Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Кризис (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.
Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами:
«Вэй»: «опасность» и «страх»,
«цзи»: «возможность»
Понятия «стресс», «кризис», «напряженность» прочно вошли в словарь современного человека. Чаще всего мы употребляем эти понятия, придавая им отрицательную окраску, не задумываясь о том, что эти неизбежные спутники нашей жизни могут одновременно с неприятностями помогать нам пересматривать жизненные ценности, заставляют нас двигаться вперед.

Содержание

Введение.
1.Кризис семи лет. Готовность к школе.
1.1 Важные психические особенности детей 6-7 лет.
1.2 Многие дети не хотят идти в школу.
1.2 Подготовка ребенка к школе.
2.Младшийшкольныйвозраст.
2.1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
2.2. Учебная деятельность.
2.3.Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину.
2.4. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.
2.5. Особенности личности младшего школьника.
2.6. Самосознание.
2.7. Группы риска в младшем школьном возрасте.
Использованная литература.

Вложенные файлы: 1 файл

анотомия.docx

— 31.54 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И  УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К. Г. РАЗУМОВСКОГО

 

 

КАФЕДРА АНАТОМИИ

 

 

 

 

 

 

АНАТОМИЯ И  ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

 

 

ТЕМА: «Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТА 1-ГО КУРСА И-ТА(Ф-ТА) СГНиТ (ПФО)

050400.62

Психолого-педагогическое образование

Донцовой Марии Сергеевны

ШИФР № 018094

 

                               Содержание.

Введение. 
1.Кризис семи лет. Готовность к школе. 
          1.1 Важные психические особенности детей 6-7 лет. 
          1.2 Многие дети не хотят идти в школу.  
          1.2 Подготовка ребенка к школе. 
2.Младшийшкольныйвозраст.

2.1. Социальная ситуация развития  в младшем школьном возрасте 
           2.2. Учебная деятельность. 

2.3.Структура учебной деятельности  по Д.Б. Эльконину. 
           2.4. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.

2.5. Особенности личности младшего  школьника.

2.6. Самосознание.

2.7. Группы риска в младшем  школьном возрасте. 
Использованная литература. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
Кризис (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. 
Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами: 
«Вэй»: «опасность» и «страх»,  
«цзи»: «возможность» 
Понятия «стресс», «кризис», «напряженность» прочно вошли в словарь современного человека. Чаще всего мы употребляем эти понятия, придавая им отрицательную окраску, не задумываясь о том, что эти неизбежные спутники нашей жизни могут одновременно с неприятностями помогать нам пересматривать жизненные ценности, заставляют нас двигаться вперед. 
Кризисы бывают: 
Большие – изменение взаимоотношений ребенка с окружающим миром (кризис новорожденности, 3 лет, подросткового возраста – 13-14 лет); 
Малые – перестройка внешних отношений. Протекают более сглажено. Кризис завершается новообразованием – сменой вида деятельности (кризис 1 года, 6-7 лет, 17-18 лет). 
Переход от одного кризиса к другому – это изменение сознания и отношения ребенка к окружающей действительности, ведущей деятельности. Кризис обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста в другой. В этот период происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. 
В период критической фазы дети трудно воспитуемы, у них проявляется упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. 
Негативизм – когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется только потому, что этого требует взрослый. Эта реакция обусловлена не содержанием требования взрослого, а отношением ребенка к взрослому. 
Упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает не потому, не потому, что ему этого хочется, а потому он этого потребовал. 
Строптивость – бунт ребенка против всего образа жизни, норм воспитания, всех взрослых. Если взрослый не изменяет своего поведения, строптивость долго удерживается в характере. 
Позитивная роль кризиса: Стимулирует поиск новых форм реализации себя в данной профессии. Конструктивная функция выражается в стремлении повысить квалификацию, занять новую высокую должность. 
Деструктивная роль кризиса: выражается в образовании профессионально нежелательных качеств личности. Эскалация (дальнейшее продвижение) данного процесса приводит к формированию несостоятельных работников, пребывание которых на данной должности становится нежелательным. Выход – хобби, спорт, быт. нежелательный выход – алкоголизм, правонарушения, бродяжничество. 
1.Кризис семи лет. Готовность к школе. 
Кратко: Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Биологический возраст. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, ее характеристика. Конструктивная деятельность и художественное творчество. Социальная ситуация развития – внеситуативная форма познавательного общения и повышенный интерес к людям. Ведущее новообразование – память. Развитие восприятия, мышления, речи, внимания, репродуктивного воображения, личности дошкольника. Интеллектуальная, мотивационная, коммуникативная готовность к школе. 
К семи годам ребенок сильно меняется. Изменяются черты лица, происходит смена зубов. Ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Немалая роль при этом принадлежит центральной нервной системе и железам внутренней секреции, новым взаимосвязям в их работе; именно в этом возрасте начинает интенсивно работать щитовидная железа. Вполне возможно, что именно эта железа повинна в известной эмоциональной неустойчивости и быстрой смене настроений у семилетних детей. Однако не все в поведении детей, переживающих кризис семи лет, можно объяснить эндокринными изменениями. 
Кризис семи лет считается самым спокойным среди всех детских кризисов. Оно и понятно: ребенок уже не тот младенец, у которого все эмоции, что называется, на поверхности. Он уже умеет владеть собой, подчиняется определенным правилам. Вместе с тем, именно в возрасте шести-семи лет многие дети начинают бунтовать, оспаривая каждое указание взрослых.  
По мнению психологов - это абсолютно естественный процесс. Возрастные кризисы есть не что иное, как показатель развития ребенка. Именно в это время ребенок развивается лучше всего. 
Кризис семи лет - это очередной виток в становлении детской самостоятельности. Ребенок осваивает новую для себя роль школьника. По его мнению, он теперь совсем взрослый и имеет право на принятие собственных решений. Во всем. 
Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности. Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь осуществление деятельности, его положительные и негативные проявления, удовлетворение или неудовлетворение от него. Таким образом, в психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка. Согласно взглядам  Д.Б.Эльконина, когда появляется ориентация на смысл поступка, тогда можно говорить о переходе ребенка в новый возраст. Диагностика этого перехода является одной из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие. 
В этот период характерными особенностями поведения ребенка выступают, так называемое, «манерничанье» и симптом «горькой конфеты».  Манерничанье проявляется в том, что ребенок постоянно что-то из себя «строит», играет придуманные им самим роли и образы, зачастую становится скрытным. Симптом «горькой конфеты» у ребенка обусловлен желанием скрыть внутреннее (а порой и физическое)  ощущение боли и страха.  Ребенок начинает  замыкаться в себе и становится неуправляемым. Кризис требует перехода к новой  социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность (по Д.Б.Эльконину) Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.  
Проблема готовности к школе до сих пор не имеет четкого решения. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психически ребенок оказывается не готов. Переход к системе школьного обучения – это переход от естественной, реактивной программы к упорядоченной программе школьных предметов, усвоению научных понятий (Л.С.Выготсткий). Однако в мире существуют различные учреждения и программы, направленные на подготовку ребенка к школе, постепенный интеллектуальный и психический переход от стадии детства к более ответственному и серьезному периоду – школьному.

1.1 Важные психические  особенности детей 6-7 лет. 
Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.  
Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.  
Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.  
В 7 - летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это - папа, дедушка, старший брат; для девочки - мама, бабушка, старшая сестра. Для многих детей - это ещё и первая учительница: "Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!" В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более "взрослому" положение в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.  
1.2 Многие дети не хотят идти в школу. Почему? 
Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. А откуда они узнали, что в школе трудно? Из разговоров родителей: "Какую школу выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в такую школу не пойдём".  
Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Таким образом, мотив "хочу научиться читать и писать" у них уже частично удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что учёба (а не игра) как ведущая деятельность характерна для семилетки только теоретически. На протяжении всего периода младшей школы учёба только пытается стать для ребёнка другом.  
1.2 Подготовка ребенка к школе. 
Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее:  
За месяц до школы нужно изменить режим для малыша. Пусть утром он встаёт рано, а вечером не задерживается допоздна.  
Познакомьте ребёнка со школой и учительницей. Если малыш будет знать, где в школе его класс, столовая, туалет, он будет чувствовать себя увереннее. Помогите ребёнку запомнить дорогу от школы домой. Ведь если он "уже взрослый", то непременно захочет возвращаться сам.  
В начальный период обучения не загружайте малыша различными "развивалками": кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному - в данном случае к школе.  
Возьмите на несколько недель отпуск. Ребёнку просто необходима ваша поддержка: обстановка дома должна быть спокойной, а мама или папа при необходимости помогут. 

2.Младший школьный возраст.  
Кратко: Младший школьный возраст (от 7-8 до 10-11 лет). Биологический возраст (развитие мозга, нервной системы и других органов и систем). Ведущая деятельность – ученье, его характеристика. Социальная ситуация развития – «Ученик – учитель – общество». Характеристика учебной деятельности, ее структура. Ведущее новообразование – произвольность психических процессов. Характеристика внимания, восприятия, памяти, мышления, общения со сверстниками. 
2.1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте  
С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. 
2.2. Учебная деятельность - как ведущая деятельность дошкольного возраста  
Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей.  
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. 
Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка.  
2.3.Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину: 
- Мотивация учения - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.  
- учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; 
- учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие); 
- действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; 
- действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи. 
2.4. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте  
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. 
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.  
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. 
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. 
Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.  
Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; , Л.В. Занкова). 
В начале младшего школьного возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в стаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина. 
Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая егонаблюдению. 
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. 
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. 
Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.). 
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. 
2.5.Особенности личности младшего школьника  
Мотивационная сфера - ядро личности. 
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. 
А) Внутренние мотивы: 
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;  
2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). 
Б) Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда. 
2.6.Самосознание. 
    От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. 
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. 
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. 
    Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. 
2.7. Группы риска в младшем школьном возрасте 
1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку. 
2. Леворукий ребенок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой. 
3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. 
Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя. 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература. 
1.     Э. Эриксон «Идентичность. Юность и кризис» 1996 Москва 
 
2.     Д.Б.Эльконин «Избранные психологические труды» 1989 
 
3.     В.С. Мухина «Возрастная психология» 2000 
 
4.     Казанская В, Подросток. Трудности взросления. С-П 2008 
 
5.     Обухова Л.Ф. - Детская (возрастная) психология. Учебник М. 1996 
 
6.     А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.Каратьян 
 
     Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций 
 
7.     Л.С.Выготский Собрание сочинений в шести томах. Электронная книга. 
 
8.     Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. 9-е издание.С-П 2005 
 
9.     Источник вспомогательной литературы – Глобальная сеть Интернет


Информация о работе Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)