляет суставы;
- улучшает работу сердца, легких и сосудов;
- стимулирует иммунитет;
- снимает стресс;
- помогает сбросить лишний вес;
- снижает уровень холестерина;
- способствует увеличению продолжительности жизни человека.

Содержание

1. Введение - стр. 1
2. Определение физической культуры - стр. 4
3. Физическая культура и ее составные части - стр. 6
3.1. Массовая физическая культура - стр.6
3.2. Физическая рекреация - стр. 7
3.3. Спорт - стр. 7
3.4. Адаптированная физическая культура - стр. 8
3.5. Физическое воспитание
4. Заключение - стр. 11
Список используемой литературы - стр. 12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.57 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа на тему:

 

«Физическая культура как  сфера социальной деятельности (понятие и составные части)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение                                                                                              - стр. 1

 

  1. Определение физической культуры                                                - стр.  4

 

  1. Физическая культура и ее составные части                                   - стр. 6

3.1. Массовая физическая культура                                                   - стр.6

        3.2. Физическая рекреация                                                                - стр. 7

        3.3. Спорт                                                                                            - стр. 7

3.4. Адаптированная физическая культура                                      - стр. 8

      3.5. Физическое воспитание

 

  1. Заключение                                                                                        - стр. 11

 

 

 

Список используемой литературы                                                       - стр. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

        

                Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, благодаря автомобилям и современным трудосберегающим бытовым оборудованиям, мы стали гораздо меньше прилагать физических усилий, чем это было раньше.

             Сейчас это можно увидеть на примере любого человека начиная с совсем еще юного, и заканчивая пожилым возрастом. Отсутствие регулярной физической нагрузки сказывается прежде всего, на здоровье людей (нарушение обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания), и, наоборот, постоянные занятия физкультурой приносят многогранную пользу, благотворно влияют на здоровье любого человека. Особую тревогу вызывает гипокинезия (недостаток движений) у детей и подростков. В наши дни основная масса школьников самостоятельно совершает лишь около половины необходимого для них количества движений.

          Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и культуристов. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. Именно для укрепления здоровья необходимы ежедневные физические упражнения, которые поддерживают нормальное функционирование организма, снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний, сохраняют и повышают силу, здоровье и выносливость костей, мышц и суставов, способствуют нормальной работе внутренних органов, и, наконец дают человеку хорошее настроение и бодрость.

           Всем известно, что тело человека создано для постоянной физической активности. Например, у космонавтов, долгое время находящихся в невесомости (без гравитационных нагрузок), быстро слабеют мышцы, кости становятся хрупкими, повышается артериальное давление. По такому же принципу действует и земная гиподинамия (неподвижность).

        Многочисленные исследования ученых-медиков показали, что регулярное занятие физкультурой:

- повышает прочность костей;

- накачивает мышцы;

- укрепляет суставы;

- улучшает работу сердца, легких и сосудов;

- стимулирует иммунитет;

- снимает стресс;

- помогает сбросить лишний  вес;

- снижает уровень холестерина;

- способствует увеличению  продолжительности жизни человека.

          Вот почему необходимо вести здоровый образ жизни. На это нацелена программа  развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006- 2015 г.г. Главной целью программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физкультурой и спорта.

В 2007 году со стороны органов  законодательной и исполнительной власти РФ был принят Федеральный  закон  № 329-ФЗ от  04.12.2007 г. «О физической культуре и спорту в РФ», который регулирует все вопросы, связанные с развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Определение физической культуры

 

              Различные источники дают следующие определения физической культуры. Энциклопедический словарь дает определение физической культуре как части общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей  человека. В словаре Д.Н. Ушакова «Большой толковый словарь современного русского языка» говорится, что физическая культура – это всестороннее совершенствование человеческого тела путем физических упражнений, соблюдения правильного режима в быту и труде.

             Наиболее полное и детальное определение физической культуры приводится в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ», где сказано что физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

            Из всех этих определений можно сделать вывод, что физическая культура в жизни каждого человека играет огромнейшую роль, занятие физкультурой важно в любом возрасте – от рождения до старости.   

            Основные средства физкультуры - игры и различные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Начиная с утренней зарядки, легких тренировок и заканчивая соревнованиями, установлением личных и всеобщих рекордов. Для достижения результата используются только естественные силы природы (солнце, вода, воздух), режим питания, гигиена, отдых.

Показатели физической культуры в обществе:

-    уровень физического развития и здоровья нации;

- степень использования  физической культуры в сферах  воспитания, образования, быту и  на производстве.

 

       Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «СПОРТ» (sport), происходит от англ. Disport – игра, развлечение. 
В России физическая культура появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». 
         Физическая культура вобрала в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в человека природой психофизические способности. Физкультура развивает моральные и нравственные начала человека, т.е. в отличие от спорта, достигается не только физическое совершенствование, но в значительной степени развиваются психические и нравственные качества. Физкультура формирует здоровый образ жизни.

           После распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом «против» служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура – это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура - это цель, а спорт – средство ее достижения (игры, соревнования).

         Сегодня широко распространяется понятие - «спорт для всех», которое продиктовано изменением социально-политической доминанты современной России, при этом не учитывается, что спорт включает в себя несвязанные с физической культурой виды деятельности (шашки, шахматы, бильярд, бридж...). Физическая культура включает в себя, только те виды спорта, которые основаны на выполнении физических упражнений и высокой двигательной активности.

       Основы физической культуры были заложены в древнегреческой гимнастике, которая объединила - военное обучение, обряды и танцы в систему физического воспитания. На Руси физическая культура также объединяла военную подготовку, многочисленные обряды и танцы, например «Боевой пляс в присядку». В современной России традиции забыты, даже плясать по-русски далеко не каждый сможет – физической подготовки не хватит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Физическая культура и ее составные части

 

         Выделяют следующие составные части физической культуры:

3.1. Массовая физическая культура

3.2. Физическая рекреация

3.3. Спорт

3.4. Адаптированная физическая культура

3.5. Физическое воспитание.

Каждая из этих составных  частей физической культуры имеет известную  самостоятельность, свою собственную  целевую установку,  материально-техническое  обеспечение, различный уровень  развития и объем личностных ценностей.

 

3.1. Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образует  физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического  воспитания и самовоспитания для  своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования  двигательных возможностей, улучшения  телосложения и осанки, а также  занятий на уровне физической рекреации.

        Основы массовой физической культуры закладываются в детских дошкольных учреждениях и в средней общеобразовательной школе. В программах по дошкольному воспитанию обязательно предусмотрено проведение физических упражнений: проводится утренняя зарядка для детей, специальные физические занятия, беседы о здоровье. За последнее время во многих территориях нашей страны, в проводимых массовых физкультурных мероприятиях принимают участие и дети дошкольного возраста.

       Следующей ступенью массового развития физической культуры является общеобразовательная школа, средние и высшие учебные заведения. Привитие любви к физкультуре осуществляется на занятиях по физкультуре, во внеурочной деятельности (участие в спортивных секциях, в спортивных клубах, в спортивных соревнованиях и т.д.).

       Большое значение для развития массовой физической культуры имеет привлечение широких слоев населения: организация физической культуры по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан. На это особое снимание обращено в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. В нем записано, что в соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры между  работодателями, их объединениями и работниками, или их полномочными представителями могут включаться положения о:

- создании работникам  условий для занятий физической  культуры и спортом, проведении  физкультурных, спортивных, реабилитационных  и других связанных с занятиями  граждан физической культуры  и спортом мероприятий;

- предоставлении работникам  и членам их семей возможности  использовать объекты спорта, спортивное  оборудования и инвентарь,.

        Руководители санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристических баз создают условия для использования компонентов физической культуры в процессе лечения и отдыха граждан в целях укрепления их здоровья, профилактики и лечения заболеваний.

        Органы местного самоуправления создают  условия для развития физической культуры и спорту по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.

 

3.2. Физическая рекреация.        

Физическая рекреация  как вид физической культуры вошла  в жизнь в различных терминах и понятиях, характеризующих ее отдельные  стороны: «массовая физическая культура», «оздоровительная», «массовый спорт», «активный отдых» и др. В процессе исследования установлено, что в  действительности «физическая рекреация» охватывает содержание всех указанных  выше терминов, таким образом физическая рекреация- это двигательно-активный отдых и развлечения с использованием активных физических упражнений, подвижных  игр, различных видов спорта, а  также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее  самочувствие и настроение, восстанавливается  умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

        Примером физической рекреации может служить участие определенных групп населения – работающих, студентов, учащихся -  в различных спортивных секциях, клубах здоровья, спортивных кружках и т.д.

       Физическая рекреация удовлетворяет потребности, интересы, мотивы студенческой молодежи в эмоциональном, активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Она удовлетворяет групповые и индивидуальные потребности молодежи в  нерегламентированной, относительно свободной форме двигательной активности. Тем самым физическая рекреация способствует улучшению состояния здоровья, нормальному функционированию организма.

Информация о работе Физическая культура как сфера социальной деятельности (понятие и составные части)