Технико-тактическая подготовка боксеров 12-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: совершенствование процесса спортивной подготовки юных боксеров на этапе начальной специализации. Задачи исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы;
Разработать экспериментальную методику развития скоростных способностей юных боксеров 13-14 лет;
Выявить эффективность разработанной методики в ходе проведения педагогического эксперимента.
Разработать практические рекомендации для тренеров-преподавателей по боксу, инструкторов, методистов по спорту.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Кроме определения двигательных реакций необходимо оценивать и  так называемое чувство времени. Оно основано на одновременном восприятии расстояния и времени движения объекта. Боец с хорошим чувством времени точно определяет время движений противника (ударов, защит) в зависимости от скорости их выполнения и своевременно на них реагирует (Лаптев А.П., 1973).

Е.Н. Сурков исследуя РДО боксеров, выявил особенности нейрофизиологических механизмов РДО.

Так например, он обнаружил, непосредственное влияние преднастройки  на оптимизацию точностных характеристик  РДО, а также что оно возникает  не сразу, а лишь после серии повторений. Эффект кратковременной тренировки выражается также в значимом снижении средних величин ошибок РДО.

Следует подчеркнуть, что  у профессионалов очень популярен  настольный теннис, в который боксеры, боксеры играют и правой и левой  рукой, а зачастую и одновременно двумя руками, держа в каждой по ракетке. Широкое применение спортивных игр (баскетбол, футбол на площадке малого размера, настольный теннис) при подготовке боксеров значительно может значительно повысить точность РДО, а также точность различных атакующих и защитных действий у боксеров.

В результате большого количества наблюдений А.П. Лаптевым (1973) установлено, что у сильнейших боксеров отмечается высокий уровень точности РДО. У  финалистов первенства страны уровень  точности РДО был выше, чем у других боксеров. Об этом свидетельствуют все показатели РДО.

При анализе среднегруповых величин показателей точности РДО  не было установлено существенных различий у боксеров различных весовых  категорий. Следовательно, точность РДО  не зависит от веса боксера. У всех боксеров преобладали запаздывающие реакции (50 - 72%), значительно меньше наблюдалось преждевременных реакций (12 -31%). При этом отмечалось большое количество точных определений (12—24%) (Лаптев А.П., 1973).

Все это говорит о  важности использования в тренировочном процессе специальных упражнений, способствующих совершенствованию РДО.

Относительно доли средств  скоростной подготовки в тренировочном  процессе боксеров 12-13 лет существуют различные мнения.

Так на общеподготовительном этапе подготовки, обычно используют соотношение средств общефизической и специальной физической подготовки от 80/20% до 30/70 (Дегтярев И.П., 1984, 1985; Гаськов А.В., 2000).

Мужниенко Я.Я. (1970) рекомендует  следующее соотношение различных  средств подготовки боксеров 12-13 лет, с учетом усиленного развития скоростных способностей:

20% - средства совершенствования  скоростных способностей,

25% - средства совершенствования  скоростно-силовых способностей,

25% - комплексное развитие  физических способностей с использованием других видов спорта,

30% - специальная физическая  и технико-тактическая подготовка.

Анализ литературы показывает, что сущностью всех разновидностей скоростных способностей спортсменов  является возможность совершать  двигательные действия в минимальное  время, а уровень этих способностей зависит от подвижности нервных процессов, соотношения различных мышечных волокон, эффективности внутримышечной и межмышечной координации, совершенства техники движений, степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости. Многие из этих факторов определены генетически и трудно поддаются совершенствованию. Успешность развития скоростных способностей зависит от учета сенситивных возрастных периодов их развития, применения как можно более разнообразных средств их развития - скоростных упражнений. Особенностями развития скоростных двигательных способностей у боксеров 12-13 лет на стадии начальной подготовки является то, что этому направлению подготовки должно уделяться особое внимание, развитие скорости должно идти параллельно с развитием силы и совершенствованием техники боксерских движений. На основании вышеизложенного, можно выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что развитие скоростных способностей в тренировочном процессе боксеров 12-13 лет стадии начальной подготовки должно являться приоритетным, а повышение доли средств скоростной подготовки в группе боксеров указанного возраста позволит развить различные виды их скоростных способностей.

 

1.3 Средства  и методы развития скоростных  способностей

 

Элементарной основой  методики воспитания быстроты, проявляемой  в относительно простых двигательных реакциях, является многократное выполнение упражнений с выраженным моментом мгновенного  реагирования строго определенным действием  на стартовый или иной санкционирующий сигнал — упражнений на быстроту реагирования.

Методическими условиями  их эффективности являются прежде всего:

  1. Сосредоточение оперативной установки выполняющего упражнение на ожидании сигнала к действию и на незамедлительном ответе (реагировании) действием (при установке на ожидание время реакции, как правило, больше);
  2. Срочное информирование о времени, фактически затраченном на двигательную реакцию;
  3. Подготовленность к выполнению действия, следующего за скрытым периодом двигательной реакции.
  4. Неоднократное, серийное воспроизведение двигательных реакций в пределах возможно меньшего времени.

Эпизодические двигательные реакции — слишком слабый стимул для их совершенствования; вместе с  тем повторять реакцию в каждой серии целесообразно до тех пор, пока не удлиняется время реагирования.

Отсутствие информации о времени, фактически затраченном  на двигательную реакцию или ее неточность, как показали исследования, суживают, а подчас и исключают возможность  управления двигательными реакциями.

Учитывая это, в последние десятилетия все больше внимания уделяют конструированию и внедрению электронно-технических и других средств срочной информации, позволяющим точно измерять параметры двигательных реакций и сразу и доводить сведения о них до исполнителя (тензометрические стартовые колодки, соединенные с электронным табло, автоматизированные комплексы, включающие сигнальные, регистрирующие и информационные устройства с «мишенями» для удаленных действий, завершающих двигательные реакции в единоборствах или играх и т. д.) .

Общему сокращению времени  простых двигательных реакций способствует разнообразие скоростных упражнений и  ситуаций, в которых они выполняются. По всей вероятности, взаимный перенос  положительных сдвигов, достигаемых  в простых двигательных реакциях различного рода (стартовых и совершаемых по ходу действий на звуковые и иные сигналы и т.д.), первоначально довольно широк. В какой-то мере происходит и перенос эффекта упражнений, выраженного в приросте скорости движений, на быстроту двигательных реакций (хотя переноса в обратном направлении зачастую не отмечается).

Это упрощает решение  задачи некоторого общего сокращения времени двигательных реакций на первых этапах воспитания быстроты. Особенно значительные возможности в этом отношении предоставляют игровые и соревновательные упражнения с высоковариативными динамичными действиями и ситуациями (подготовительные к спортивным и спортивные игры и т.п.).

Сокращения времени  двигательных реакций дальнейшая минимизация  его становится, однако, все более  трудной задачей. Для решения ее при необходимости прибегают к тонко специализированным, довольно трудоемким методикам. При этом используются, как правило, многосерийные избирательно направленные упражнения с заданными параметрами срочности и точности реагирования, выполнение которых корректируется с помощью приемов срочной информации.

В одной из таких методик  воплощается идея поэтапного формирования умения тонко различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и  менее) и соответственно варьировать  продолжительность двигательной реакции, с тем, чтобы управлять ею в заданных условиях.

Метод, предложенный С.Г. Геллерштейном был основан на способности человека, различать  микроинтервалы времени (1/10 доли секунды  и менее) и переносить эту способность  на быстроту реакции.

Состоит из трех этапной  системы заданий:

  1. определение минимального времени реакции на сигнал;
  2. сравнение самооценки времени реакции с фактическими данными;

3) введение новых заданий  по точно обусловленному реагированию. Практически, по этой методике, например, при совершенствовании

стартовой реакции в  спринте на первом этапе дают задания, предусматривающие возможно быстрое  реагирование на стартовый сигнал (с  начальными стартовыми движениями), и  по их результатам — объективную  информацию о времени двигательной реакции. На втором этапе те же задания выполняют с самооценкой времени реагирования и немедленным сопоставлением ее с объективной оценкой, получаемой в результате инструментальных измерений; на третьем этапе, а самооценки и объективные оценки начинают в большинстве случаев совпадать, вводятся задания по точно обусловленному реагированию времени стартовых реакций (например, сократить время в очередной попытке на 0,1 с., увеличить в следующей попытке на ту же величину и т.д.). Как свидетельствуют экспериментальные данные, таким путем можно (конечно, при достаточно целеустремленных и настойчивых усилиях) добиваться весьма точного дифференцирования времени двигательных реакций и на этой основе в определенной мере минимизировать его.

Основные предпосылки  совершенствования сложных двигательных реакций создаются в результате приобретения достаточно широкого фонда отлаженных двигательных умений и навыков, которыми связаны эти реакции, ускорения простых двигательных реакций и развития двигательно-координационных способностей. Это значит, что воспитание быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям сложного характера обеспечивается, прежде всего путем обучения вариативным двигательным действиям самым тесным образом связано с воспитанием психомоторных качеств. Специфическим же средством воздействия на компоненты сложных двигательных реакций служат упражнения «на быстроту реагирования», выполняемые с постепенным усложнением условий.

При совершенствовании  реакций на движущийся объект (РДО) особое внимание в этих упражнениях обращается на сокращение времени начального компонента реакции — времени различения и фиксации в поле зрения объекта реагирования. Нередко оно составляет более половины всего времени (сложной реакции, когда объект перемещается с большой скоростью и в самых различных проявлениях). Чтобы свести это время к минимуму, используют в основном три подхода:

1)вырабатывают умение  заблаговременно включать и по  возможности постоянно удерживать объект в поле зрения. По мере формирования такого умения в процессе разучивания и совершенствования соответствующих двигательных действий, время РДО как бы автоматически сокращается за счет начальной фазы;

2)вырабатывают умение  предусматривать наиболее вероятное  перемещение объекта (реакция  с так называемой антиципацией — упреждением), что достигается на основе практического освоения знаний о тактике двигательных действий, связанных с РДО, и соответственно организованных упражнений (учитывая возможность переноса антиципирующих реакций, используют, в частности, имитационные упражнения на реакциометрических тренажерах, где реакция многократно воспроизводится в модельной форме со строго заданными параметрами и точным измерением);

3) направленно увеличивают  внешние требования к способности  воспринимать и оценивать параметры перемещения объекта. Для этого кроме традиционных методических приемов, обеспечивающих не строго регулируемое увеличение требований к РДО (введение в упражнения с партнером заданий, предусматривающих варьирование скорости передач мяча, выполнение групповых упражнений в повышенном темпе, с увеличенным числом мячей, на уменьшенной площадке и т. д.). Все больше используют тренажерные устройства, которые позволяют предъявить к РДО четко нарастающие требования и организовать их в режиме, выгодном для ее оптимизации (автоматизированные катапульты и для выбрасывания мячей или шайб с заданной скоростью и частотой, которые регулируются по определенной программе и т. п.)

Методика упражнений, направленных на совершенствование  реакции выбора, наряду с использованием приемов, стимулирующих быстроту выбора, характеризуется постепенным увеличением числа альтернатив выбора, т. е. вариативности ситуаций, на которые нужно избирательно отреагировать, и возможных вариантов ответа, из которых требуется выбрать один, адекватный возникшей ситуации. В игровых упражнениях, вначале добиваются сокращения ее времени при двух обусловленных вариантах атакующих ударов и блока над сеткой, затем — при трех и более; аналогичным образом поступают в упражнениях, направленных на совершенствование реакции выбора при атакующих и защитных действиях в боксе, борьбе, фехтовании.

Поиск путей повышения  эффективности таких упражнений приводит к появлению разнообразных  тренажеров с устройствами для программирования ряда вариантов реакции выбора и срочной информации о ее временных параметрах, например «мишеней» (в виде макетов поражаемых частей тела в боксе или фехтовании, футбольных или гандбольных ворот и т.д.) с электронно-сигнальными, тензометрическими и информационными блоками, которые обеспечивают по определенной программе подачу сигналов, требующих реакции выбора, автоматически измеряют ее время и информируют о нем.

Информация о работе Технико-тактическая подготовка боксеров 12-14 лет