Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:37, творческая работа

Краткое описание

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.




Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Содержание

1. Введение
2. Учет возрастных особенностей при занятиях физкультурой и спортом
2.1 Физическое воспитание детей грудного возраста
2.2 Физическое воспитание детей преддошкольного периода
2.3 Физическая культура младшего школьного возраста
2.4 Физическая культура старшего школьного возраста
2.5 Физическая культура в зрелом возрасте
2.6 Физическая культура в пенсионном возрасте
3. Учет половых особенностей при занятиях физкультурой и спортом

Вложенные файлы: 1 файл

Uchet_polovykh_i_vozrastnykh_osobennostey_pri_zanya.ppt

— 6.26 Мб (Скачать файл)

Физическая культура детей

младшего школьного возраста  —

наиболее ответ­ственный  и

благоприятный период  в

формировании двигательных

способностей ребенка. В  этом

возрасте закладываются

Основы культуры движений,

успешно осваиваются новые,

ранее не известные  упражнения

и действия, физкультурные

знания.

 

 

 

 

Активность младшего школьника  в виде

организованных за­нятий  в рамках школьных уроков

физкультуры, физкультпауз  и т. д. должна дополняться

внешкольными формами  занятий: ежедневной

утренней физзарядкой  и двумя-тремя тренировочными

занятиями в неделю.

 

Младший школьный возраст  — благоприятный период

для начала занятий  спортом. С учетом особенностей

организма детей и подростков, на основе научных

данных о возрастных  особенно­стях развития

двигательных качеств.

 

 

 

 

Наиболее существенным

моментом в физическом

воспитании ребенка этого  периода

жизни является формирование

личностного отношения  к

физической тренировке,

воспитание активной позиции  в

отношении к своему  здоровью,

крепости тела и закалке. Родителям

необходимо помнить, что  основные

социальные психологические  и

биологические компоненты

Физической активности  взрослого

человека формируются  именно в

этот, ключевой для развития

моторики, период жизни

ребенка.

 

 

 

 

 

 

Физическая культура

детей старшего

школьного возраста

 

 

 

 

Этот возраст принято  подразделять на средний

школьный возраст (от 12 до 14 лет) и старший

школьный возраст —  от 15 до 17 лет.

 

Средний школьный возраст. Анатомо-физиологические особенности

характеризуются завершением  созревания организма

продолжающимся нарастанием  массы тела,

оформлением мотор ной  индивидуальности. Для этого

возраста примечательно  ухудшение двигательной

координации при интенсивном  развитии скоростных и

скоростно-силовых качеств.

 

 

 

 

Продолжается процесс  окостенения скелета,

причем происходит оно  неравномерно в раз

личных частях. Сила мышц  увеличивается в

меньшей степени чем  масса тела, что при

неблагоприятных условиях  может при вести к

нарушению осанки или  деформации

позвоночника. В тоже время  чрезмерные

мышечные нагрузки способны  ускорит! Процесс

окостенения и замедлить  рост трубчатых

костей в длину 

 

 

 

 

Средства и методы физического  воспитания.

Основной зада­чей физического

воспитания является

формирование интереса  к

систематической спортивной  и

оздоровительной тренировке. При

этом главное внимание  следует

уделять развитию скоростных

качеств (в начале и середине

подросткового периода) и

скоростно-силовых качеств  — в

конце этого периода,

формированию спортивного,

бойцовского характера подростка.

 

 

 

 

При нормальном физическом  развитии подростков, с одной  стороны, увеличиваются функциональные  резервы кислородтранспортной системы (ударный объем сердца и минутный  объем кро­ви, кислородная емкость  крови, минутный объем дыхания, абсо­лютные  показатели МПК и пр.), с другой  — возрастает экономизация функций  в покое (урежение ЧСС и дыхательных  движений и т. п.). Все больше  разница в функциональных и  физических возможностях мальчиков  и девочек. Для тех, кто не охвачен  организованными формами массовой  физической культуры, обя­зательны  ежедневная физзарядка и еженедельные  двух-трехразовые самостоятельные  тренировки. Продолжительность одного  за­нятия 70—90 мин.

 

 

 

 

 

Вместе с тем основным

элементом физической  подготовки

подростков являются

соревновательные нагрузки,

участие в различ­ных  состязаниях.

Следует использовать  любую

возможность и потребность  детей

среднего возраста в  состязаниях,

создавать ус­ловия помериться

силами со своими сверстниками.

Соревнования должны быть

разнообразными с тем, чтобы

предоставить ребенку  как можно

больше шансов на успех.

 

 

 

 

Старший школьный возраст. Анатомо-физиологические

осо­бенности.

 

Этот возраст характеризуется  достижением самых вы­соких

темпов развития физического  потенциала в целом, это пе­риод

полового созревания. Растет  мышечная сила, развивается 

качество выносливости, развитие  двигательной координации, в

основном, заканчивается. Формируется  осанка. При правильной

осанке оси головы и  туловища расположены по одной  вертикали,

перпендикулярной к площади  опоры; тазобедренные и коленные

суставы разогнуты, выражены  шейный, грудной и поясничный

изгибы позвоночника; надплечья  умеренно развернуты и слегка

опущены, лопатки симметричны  и не выделяются. Происходят

изменения в сердечно-сосудистой  системе. Сердце увеличивает

свой объем на 60—70 %.

 

 

 

 

Повышается прочность  скелета, в том числе позвоночника  и 

грудной кости. Завершается  развитие ЦНС. В то же время  процесс

возбуждения в этом  возрасте преобладает над силой  процесса

торможения. Происходят изменения  в психиче­ской сфере,

характерны стремления  к неординарным поступкам, жажда

состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты

личности, заканчивается  формирование характера. Более

объективной становится  самооценка, мотивы поступков

приобретают выраженные  социальные черты. Круг и характер

интересов и потребностей  молодого человека этого возраста

стабилизируются, выявляются  и закрепляются индивидуальные

особенности и черты  личности. Характерен интенсивный  рост

силовых показателей, выносливости  и совершенствование

координационных способностей. Процесс взросления и

возмужания сопровождается  из­менением структуры личностных

установок и мотиваций, что требует особого внимания  к

формированию новых стимулов  фи­зического совершенствования.

 

 

 

 

Средства и методы физического  воспитания.

 

Физкультурное воспитание  в этом возрасте

должно быть направлено  на закрепление

мотиваций к повседневному  и

систематическому физиче­скому

совершенствованию, на формирование

гражданской зрело­сти  по отношению к

собственному здоровью  и физической

подготовленности, освоение  навыков здорового

образа жизни.

 

 

 

 

 

   Основные направления развития физического потенциала человека в этот период — повышение уровня выносливости и силы и дости­жение высокого уровня координации движений в физических уп­ражнениях, в том числе и спортивных, а для юношей — ив военно-прикладных.

 

 

 

 

Кроме организованных  учебных

занятий в школе необходимо

заниматься самостоятельно 2

3 раза в неделю по  1,5—2 часа. 

Обязательной является

ежедневная зарядка.

Важное место в физкультурном

воспитании должно занять

формирование знания о

физической культуре и  спорте

— того, что можно назвать

Интеллектуальным

компонентом физической

культуры личности.

 

 

 

 

Знание основ теории

физической тренировки,

законов биомеханики движений,

способов развития и

Совершенствования

физического потенциала,

медико-биологических основ

тренировки и закаливания, а

также других сведений,

необходимых для

сознательного и предметного

управления своей физической

активностью.

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура в  зрелом возрасте 

 

 

 

 

 

Анатомо-физиологические  особенности.

В период развития организма от рождения до взрослого

состояния возможности  функ­циональных систем

увеличиваются и достигают  пиковых значе­ний в 20—25

лет. Период с 25 до 35 лет  характеризуется наибо­лее

стабильным состоянием  возможностей различных

функций организма. Но  после 35 лет происходит

неуклонное снижение возможностей  организма и к 60

65 годам такие физиологические  качества, как

работоспособность, максимальные  возможности

кровообращения и дыхания  уменьшаются до 70 и даже

до 50 % тех значений, которые  были у того же человека

в 25—35 лет, даже если он  оставался все время

здоровым.

 

 

 

 

Существует неоспоримая  связь между темпом

старения, продолжительностью  жизни и

интенсивностью обменных  процессов. Доказана

основополагающая роль  занятий физическими

упражнениями и связанной  с ними интенсификации

энергетического метаболизма  в средней

продолжительности жизни  организма. Уровень

жизнедеятельности организма  в ходе возрастного

развития, продолжительность  жизни зависят от двух

противополож­ных явлений: с одной стороны —

угасание, нарушений обмена  и функций, с другой —

включения адаптационных  механизмов,

Закрепленных в эволюции (адаптационная

регуляторная теория старения).

 

 

 

 

В настоящее время большинство

специалистов считают, что

адекватная функциональная

нагрузка для органов  и систем

стареющего организма  путем

занятий физической культурой,

спортом, туризмом не только

препятствует процессам

преждевременной старости, но и

приводит к структурном

совершенствованию тка­ней  и

органов.

Физическая активность —

важнейшая предпосыл­ка

сохранения функциональной

способности стареющего

организ­ма.

 

 

 

 

Вместе с тем лицам  этого возраста

необходимо при занятиях

физическими упражнениями

учитывать возрастные  изменения

(снижение функциональных

возможностей резервов  функций,

понижение реактивности,

эластичности и прочности  опорно-

двига­тельного аппарата,

ослабление восстановительных

процессов и пр.). На  этом этапе

онтогенеза следует исключить  из

программы занятий упражнения

скоростного и скоростно-силового

характера. В это же  время в

содержание занятий следует

вводить упраж­нения аэробного

характера: лыжные гонки,

плавание, бег, езда на

велосипеде,ходьба и т. д.

 

 

 

 

Людям второго периода  зрелого

возраста необходимо

формировать мотивации

постоянных и систематических

занятий физическими

упражнениями, занятий

различными видами спорта,

обязательно закаливания,

восстановительных и

Психорегулирующих

мероприятий. При этом

интенсивность тренировочных

нагрузок должна быть

невысокой.

 

 

 

 

Занятия рекомендуется

проводить 3 раза в

неделю  продолжи­тельностью

для лиц первого периода 2

часа, второго — 1,5 часа  с

дополнительным

занятием оздоровительного

или рекреационного характера.

Зарядка выполняется

ежедневно.

 

 

 

 

В здоровый образ жизни

следует включать

выполнение приемов

Восстановления

умственной и физической

работоспособности:

аутогенной тренировки,

водных процедур, сауны,

массажа, самомассажа и

тому подобное.

 

 

 

 

 

 

Физическая активность  человека в пенсионном возрасте

 

 

 

 

Важной задачей физической  активности

пожилого человека является  постепенная

подготовка организма  к предстоящим пос­ле

75—80 лет жизни инволюционным

преобразованиям. Предотвращение

преждевременного старения  — сохранение

привычки к систематической  физической

активности.

 

 

 

 

Основные правила, ко­торые

необходимо выполнять  при занятиях

  • физическими упраж­нениями. 1. Применяемые физические упражнения должны быть строго дозированными по количеству повторений. Темпу выполнения, амплитуде движений.
  • 2.   Упражнения со значительными силовыми напряжениями (например, упражнения с гантелями, эспандером, эластичным резиновым бинтом) следует чередовать с упражнениями на рас­слабление.

 

 

 

 

 

3.   После каждой  группы из 3—4 упражнений общеразвивающего  характера необходимо выполнять  дыхательные упражне­ния. 

4.   Для выполнения  упражнений следует выбирать  наиболее удобное исходное положение. 

5.   Во избежание  перегрузки необходимо соблюдать  принцип «рассеивания» нагрузки,  то есть чередовать упражнения  для верх­них конечностей с  упражнениями для нижних конечностей  или для туловища, упражнения  для мышц-сгибателей — с упражне­ниями  для мышц-разгибателей. 

 

 

 

 

Некоторые методические  советы для

организации физической  активности людей

пенсионного возраста (В.К. Бальсевич, 2000).

 

Начинающим заниматься  физическими

упражнениями и лицам  недостаточно

физически здоровым следует освоить

начальную программу, состоящую  из трех

Информация о работе Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом