Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 03:32, реферат

Краткое описание

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда. По сравнению со специалистом профессиональная сфера бакалавра шире, но в годы обучения в вузе еще окончательно не определена — в будущем бакалавр может специализироваться по той или иной специальности своего профессионального направления обучения. В этом плане профессиональное лицо специалиста просматривается более четко: его рабочее место, условия, характер труда и т.д., т.е. именно то, что определяет необходимость и возможность применения тех или иных средств физической культуры и спорта для обеспечения постоянной психофизической надежности специалиста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....................3
I. Производственная физическая культура …………………………...……………………4
1.1. Цель и задачи производственной физической культуры ………………….……………..4
1.2. Методические основы производственной физической культуры ……………..….…......5
II. Производственная гимнастика ………………………...…………………………………8
III. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов ……………………………..…………………..11
IV. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры ………..………………………………………………….….………..14
V. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной
работоспособности …………..………………………………………………...……………...18
VI. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве …………………………………………………………………………………..19
VII. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе …………………………………………………………...…21
Заключение……………………….……………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Российской.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Микропауза  активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20—30 с.

Цель микропауз —  ослабить общее или локальное  утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной  нервной системы. С этим связано  снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов

 

Основные формы занятий  физкультурой в свободное время:

  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • утренние или вечерние специально направленные занятия физическими упражнениями;
  • краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв;
  • попутная тренировка;
  • физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей, профессионально-прикладной физической подготовки.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Комплекс несложных  упражнений утренней гигиенической гимнастики («зарядки») позволяет легко и приятно перейти от утренней вялости к активному состоянию, быстрее ликвидировать застойные явления, возникающие в организме после ночного бездействия. Применительно к производственной физической культуре утренняя зарядка повышает возбудимость центральной нервной системы, постепенно активизирует основные функциональные системы организма и тем самым ускоряет врабатываемость в трудовой процесс. Наблюдения за группой студентов, регулярно выполнявших утреннюю зарядку, и за теми, кто не делал ее, показали, что у первых период включения в качественный учебный труд составил 15 мин, у вторых — до 45 мин.

В комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики включают упражнения и корригирующего, и профилактирующего характера.

При составлении индивидуального  комплекса следует позаботиться, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

  • упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, специфике трудовой деятельности;
  • выполняться в определенной последовательности;
  • носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания;
  • нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением к концу зарядки;
  • комплекс следует периодически обновлять, так как привычность упражнений снижает эффективность занятий.

Рекомендуется следующая  примерная схема последовательности упражнений утренней гимнастики (для  работников умственного труда):

  1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее (ходьба, медленный бег, потягивание).
  2. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы (махи руками в разных направлениях, неглубокие выпады и т.п.).
  3. Упражнения, укрепляющие мышцы тела, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение (вращение и наклоны головы, туловища, повороты вправо и влево, наклоны в сторону, прогибание назад).
  4. Упражнения на развитие силовых возможностей.
  5. Упражнения, способствующие подвижности суставов.
  6. Упражнения для мышц брюшного пресса.
  7. Упражнения для ног, включая приседание на одной ноге, подскоки.
  8. Завершают утреннюю гигиеническую гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания (ходьба с движениями рук).

Продолжительность утренней гимнастики от 8—10 до 20—30 мин. Практически  здоровые люди в возрасте до 40 лет могут проводить такую зарядку в темпе, при котором пульс повышается до 150 удар/мин (после 50 лет'— пульс до 140 удар/мин, для 60-летних — 120 удар/мин).

Однако далеко не все  люди легко и безболезненно переносят  в ранние утренние часы повышенные нагрузки. Для некоторых целесообразно ограничиться минимумом упражнений, направленных на снятие утренней вялости, а более активные упражнения перенести на после-рабочие вечерние часы.

 Утренние  или вечерние специально направленные  физические упражнения

Занятия в виде специально подобранного комплекса упражнений проводятся с повышенной нагрузкой и имеют профилактическую направленность. С помощью специально-направленных упражнений (табл. 11.1) снимаются неблагоприятные последствия малоподвижного, тяжелого физического, монотонного труда, работы в вынужденной неудобной позе, с повышенной нервно-эмоциональной напряженностью, в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях.

Благодаря физическим упражнениям  можно повысить устойчивость организма и к другим неблагоприятным факторам (вибрация, укачивание, недостаток кислорода).

Краткие занятия  физическими упражнениями в обеденный  перерыв

Известный кардиолог  профессор Н. Мухарлямов писал, что тем, у кого «сидячая» работа, в обед следует ограничиться чаем с бутербродом, а остальное время перерыва использовать для прогулки, игры в настольный теннис, легкой пробежки. Иными словами, вместо того чтобы приобретать калории, следует активно их расходовать, а полный обед лучше перенести на после рабочее время.

Во многих учреждениях  в обеденный перерыв сотрудники с увлечением играют в настольный теннис. Это и есть часть производственной физической культуры, в которой присутствуют элементы повышенной двигательной активности и своеобразной гимнастики микромышц глаз, гимнастики зрительного анализатора.

Общая физическая нагрузка вовремя может быть весьма значительной, ведь за одну партию игрок выполняет 15—20 подач, от 60 до 150 ударов, 15—20 раз наклоняется за мячом. По данным шведских исследователей, частота пульса у высококвалифицированных теннисистов к концу первой партии достигает 152 удар/мин, к концу второй -165, а в конце третьей приближается к 200 удар/мин (рис. 11.5).

Этот пример дает представление  о значительной физиологической  нагрузке этой, казалось бы, несложной  и доступной игры.

Попутная тренировка

Попутная тренировка — это по своей сути неорганизованное индивидуальное действие, направленное на повышение двигательной активности без существенных затрат дополнительного времени. Термин «тренировка» здесь весьма условен. Речь идет об использовании для дополнительной физической нагрузки обычных условий труда и быта. Сюда относится пешее передвижение вместо езды на транспорте по пути на работу и обратно (табл. 11.2). Дополнительная физическая нагрузка очень важна для представителей малоподвижных видов труда (оптимальный расход энергии на мышечную работу составляет 1300—2200 ккал в сутки). Кроме того, как отмечают психологи, за время пешего передвижения у человека снижается нервно эмоциональное напряжение. Это особенно важно при возвращении домой после напряженного рабочего дня. Столь же полезно использовать велосипед для поездки на работу и обратно, а также по домашним делам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры

 

          Повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов труда - основная задача физических упражнений профилактической направленности. К ним относятся: перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде; гипокинезия — ограничение количества и объема движений; монотония, связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания;  рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда; вибрация и укачивание; неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Чтобы снизить эти  неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные.

Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться  в обеденный перерыв или сразу  после окончания работы в специальных  помещениях.

В качестве примера приводим упражнения непосредственного воздействия  для тренировки сосудов головного мозга:

1.  Движения головой  (наклоны, повороты влево,  вправо).

2.  То же в сочетании  с движениями рук.

          3. Принять позы, при которых голова  оказывается ниже других частей  тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).

4. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.).

5.  Приемы массажа  и самомассажа, включающие несильное  постукивание пальцами по голове.

На содержание производственной физической культуры как в рабочее, так и в свободное время оказывают влияние индивидуальные особенности человека. При выборе форм и при упражнениях  учитываются половые отличия занимающихся, характер труда (работа по сменам).

Так, например, при продолжительной  работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают  неблагоприятные последствия застойных  явлений в области малого таза. При выполнении работы преимущественно  в положении стоя у женщин чаще бывают осложнения, связанные с нарушением венозного кровообращения в нижних конечностях. Все это должно учитываться как при определении, например, количества физкультминуток в течение рабочего дня, так и при подборе специальных упражнений.

Возрастные отличия  обычно влияют на продолжительность физкультурных пауз, интенсивность выполнения комплекса отдельных упражнений. Общая физическая нагрузка в утренней гигиенической или специализированной гимнастике по-разному переносится «совами» и «жаворонками», поэтому важно учитывать индивидуальные различия в переносимости физической нагрузки различными людьми в разное время суток.

Географо-климатические  условия также могут оказывать  свое влияние на содержание производственной физической культуры. Например, длинная  полярная ночь и длинный полярный день на Севере вносят определенный

дисбаланс в нормальное функционирование организма, нарушая  его естественный биологический  ритм.

         На подбор упражнений производственной физической культуры влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.

Во время самостоятельных  занятий физическими упражнениями возможны различные травмы. К наиболее частым повреждениям относятся ссадины, ушибы, растяжения мышц и связок, потёртости, мозоли и различные раны.

Ссадины – механическое повреждение наружного слоя кожи или слизистой оболочки. Ссадину следует обработать перекисью водорода, подсушить ваткой и обработать зелёнкой и наложить повязку.

Ушибы – следствие  механических повреждений мягких тканей, но без нарушения их целостности. Непосредственно после получения травмы необходимо подержать холод на месте ушиба, обеспечив пострадавшему органу покой. Через 2 – 3 дня можно принять тёплую ванну.

При растяжении мышц и  связок возникают разрывы отдельных  волокон связок. Первая помощь такая же, как при ушибах. Вначале холод, давящая повязка, а затем тёплые ванночки

Ранение – это открытое повреждение тканей и органов  с их анатомическими и функциональными  расстройствами. Первая помощь при  любом ранении – защита раны от вторичного загрязнения. Кожу вокруг раны надо обработать перекисью водорода или спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку.

Обморожению чаще всего  подвергаются пальцы рук и ног, нос, ушные раковины. Первая помощь заключается, прежде всего, в общем  разогреве организма, а поражённый участок надо растирать до тех пор, пока кожа не покраснеет и восстановится её чувствительность.

Тепловой и солнечный  удары возникают потому, что при  перегревании и чрезмерном потении  организм теряет большое количество жидкости, кровь сгущается, нарушается равновесие солей  в организме. Первые признаки теплового и солнечного удара – вялость, тошнота, головная боль, головокружение. Пострадавшего надо уложить в тень или хорошо проветриваемое помещение. К голове, а также на область крупных сосудов  прикладывают пузырь со льдом или холодной водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной

Работоспособности

 

К дополнительным средствам  повышения работоспособности относятся  не только гантели, скакалки, набивные мячи, гимнастические стенки, но и различные тренажеры («бегущая дорожка», «велотренажер») и многие другие развивающие выносливость, силу, быстроту, подвижность суставов. Физкультурно-оздоровительные тренажёры  применяются для совершенствования двигательных навыков, а также для воспитания психофизиологических качеств. При работе на тренажёрах очень важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка не приходилась на одни и те же мышцы. Во время занятий после каждого упражнения или их серии следует давать отдых работающим  мышцам.  Быстрое восстановление  работоспособности достигается активным расслаблением мышц. Немаловажное значение для отдыха между упражнениями  или сериями имеют дыхательные упражнения.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста