Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:47, реферат

Краткое описание

В настоящее время выдвинута важная задача - разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека - является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Физическое воспитание строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков. Различные упражнения, направленные на развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазания уже широко представлены в режиме детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………...3-4
Учет возрастных особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями………..4-5

Методические приемы для учета половых особенностей дошкольников ………… ………………………..6-7

Заключение………………………………………7-8

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

        РЕФЕРАТ

 

На тему: Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом

 

 

 

 

 

                                         Преподаватель: Агафонов И.В.

                                                    Выполнила студентка: Киселева Е.А.

                                                    Факультет: Менеджмент

                                                    1-й курс

 

                              Москва, 2014г.

 

 

Содержание:

Введение………………………………………...3-4

Учет  возрастных особенностей детей в процессе занятий физическими  упражнениями………..4-5

 

Методические приемы для учета  половых особенностей дошкольников …………  ………………………..6-7

 

Заключение………………………………………7-8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

        В настоящее время выдвинута важная задача - разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне  и гармонически развитого человека - является раскрытие закономерностей  растущего, развивающегося организма  ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Физическое воспитание строится с учетом возрастных, половых  и индивидуальных особенностей детей  и подростков. Различные упражнения, направленные на развитие и совершенствование  ходьбы, бега, лазания уже широко представлены в режиме детей дошкольного  возраста.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено, прежде всего, воспитательным целям. Оценивая возможности, предоставляемые физической культурой, в этом отношении, надо как подчеркивалось, учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством использования её в собственно воспитательных целях, зависит не только и не столько от её специфических свойств, сколько от социальной направленности всей системы воспитания.  Учет  возрастных особенностей человека в процессе занятий физическими  упражнениями. Особенности физического  развития школьников в связи с возрастом и под влиянием систематических занятий  физическими упражнениями имеют  немаловажное значение для  правильного решения многих вопросов педагогической практики.

В результате исследований врачей, физиологов  и педагогов накоплено

большое количество данных, характеризующих  возрастные особенности 

организма  детей, подростков и юношей  при занятиях физической культурой и спортом. При подборе  упражнений строго учитывают возрастные особенности детей, учитывается  также и индивидуальная подготовленность детей. В тех случаях, когда с  детьми не проводились систематически специальные занятия, и они не умеют выполнять простые задания, с ними проводят упражнения и подвижные игры, предназначенные для детей младшего возраста.

В старших группах детского сада может проводиться обучение подготовленных детей плаванию, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, езде на велосипеде. При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста (7-12 лет) учитываются необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых напряжений, неблагоприятно влияющих на сердечно-сосудистую систему и дыхание. 

Сроки начала тренировочных  занятий детей и подростков по разным видам спорта различны. В школьно-подростковом возрасте (12-15 лет) ограничивают применение упражнений, которые способствуют развитию мышечной силы и могут задерживать рост костей в длину. В этот возрастной период, не исключая необходимости дальнейшей всесторонней физической подготовки, можно начинать занятия по таким специальным видам спорта, как велосипед, тяжелая атлетика, бокс, стрельба стендовая. 

 

1.Учет половых особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями.

 

• Подбор упражнений (зависит от способа организации занятий)

- Раздельное проведение               

- Совместное проведение (в 1 части занятия могут быть использованы разные виды ходьбы и бега, во 2 части (обязательно использование графического изображения) - деление на подгруппы по половому признаку с целью выполнения разных общеразвивающих упражнений, основных видов движений, различной дозировки выполнения, исходных положений, разные условия преодоления препятствий на полосе, в 3 части может быть использование одной игры, но дети выполняют разные движения)

 

• Нормирование физической нагрузки

• Методика обучения сложным двигательным действиям (количество повторений, выбор подводящих и подготавливающих движений, использование вспомогательного оборудования

• Педагогическое руководство двигательной деятельностью (предполагает организацию режима большой двигательной активности для мальчиков и средней для девочек)

• Система поощрений и наказаний (для мальчиков это объективная оценка качества выполнения конкретного задания, вида деятельности, для девочек же субъективное отношение взрослого, похвала за старание в целом, сопереживание неудаче)

• Требования к качеству выполнения заданий (у мальчиков четкость, ритмичность, затрата дополнительных усилий, у девочек пластичность, выразительность, грациозность)

• Расстановка и уборка снарядов (мальчики группой тяжелое оборудование – скамейки, маты, девочки мелкий и легкий инвентарь)

• Двигательные предпочтения (не подавлять стремление заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности)

А так же идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.

 

 

 

 

2. Методические приемы для учета  половых особенностей дошкольников: 

 1.Различия в подборе  упражнений только  для мальчиков  или только для  девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).

2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).

3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе  оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5. Различия в обучении  сложным двигательным  движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам)).

6. Распределение ролей  в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).

7. Различия в требованиях  к качеству выполнения  заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

8. Расстановка и  уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).

10.Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к 

качеству, так  как они больше  нуждаются во внимании  при «шлифовке»  отдельных элементов,  техники, чаще  приходится использовать  помощь в плане  тактильно-мышечных  ощущений.

11.В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным 

указаниям.

12. Акцентирование внимания  детей на мужские  и женские виды  спорта. 

 

 

Заключение.

 

                            Половая принадлежность является одной  из                                                                                                                      фундаментальных  характеристик личности. Современные  требования                индивидуального подхода  к формированию личности не могут  быть                         выполнены без учета специфики пола ребенка. 

                          В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков  и  девочек размываются границы  между женскими и мужскими социальными  ролями, полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания. Все менее отчетливо проявляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола: мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности педагогов дошкольных учреждений в области воспитания детей разного пола.

А особенности физического развития школьников в связи с возрастом и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеют немаловажное значение для правильного решения многих вопросов. Специальное воздействие физических упражнений на организм человека с целью развития определенных качеств должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. Чаще всего воздействие с целью активного влияния на развитие тех или иных качеств должно совпадать с периодом, когда в организме развиваются те его стороны, от которых зависит данное качество. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  

1.  Аллик Т. А. О роли аэробных и анаэробных процессов в энер-гетическом обеспечении интенсивной мышечной работы. Материалы сектора физиологии спорта.- М., 1966.—234 c.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275с.

3. Виксне З.А. Возрастная физиология: Учебное пособие. – Рига: Латв.ГИФК, 1989. – 83с.

4. Возрастная физиология. Руководство по физиологии (под ред. В.Н. Никитина). – Л.: Наука, 1975. – 692с.

5. Воробьева Е.А., Губарь Л.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М.: Медицина, 1981. – 416с., ил.

6. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 502 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  

1.  Аллик Т. А. О роли аэробных и анаэробных процессов в энер-гетическом обеспечении интенсивной мышечной работы. Материалы сектора физиологии спорта.- М., 1966.—234 c.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275с.

3. Виксне З.А. Возрастная физиология: Учебное пособие. – Рига: Латв.ГИФК, 1989. – 83с.

4. Возрастная физиология. Руководство по физиологии (под ред. В.Н. Никитина). – Л.: Наука, 1975. – 692с.

5. Воробьева Е.А., Губарь Л.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М.: Медицина, 1981. – 416с., ил.

6. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 502 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом