Анализ методик воспитания скоростных способностей учащихся в баскетболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В современной жизни использование занятий физическими упражнениями все больше направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры, и особенно баскетбол, характеризуются значительными физическими нагрузками, которые определяются игровой деятельностью спортсменов-баскетболистов, условиями игры, характером выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы, происходящей в ходе баскетбольного матча.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАНИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………...5
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста……….5
1.2 Средства и методы воспитания скоростных способностей………....9
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых
качеств баскетболистов……………………………………………….....22
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ……………26
2.1 Методы исследования………………………………………………...26
2.1.1 Методы теоретического анализа и обобщения……………….......26
2.1.2 Методы педагогического наблюдения…………………………….27
2.1.3 Педагогический эксперимент……………………………………....28
2.1.4 Тестирование………………………………………………………..30
2.1.5 Метод математической статистики………………………………..31
2.2 Организация исследования…………………………………………..32
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

анализ методик воспитания скоростных способностей учащ в баскетболе.docx

— 100.08 Кб (Скачать файл)

         xmax – xmin


=   


               k

где – среднее квадратическое отклонение

хmaх – максимальное значение таблицы;

хmin – минимальное значение таблицы;

k – коэффициент

3.  Стандартная ошибка  средней арифметической или ошибка  репрезентативности (m). Стандартная ошибка средней арифметической характеризует степень отклонения выборочной средней арифметической от средней арифметической генеральной совокупности.

Стандартная ошибка средней арифметической вычисляется по формуле:


где σ – стандартное отклонение результатов измерений,

n – объем выборки. Чем меньше m тем выше  стабильность, устойчивость результатов.

4. Критерий Стьюдента.


(в числителе – разность  средних значений двух групп, в знаменателе – квадратный  корень из суммы квадратов  стандартных ошибок этих средних).

При обработке полеченных результатов исследования использовали компьютерную программу с пакетом Excel.

2.2 Организация  исследования

Исследование проводилось нами по общепринятым правилам, и осуществлялось в 3 этапа.

На первом этапе был собран и проанализирован полученный материал по рассматриваемой проблеме исследования. Формировался предмет научного исследования. Проведенный анализ литературы на данном этапе позволил конкретизировать цель и задачи исследования. Проведено первичное тестирование техники  бега на 30 м.

На втором этапе осуществлялось практическая работа по обучению бегу на 30 м. Вся работа проводилась в ходе проведения учебно-тренировочного процесса на занятиях физкультуры. Проведенная работа вместе с анализом научно-методической литературы позволила несколько усовершенствовать методику обучения бегу на 30 м.  На этом этапе было проведено контрольное тестирование.

На третьем этапе был систематизирован полученный в результате научного исследования материал, обобщена вся имеющаяся информация по проблеме исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУО «Ляховичская средняя школа», в общей сложности выборка составила 20 учащихся 6 классов(11-12 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате педагогического эксперимента нами были выявлен исходный уровень техники бега на 30 м учащихся в контрольной и экспериментальной группах  (Приложения 1-2). Статистическая обработка полученных результатов позволила получить следующие данные (таблица 3.3)

Таблица 3.3  – Исходный уровень качества бега

Показатели

Бег  30 м

 

Экспер

Контр.

X

3,6

3,7

T эмп

0.3

T крит

2.1

при P

≤0,05


 

Как видно из таблицы 3.1 среднее количество баллов у спортсменов контрольной и экспериментальной группы статистически не отличаются, в экспериментальной группе средний бал составил 3,6 балла, а в контрольной 3,7 балла. T-критерий в обеих группах  tэмп=0,3; Р≤0,05, при  tкрит=2,1; Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от обученности и носят случайный характер. По первоначальному тестированию показатели качества бега у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы. Но не было выявлено статистически достоверных различий  в группах, что  является доказательством идентичности учащихся  контрольной и экспериментальной групп по технике бега 30м. 

За время эксперимента в обеих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность техники бега. Однако это улучшение в разных  группах участников эксперимента носило разный характер. В результате обучения выявлен закономерный небольшой прирост показателей в контрольной группе  (3,8 балла). Как видно из Приложения 2  в экспериментальной группе был выявлен большой прирост показателей. Учащиеся занимались по предложенной нами программе, что достоверно улучшило показатели.

 

Таблица 3.4  – Изменения качества бега у испытуемых экспериментальной группы

Показатели

Прыжок через козла

 

До   эксп-та

После эксп-та

X

3,6

4,9

t эмп

3,3

t крит

2.26

при P

≤0,05


 

В ходе эксперимента мы установили, что повышенные нагрузки в экспериментальной группе дали значительные улучшения развития быстроты, нежели в контрольной группе.

В подростковом возрасте целесообразно развивать быстроту путем преимущественного использования средств физического воспитания, направленных на повышение частоты движений. В возрасте 12-15 лет повышаются скоростные способности, в результате применения главным образом скоростно-силовых и силовых упражнений которые использованы нами в процессе проведения уроков физической культуры и внеклассных занятий спортивной секции баскетбола и лёгкой атлетики

  При проведении занятий в экспериментальной группе велась строгая этапность усложнения и двигательного опыта. Своевременно велась работа над ошибками. Как показал анализ фактических данных, экспериментальная  методика обучения оказало существенное изменение на качество выполнения техники бега (tэмп=2,4). Анализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой методики обучения, дают основание утверждать, что предложенная нами методика повысит эффективность обучения.

Таким образом,  на этапе совершенствования методики бега 30м в школе мы выявили динамику изменения показателей тестирования в экспериментальной и контрольной группе. После проведенного эксперимента качество выполнение приема повысилась в экспериментальной группе до 4,9 баллов (t=3,3; Р≤0,05). К концу эксперимента качество владения техникой бега в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Цель данного исследования состояла - совершенствование методики скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов.

В результате нашего исследования, на основании поставленных задач мы пришли к выводу. Скоростно-силовая подготовка это – ключевое звено в жизни баскетболиста. Она развивает абсолютно все необходимые навыки: ловкость, быстроту, силу, координацию движений.

Мы рассмотрели средства, методы, и упражнения, с помощь которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов и методы организации исследования. Т.к. баскетбол – это, весьма контактный вид спорта, то примерно 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми. А это требует от баскетболистов специальной подготовки. В большей степени это касается центровых игроков. У них должна быть особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток времени. Иными словами – взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчленено - конструктивный;

3) сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части.

Расчленено - конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной).

Метод стандартно-интервального упражнения – это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией».

Основным средством воспитания скоростно-силовой подготовки являются физические упражнения. Мы рассмотрели упражнения для развития взрывной силы, которые необходимы любому баскетболисту.

В программу занятий по развитию быстроты у школьников-подростков необходимо включать: спортивные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч); эстафеты, подвижные игры, упражнения для развития силы и гибкости, прыжки с продвижением и на месте; акробатику, борьбу, упражнения, воспитывающие способность к быстрым и частым движениям; бег с высокого и низкого старта; прыжки в длину. Данные упражнения в полном объёме использовались нами в нашем эксперименте.

Эти средства педагогического воздействия наиболее успешно способствуют развитию скоростных способностей подростков.

Методические рекомендации по организации занятий со школьниками 11-12 лет, направленных на развитие быстроты.

Перед выполнением упражнений на быстроту проводить разминку не менее 15-20 мин.

Необходимо подготовить мышцы и суставы к выполнению быстрых движений. Мышцы должны быть разогреты, растянуты. Иначе могут произойти разрывы мышц, связок, вызывающие болевые ощущения.

Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты применять в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости.

Наиболее эффективному развитию быстроты у школьников способствует введение в урок физической культуры подвижных и спортивных игр.

Различные формы быстроты сравнительно независимы, однако в движениях они обычно проявляются в комплексе. Для практики наиболее значимым является целостный двигательный акт - бег, бросок мяча, а не только элементарные формы проявления быстроты.

Выполнение движений с максимальной скоростью в значительной степени зависит от развития быстроты, силы, гибкости, владения техникой и др. Следовательно, воспитание и совершенствование быстроты взаимосвязано с другими физическими способностями.

Информация о работе Анализ методик воспитания скоростных способностей учащихся в баскетболе