Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:37, творческая работа

Краткое описание

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.




Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Содержание

1. Введение
2. Учет возрастных особенностей при занятиях физкультурой и спортом
2.1 Физическое воспитание детей грудного возраста
2.2 Физическое воспитание детей преддошкольного периода
2.3 Физическая культура младшего школьного возраста
2.4 Физическая культура старшего школьного возраста
2.5 Физическая культура в зрелом возрасте
2.6 Физическая культура в пенсионном возрасте
3. Учет половых особенностей при занятиях физкультурой и спортом

Вложенные файлы: 1 файл

Uchet_polovykh_i_vozrastnykh_osobennostey_pri_zanya.ppt

— 6.26 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

  Учет половых и возрастных особенностей при занятиях физкультурой и спортом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение

2. Учет возрастных особенностей  при занятиях физкультурой и  спортом 

    2.1 Физическое воспитание детей грудного возраста

    2.2 Физическое воспитание детей преддошкольного периода

    2.3 Физическая культура младшего школьного возраста

    2.4 Физическая культура старшего школьного возраста

    2.5 Физическая культура в зрелом возрасте

    2.6 Физическая культура в пенсионном возрасте

3. Учет половых особенностей  при занятиях физкультурой и  спортом 

 

 

 

 

 

   

   Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

 

 

 

 

   Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

 

 

 

 

 

   

   Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

 

 

 

 

   

   В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

 

 

 

 

    Спорт — составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития.

 

 

 

 

   Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

 

 

 

 

   Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты.

 

 

 

 

   

   Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

 

 

 

 

 Физическое воспитание детей грудного возраста

 

 

 

 

   

   Это период наиболее интенсивного физического развития ребенка: масса тела в течение первого года жизни возрастает в 3 раза, а рост увеличивается на 25 см; совершенствуется центральная нервная система (ЦНС), появляются двигатель­ные навыки и зачатки речи.

 

 

 

 

 

  

Для защиты от инфекций  следует проводить не только  профилактические прививки, но и  закаливающие процедуры, гигиенические  ванны с первых месяцев жизни, с постепенно понижающейся температурой  воды, начи­ная с 36—36,5 °С, сохраняя  ее в первом полугодии, а после 6 меся­цев и до годика постепенно  снижая до 32—33 °С, но не ниже 30 °С.

 

 

 

 

Продолжительность процедур  — 5—7

мин. Далее, под­няв ребенка  из ванночки

и держа лицом вниз, обливают водой на

1—2 °С холоднее, чем  в ванне.

 

 

 

 

Воздушные ванны

рекоменду­ется

проводить во время

занятий с ребенком

массажем и

гимнастикой. При 

этом вначале его

Выкладывают

обнаженным на живот  на

1 мин, затем на 2,  3 и так

далее.

 

 

 

 

 

    

    Влажные обтирания следует выполнять с 3—4-го месяца жизни. Они тренируют со­суды, помогают переносить охлаждения при сбрасывании одея­ла, рефлекторном мочеиспускании и других действиях. На пер­вом году жизни активно развивается психика ребенка, выраба­тывается координация движений. Поскольку дети в этом воз­расте учатся сидеть, ползать, ходить, родителям следует уже с 1,5—2-месячного возраста обучать своих малышей специаль­ным комплексам упражнений, способствующих развитию этих поз и движений. В целях развития и ускорения формирования речевых центров используется не только массаж, но и физи­ческие упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двига­тельные центры которых в головном мозге располагаются ря­дом с речевыми центрами. Ежедневное выполнение таких уп­ражнений и 2—3-минутные занятия по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3—4 недели.

 

 

 

 

   Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возра­ста («грудничковое плавание») или с 1,5—2-месячного возраста: массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. К 7—8-месячному возрасту, программа занятия фи­зическими упражнениями значительно расширяется за счет вклю­чения в нее активных упражнений с использованием вновь освоен­ных движений — ползание на четвереньках, переворачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражне­ния нужно выполнять короткими сериями по 5—7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком.

 

 

 

 

 

 

В 9—10-месячном возрасте  целесообразно увеличить объем

нагрузки в 1,5—2 раза за  счет увеличения продолжительности

занятий и включения  новых • упражнений, подготавливающих

опорно-двигательный аппарат  ре­бенка к освоению ходьбы

(различные виды ходьбы  с поддержкой, вставание с помощью

взрослого и пр.). К 11—12-месячному  воз­расту, когда дети уже

долго могут стоять  без опоры и самостоя­тельно  ходить,

содержание физической  тренировки малыша ус­ложняется,

главным образом, за счет  включения в нее различ­ных

перемещений в виде  ходьбы с поддержкой, самостоятельной 

ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний

(приплясывание) и т.  д. Продолжительность занятия  может быть

увеличена до 14-15 мин .

 

Таким образом, основные  формы занятий с малышами до  года

массаж и гимнастика.

 

 

 

 

 

Учет возрастных особенностей  при занятиях физкультурой и  спортом

 

 

 

 

 

 

Физическое воспитание  в преддошкольном периоде

 

 

 

 

Анатомо-физиологические  особенности —

бурное развитие выс­ших  отделов ЦНС.

Увеличивается объем головного  мозга,

совер­шенствуются его  клетки, происходит

дальнейшее формирование  нервных центров,

проводящих путей и  рецепторов. Частота

сердечных сокращений (ЧСС) к 3 годам

урежается до 105 ударов  в минуту вместо 120

ударов у ребенка годичного  возраста.

Увеличивается масса и  объем сердца. Дыхание

становится реже и глуб­же.

 

 

 

 

Интенсивность обмена  веществ примерно в 2,5 раза

больше чем у взрослых. На 2—3-м году жизни масса

ребенка увеличива­ется  в среднем до 2 кг в год, длина

тела в течение 2-го года  увеличивается на 10 см, 3-го

— на 8 см. Из-за слабости  и недостаточного развития

мышц, ребенком часто принимаются  неправильные

позы — сводит плечи, сутулится, нередко остается с

опущенной головой. Неестественное  и неправильное

положение тела, долгое  стояние, сидение,

неправильная постель, не  соответ­ствующая росту

мебель не способствует  правильному формированию

скелета и могут привести  к нарушению осанки.

 

 

 

 

Особенностью является

высокая пластичность

организма, что является

следствием как положительных,

так и отрицательных  влияний.

Поэтому ему необходимы

нормальные гигиенические

условия и правильное

воспитание, в том числе

физическое, так как именно  в

этом возрасте следует  заложить

основы крепкого здоровья  и

хорошего характера. Это  «Время

великих начал», «точка

равновесия» между рождением  и

взрослостью приходится  на

возраст в 3 года.

 

 

 

 

Средства и методы физической  активности. Главная задача — освоение правильной ходьбы с ритмичными и согласован­ными движениями рук и ног, укрепление мышц ног, спины и живота, способствующих формированию правильной осанки.

Основная форма физического  развития — игра. Основное содержа­ние (средства) физической активности  это то, что ребенок любит делать: ходить, бегать, лазить, преодолевать  препятствия, взби­раться по ступенькам, играть с мячом, игрушками, обручем, пал­кой, веревочкой (скакалкой).

 

 

 

 

В конце этого возрастного  периода

целесообразно применять

упражнения в воде: плавание  в круге,

дыхательные упражнения, игры в воде.

Продолжительность за­нятий 15—20

мин с выполнением 6—10 упражнений в

следующей последовательности: для

мышц шеи, рук и плечевого  пояса,

затем туловища и ног. Бег и игры

проводятся в конце  занятия перед

заключительной частью. Заниматься

следует до 4 раз в неделю. Показ

движений логично сопровождать

сравнениями с близкими  и понятными

ребенку образами животных,

игрушками, персонажами из  детских

книжек.

 

 

 

 

Взрослые, играя с детьми, должны

незаметно помогать малы­шу

справляться с трудными  заданиями.

Следует поощрять, лю­бые  успехи

ребенка, побуждая тем  самым его к

новым успехам. Главное  овладеть

движениями, а не достижение  их

совершенства, поэтому если

ребенку трудно справиться  с каким

либо движени­ем, то не  следует

настаивать на его обязательном

выполнении, лучше его  заменить

более легким упражнением.

 

 

 

 

 

Контрольные упражнения 

для детей преддошкольного

периода.

1.Ходьба и упражнения  в

равновесии: ходить прямо  по

Лежащей на полу доске;

подниматься вверх по

наклонной доске и сходить  вниз

(ширина 25 см, длина  1,5—2 м,

высота над полом 10—15

см); всходить на ящик 10 см и

сходить с него; перешаги­вать

через веревку или палку,

положенную на землю  или

припод­нятую на 5—10 см  от

пола.

 

 

 

 

2.   Лазание и

ползание:влезать на

лестницу или стремянку

высотой 1 м, слезать с

нее приставным или

чередующимся шагом;

проползать в обруч  или

подползать под

скамейку.

 

 

 

 

 

3.   Бросание: катать

мячи вперед, бросать

их вниз, вдаль.

 

 

 

 

 

 

Физическая культура

детей младшего

школьного возраста

 

 

 

 

Анатомо-физиологические  особенности.

При проведении фи­зических  тренировок

необходимо учитывать  особенности состоя­ния

функций опорно-двигательного  аппарата.

Позвоночник от­личается  большой гибкостью и

неустойчивостью основных  изги­бов —

грудного и поясничного. Грудной изгиб

полностью форми­руется  к 7-му году жизни, а

поясничный — к 12-му.

 

 

 

 

Эластичный связочный  аппарат, толстые

межпозвоночные диски  и слабораз­витые мышцы

спины не в состоянии  долго поддерживать тело в

правильном положении, что  может вызвать развитие

деформа­ции позвоночника, нарушение осанки,

плоскостопие и т. п. Поэтому  создание хорошего

«мышечного корсажа», полноценной 

 проприоцептивной импульсации, правильно

информирующей ЦНС о  взаимоотношении отдельных

частей тела ребенка  в пространстве — важная задача

физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

Кроме того, ро­дителям  и педагогам следует постоянно  заботиться

о правильной позе, осанке, походке детей.

Рост в длину в этом  возрасте замедляется в 8—10 лет.

Вслед­ствие относительно  слабой мышцы сердца, его малого

объема и более широкого  просвета сосудов АД повышается

значительно меньше, чем  у подростков и взрослых. У  них также

ниже способ­ность выполнять  физическую нагрузку в условиях

кислородного долга (работа  на скоростную выносливость).

Младший школьный возраст  — это благоприятный период  для

развития практически  всех физических качеств. Если  этого не произошло,

то время для формирования  физической и функцио­нальной  основы

будущего физического  потенциала индивида можно считать  упущенным.

Суточная норма двигательной  активно­сти должна составлять 15—20 тыс.

локомоций при продолжи­тельности  двигательного компонента 4—5 часов

в течение суток.

 

 

 

 

Средства и методы

физкультурного воспитания.

Информация о работе Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом