Технико-тактическая подготовка боксеров 12-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: совершенствование процесса спортивной подготовки юных боксеров на этапе начальной специализации. Задачи исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы;
Разработать экспериментальную методику развития скоростных способностей юных боксеров 13-14 лет;
Выявить эффективность разработанной методики в ходе проведения педагогического эксперимента.
Разработать практические рекомендации для тренеров-преподавателей по боксу, инструкторов, методистов по спорту.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что быстрота — комплексное качество, необходимо знать данные о возрастном развитии частоты движения и скорости передвижения в пространстве.

Показатель максимальной частоты шагов (в беге на месте) у мальчиков с 9 до 16 лет увеличивается на 10 %, причем с 9 до 14 лет — не развивается и лишь с 14 до 16 — возрастает. В беге на 30 м с хода у школьников с 9 до 17 лет скорость увеличивается на 32,5% с равномерным увеличением с 10 до 15 лет и наибольшим темпом в 15—16 лет. У юношей, отстающих в половом развитии, показатели резко увеличиваются к 17 годам.

Во всем возрастном диапазоне  воспитания и реализации двигательных качеств, особенно быстроты, большое  значение имеют периферические координационные механизмы и центрально-нервная регуляция двигательных единиц. Быстрые движения при минимальном сопротивлении, в отличие от медленных, выполняемых, например, при разучивании или значительных отягощениях, обеспечиваются сокращением быстрых волокон, а также сопровождаются слабым включением мышц-антагонистов. Это способствует улучшению межмышечной координации. Нервно-координационные факторы особенно актуальны для построения и реализации физкультурных программ развития скоростных качеств у детей. При отсутствии четко выраженного двигательного навыка даже в относительно простом движении межмышечная координация характеризуется неустойчивостью (Арнис В.Р., 1994). Многие способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно качество ловкости.

В работе Е.Д. Устюгова (1999) показано, что в 12—13 лет структура  физической подготовки юных боксеров определяется двумя основными факторами. Влияние первого из этих взаимосвязанных  факторов на спортивный результат определяется сочетанием скоростных способностей и силы с выносливостью.

Второй фактор характеризуется  показателями состояния общей выносливости в сочетании с ловкостью и  гибкостью.

В этом возрасте в физической подготовке юных спортсменов, для успешного  выступления в соревнованиях, должны преобладать средства скоростной направленности в сочетании с развитием силы и выносливости, а затем — общей выносливости в сочетании с ловкостью, силой и гибкостью.

Так как тренирующее  воздействие на организм складывается из основных компонентов - объема и интенсивности нагрузки, — следует знать их содержание при организации учебно-тренировочных занятий с боксерами 12-15 лет.

У них устойчивое состояние  продолжается 20—22 мин, а у взрослых — 30—32 мин. Кроме того, у юных спортсменов уменьшение углеводных запасов при мышечной деятельности наступает быстрее, а при утомлении работоспособность и скорость движения снижаются в большей мере, чем у взрослых. Дети прекращают работу вследствие утомления при изменении внутренней среды организма в условиях значительно меньшей кислородной задолженности.

При выполнении упражнений умеренной мощности у спортсменов  этого возраста в период развивающегося утомления возникает более выраженное, чем у взрослых, нарушение функций  дыхания и кровообращения, в большей степени повышается энергетическая стоимость работы. Утомление нередко выражается в более значительных нарушениях как координации движений, так взаимодействия двигательных и вегетативных функций. Особенно трудно юные спортсмены преодолевают утомление в упражнениях субмаксимальной мощности, которые требуют предельного напряжения всех систем организма в условиях недостатка кислорода (Дергунов В.И., 2001).

После непродолжительных, преимущественно скоростных, упражнений у подростков восстановление работоспособности, вегетативных функций, ликвидация кислородной задолженности происходит в более короткие сроки, чем у взрослых.

Увеличение скорости движения может происходить:

  1. с помощью увеличения максимальной скорости,
  2. с помощью увеличения максимальной силы

В процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений решаются следующие задачи:

  • Повышение уровня мышечной силы (собственно силовой скорости);
  • Развитие скорости и проявления большой силы в условиях быстроты движений.

Развивать быстроту движений боксеров необходимо при помощи упражнений, увеличивающих силу мышц, принимающих участие в ударах, перемещениях и защитах (резкие, взрывные движения со штангой, броски набивных мячей от бедра, рывковые движения, быстрые, непрерывные ударные движения на стенных блоках и др.)

При этом следует помнить  несколько основных правил, нарушение  которых приводит к тому, что развитие силы и скорости удара в боксе  будет малоэффективным:

1.Упражнение не должно  выполняться слишком долго, так  как скорость выполнения тренировочного упражнения к концу снижается. Если нет возможности выполнять упражнение в заданном темпе, то полезность тренировки начинает падать. Обычно упражнения для развития «взрывной» силы не должны выполняться дольше 3—5 минут, затем следует сделать перерыв, например, выполнить упражнение на растяжение.

2.При наступлении утомления  работа над развитием «взрывной»  силы прекращается.

3.Длительность отдыха  в занятии определяется индивидуально  в зависимости от величины  применяемых отягощении и уровня работоспособности.

4.Все движения должны  выполняться с максимальной скоростью,  а траектория движения соответствовать  траектории того приема, который  необходимо сделать более эффективным.

Вес отягощения не должен превышать 1,5—3 кг, после чего развитие скоростных качеств замедляется. Планируя развитие способности концентрировать усилия в короткое время, нельзя останавливаться лишь на одном режиме, так как это быстро приводит к стабилизации результатов. Поэтому необходимо рационально сочетать упражнения с различными усилиями. Большие усилия развивают способность к максимальной мобилизации и способствуют развитию «взрывной» силы. Средние и малые позволяют выполнить движения с большой скоростью.

В области методики спортивной тренировки установлено, в частности, что динамическая работа с отягощениями большого веса или изометрические напряжения высокой интенсивности при небольшой длительности вызывают положительное последействие в ЦНС, которое выражается в общем тонизирующем влиянии на двигательный аппарат и улучшении скоростных и силовых показателей.

Действенность скоростных и скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна  частоте включения их в недельные  и более протяженные циклы  занятий, при условии, однако, что  в процессе воспроизведения их удается, как минимум, поддерживать, а лучше — увеличивать достигнутый уровень скорости движений (при заданном отягощении).

В подготовке 10—14-летних ребят необходимо применять на 2—3 занятиях каждого недельного микроцикла комплексы упражнений скоростно-силового характера. Это не только позволяет повысить быстроту и силу, но и способствует эффективному освоению техники боя, требующей значительных усилий в завершающих фазах приемов.

При воспитании быстроты у боксеров ведущим обычно является повторный метод.

Другим важным методом развития общей быстроты является метод переменной интенсивности, когда в тренировке создаются мгновенно меняющиеся ситуации, на которые следует реагировать внезапными движениями (игра в футбол, баскетбол, общеразвивающие упражнения, выполняемые на сигналы в разном темпе, с ускорением и др.)

Следует также отметить, что в отдельных случаях, как  уже отмечалось выше, например, на ближней  и средней дистанциях в единоборствах, невозможно успеть среагировать на объект, движущийся с большой скоростью. В этих случаях важное значение имеет способность атлета, заранее предусматривать, предвидеть вероятные направления перемещения объекта.

Мгновенное восприятие атлетом положений и действий противника, а также их анализ, оценка создавшейся ситуации, ее сопоставление со своим прошлым опытом и возможными опережающими действиями, представляет собой сложный процесс взаимодействия различных анализаторов, в котором ведущую роль играют зрительный и двигательный анализаторы.

Быстрота указанных  действий, как уже отмечалось ранее, обусловлена антиципационной способностью атлета. При этом необходимо отметить, что вероятностное прогнозирование является лишь частным случаем многообразных проявлений антиципации. По данным Е.Н. Суркова, антиципационные процессы характеризуются многоуровневым строением (выделено пять уровней проявления антиципации) и обусловлены сложностью решаемых спортсменом задач.

При совершенствовании  у атлетов быстроты реакции предвосхищения, необходимо акцентировать внимание занимающихся на типовых положениях противника, предшествующих началу его действий и служащих сигналом для встречных контрдействий.

При этом следует обучать  занимающихся умению правильно распределять свое внимание, т.е. удерживать в зоне внимания одновременно несколько объектов, типовых положений противника.

Обычно в зоне внимания опытного спортсмена находится несколько  объектов (положение различных частей тела противника, распределение веса тела, направление и скорость движения конечностей, дистанция и пр.), которые  воспринимаются дифференцировано. Новички же видят лишь общий облик соперника.

В тренировочном процессе для формирования быстроты реакции  предвосхищения применяют задания, в которых приучают атлета различать  всевозможные типовые положения  противника. Для этого «противник»  специально выполняет вначале заметное подготовительное действие, которое в дальнейшем постепенно маскируется и приближается к естественному.

Для преодоления, так  называемого «скоростного барьера» - жесткого, сформировавшегося стереотипа в боксе могут использоваться те же методические приемы, что и в других видах спорта:

  • Выполнение упражнений в облегченных условиях, с большой скоростью и темпом, изменение характера выполнения упражнения,
  • Перерыв в тренировках, для занятий другим видом спорта (скоростного характера).

Применяются различные  упражнения с отягощениями (тяжелой  палкой, легкими гантелями), проводимые с большой скоростью и высоким  темпом.

Лучшим упражнением  для развития быстроты реакции на открытую цель служит вольный бой. Боксер в активной борьбе совершенствует способность подмечать у партнера открытые места, принимать нужные решения и быстро атаковать или контратаковать.

Для упражнений в контратаках  тренер совместно с боксером устанавливает  основные способы защиты от атакующих  ударов партнера, соединяемые с встречными и ответными ударами. Эти способы защиты и должны служить материалом для упражнений в контратаке. Упражняясь в контратаках, боксер должен обращать особое внимание на своевременное, правильное и четкое ее начало.

Он должен избегать первого удара атаки партнера организованным защитным движением, соединенным с контрударом, который служит началом для развития контратаки.

Развивая атаку и  контратаку, боксеру следует стремиться действовать не заранее намеченным, заученным, стандартным сочетанием ударов, а избирательно, в зависимости от складывающихся положений и от того, какие места на теле партнера окажутся раскрытыми.

Упражнениям в условном бою, выполняемым не интенсивно, в  размеренном темпе, можно уделять  в занятии значительное время. Такие упражнения помогают совершенствовать и разнообразить технические средства боксера.

Упражнения с лапами также развивают способность  боксера быстро реагировать ударом на цель. Разучивая с учеником атаку, тренер обусловливает атакующие  действия боксера положением лап. В этом «немом» уроке тренер вызывает удары боксера определенным положением лап, неожиданно подставляя их ударную поверхность под соответствующие этому положению удары .

Показатели сложной  сенсомоторной реакции достоверно улучшаются с ростом мастерства, и в особенности стабильность показателей сложной реакции.

Это говорит о том, что стабильность показателей быстроты сенсомоторной реакции является отличительным признаком квалификации и может быть использована как  метод педагогического контроля в процессе становления спортивного мастерства боксеров.

Скорость одиночного прямого удара в боксе наиболее сильно зависит от квалификации в  начале становления спортивного  мастерства, а затем становится менее  заметной.

Так, скорость удара правой и левой рукой достоверно выше у боксеров старших разрядов по сравнению с боксерами массовых разрядов, у боксеров же высшей квалификации достоверно улучшается скорость удара только правой руки по сравнению с теми же показателями боксеров старших разрядов. Если взять временные составляющие ударного движения, т. е. время разгибания руки, время контактного взаимодействия кулака с целью и время возврата руки, то наиболее зависимой от квалификации является длительность контактного взаимодействия кулака с целью. Сокращение времени выполнения ударного движения отражает процесс становления спортивного мастерства боксеров.

В процессе занятий боксом достоверно улучшается реакция на движущийся объект, а также количество ударов двумя руками, (Горюнов А.И., 1987).

Точность РДО у хорошо тренированных боксеров выше, чем у менее тренированных (Лаптев А.П., 1972), и поэтому может с успехом применяться для оценки тренированности.

Информация о работе Технико-тактическая подготовка боксеров 12-14 лет