Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 03:32, реферат

Краткое описание

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда. По сравнению со специалистом профессиональная сфера бакалавра шире, но в годы обучения в вузе еще окончательно не определена — в будущем бакалавр может специализироваться по той или иной специальности своего профессионального направления обучения. В этом плане профессиональное лицо специалиста просматривается более четко: его рабочее место, условия, характер труда и т.д., т.е. именно то, что определяет необходимость и возможность применения тех или иных средств физической культуры и спорта для обеспечения постоянной психофизической надежности специалиста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....................3
I. Производственная физическая культура …………………………...……………………4
1.1. Цель и задачи производственной физической культуры ………………….……………..4
1.2. Методические основы производственной физической культуры ……………..….…......5
II. Производственная гимнастика ………………………...…………………………………8
III. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов ……………………………..…………………..11
IV. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры ………..………………………………………………….….………..14
V. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной
работоспособности …………..………………………………………………...……………...18
VI. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве …………………………………………………………………………………..19
VII. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе …………………………………………………………...…21
Заключение……………………….……………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Российской.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования  Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста»

 

 

 

 

 

                                                                                            Исполнитель:

 студентка группы ГМУ 103

Смирнова А.А 

                                                                                             Руководитель:

Ольховская Е. Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 

2012

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………….....................3

I. Производственная физическая культура …………………………...……………………4

    1. Цель и задачи производственной физической культуры ………………….……………..4
    2. Методические основы производственной физической культуры ……………..….…......5

II. Производственная гимнастика ………………………...…………………………………8

III. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов ……………………………..…………………..11

IV. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры ………..………………………………………………….….………..14

V. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной

работоспособности …………..………………………………………………...……………...18

VI. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве …………………………………………………………………………………..19

VII. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе …………………………………………………………...…21

 

Заключение……………………….……………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Использование средств  физической культуры для повышения  и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано  с условиями и характером его  труда. По сравнению со специалистом профессиональная сфера бакалавра шире, но в годы обучения в вузе еще окончательно не определена — в будущем бакалавр может специализироваться по той или иной специальности своего профессионального направления обучения. В этом плане профессиональное лицо специалиста просматривается более четко: его рабочее место, условия, характер труда и т.д., т.е. именно то, что определяет необходимость и возможность применения тех или иных средств физической культуры и спорта для обеспечения постоянной психофизической надежности специалиста. Поэтому при дальнейшем изложении материала мы будем, в основном, ориентироваться на профессиональную деятельность специалиста — выпускника того или другого факультета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Производственная физическая культура

 

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Производственная физическая культура — это такая культура (ПФК) система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно  как в рабочее, так ив свободное  время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

 

     1.1  Цель и задачи производственной физической культуры

 

Производственная физическая культура (ПФК) — система методически обоснованных физических упражнений физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель ПФК — способствовать укреплению  здоровья   и  повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

Задачи ПФК:

  1.Подготовить организм  человека к оптимальному включению  в профессиональную деятельность;

2.Активно поддерживать  оптимальный уровень работоспособности  во время работы и восстанавливать  его после ее окончания;

3.Заблаговременно проводить  акцентированную психофизическую  подготовку к выполнению отдельных  видов профессиональной деятельности;

4.Профилактика возможного  влияния на организм человека  неблагоприятных факторов профессионального  труда в конкретных условиях.

 

    1. Методические основы производственной физической культуры

 

Основа производственной физической культуры является теория активного отдыха. И.М. Сеченов экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела, В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

Методическое обеспечение  производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки —    умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

 Методика производственной  физической культуры находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:

--  чем больше физическая  нагрузка в процессе труда,  тем меньше она в период  активного отдыха, и наоборот;

--  чем меньше в  активную деятельность включены  большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами производственной физической культуры;

-- чем больше нервно-эмоциональное  и умственное напряжение в  профессиональной деятельности, тем  меньше оно должно быть в  разнообразных физических упражнениях производственной  физической культуры.

Производственная физическая культура проявляется в различных  формах:

-  в рабочее время  в форме производственной гимнастики  и профессионально-прикладной физической  подготовки;

-  в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических  физических  упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости — профессионально-прикладной физической подготовки к отдельным профессиональным видам работ.

Занятия в любых формах производственной физической культуры могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

При выборе методов и  средств важно учитывать условия  труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме  того, необходимо принять во внимание такие факторы, как рабочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя, восстановительные и профилактические упражнения рекомендуется проводить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в неудобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе.

На подбор методов  и средств производственной физической культуры оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него — необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств производственной физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Производственная гимнастика

 

Производственная гимнастика — это комплексы специальных  упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная  минутка, микропауза активного Отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя  или сидя), положение туловища (согнутое  или прямое, свободное или напряженное);

2) рабочие движения (быстрые  или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность,  однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

3) характер трудовой  деятельности (нагрузка на органы  чувств, психическая и нервно-мышечная  нагрузка, сложность и интенсивность  мыслительных процессов, эмоциональная  нагрузка, необходимая точность  и повторяемость движений, монотонность труда);

4) степень и характер  усталости по субъективным показателям  (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения  в здоровье, требующие индивидуального  подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

6) санитарно-гигиеническое  состояние места занятий (обычно  комплексы проводятся на рабочих  местах).

Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5—8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5—7 мин.

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические  процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую, роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.

В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.

Место физкультурной  паузы и количество повторений зависит  от продолжительности рабочего дня  и динамики работоспособности.

При обычном 7—8-часовом  рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2—2,5 ч после начала работы и за 1—1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза  при благоприятных санитарно-гигиенических  условиях может проводиться на рабочих  местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2—3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1--2 мин.

Физкультминутки с успехом  применяются, когда по условиям организации  труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв  для активного Отдыха, т.е. в тех  случаях, когда нельзя останавливать  оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент. Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста