Анализ методик воспитания скоростных способностей учащихся в баскетболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В современной жизни использование занятий физическими упражнениями все больше направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры, и особенно баскетбол, характеризуются значительными физическими нагрузками, которые определяются игровой деятельностью спортсменов-баскетболистов, условиями игры, характером выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы, происходящей в ходе баскетбольного матча.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАНИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………...5
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста……….5
1.2 Средства и методы воспитания скоростных способностей………....9
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых
качеств баскетболистов……………………………………………….....22
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ……………26
2.1 Методы исследования………………………………………………...26
2.1.1 Методы теоретического анализа и обобщения……………….......26
2.1.2 Методы педагогического наблюдения…………………………….27
2.1.3 Педагогический эксперимент……………………………………....28
2.1.4 Тестирование………………………………………………………..30
2.1.5 Метод математической статистики………………………………..31
2.2 Организация исследования…………………………………………..32
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

анализ методик воспитания скоростных способностей учащ в баскетболе.docx

— 100.08 Кб (Скачать файл)

 

 

Выполняя все эти упражнения у занимающегося увеличиться взрывная сила, а как результат – улучшаться результаты в спорте [7, c.28].

Настоящий спортсмен должен быть хорошо развит со всех сторон, у него должны быть сильные ноги, руки, туловище, но и, конечно же, плечевой пояс. Но чаще всего случается так, что какая-то часть тела развита недостаточно, именно поэтому существует большое количество упражнений устраняющих эту проблему.

Ниже представлены упражнения, направленные преимущественно на развитие силы мышц плечевого пояса спортсмена. Но кроме этого в других источниках можно будет посмотреть и другие упражнения, необходимые для развития иных мышечных групп. Таблица 1.2

Таблица 1.2 Упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса

№упражнения

Состав упражнения

1

Поднимание рук через стороны вверх, а затем опускание обратно вниз при сопротивлении партнера.

2

Отталкивания от пола с хлопком рук перед грудью (отжимания с хлопками).

3

Отжимания с сопротивлением партнера.

4

В упоре лежа партнер держит ноги тренирующегося за голеностопные суставы. Спортсмен, выполняющий упражнение перемещается вперед переступанием либо одновременными толчками рук, что более сложно.

5

Броски набивных мячей разного веса, из разных положений и на различные расстояния.

6

Закрепляя конец амортизатора в разных точках стены или пола, выполнение различных упражнения с экспандерами резиновыми амортизаторами, добиваясь при этом изолированного воздействия на одну или иную группу мышц.


 

 

Значимость штрафных бросков в баскетболе невероятно большая, очень часто от штрафных бросков зависит победа в матче. Поэтому чем лучше баскетболист будет исполнять штрафные броски, тем более ценным игроком он будет для своей команды. Кроме того, если игрок будет отлично исполнять штрафные броски, у него будет отличное чувство мяча и хороший процент попадания с игры. Именно поэтому необходимо постоянно тренировать и со дня в день совершенствовать и оттачивать штрафные броски [16, c.31].

Ниже представлены упражнения для тренировки штрафных бросков, выполняя которые можно значительно повысить свой процент попадания со штрафной линии. Итак, вот эти упражнения, которые можно выполнять как в парах, так и индивидуально. Таблица 1.3.

Таблица 1.3 Упражнения для тренировки бросков со штрафной линии

№упражнения

Состав упражнения

1

Выполняем штрафные броски сериями по 2-3 броска в парах. В этом упражнении должно присутствовать соревнование: победит та пара, которая быстрее забьет 15-30 раз.

2

Выполняется индивидуально. Штрафные броски во время утомления. 6-10 попаданий со штрафной линии подряд в конце тренировки

3

Штрафные броски до второго промаха. Можно выполнять индивидуально либо в парах. Побеждают тот, кто попадет в кольцо большее количество раз из двух попыток.

4

В парах либо индивидуально. После каждых трех штрафных бросков игроки делают ускорение к противоположной стороне площадки, где совершают новую серию штрафных бросков. Побеждает тот, кто попадет в кольцо большее количество раз за 3 минуты, либо за 10 ускорений.

5

Штрафные броски в начале и в конце тренировки. Выполняем индивидуально, стараясь забросить как можно больше бросков подряд.

6

Броски со штрафной линии в парах. Один баскетболист выполняет штрафные броски до 1-го промаха. После этого другой игрок делает то же самое, стараясь превзойти его результат. Упражнение длиться до трех побед одного из игроков.

7

Баскетболист выполняет серию прыжков 1-2 минуты, после чего сразу же бросает 15-20 раз подряд со штрафной линии. Побеждает тот, кто забросит большее количество раз

8

. Команда делиться по 5 человек. В этих пятерках все поочередно выполняют штрафные броски. Та пятерка, которая забросит 15 штрафных бросков быстрее всех, считается победителем

9

Пробитие штрафных бросков с отвлекающими элементами: насмешки, неожиданные шумы, угрозы, визуальные помехи и все остальное, кроме физического контакта с игроком (игрока нельзя трогать!).

10

Команды пробивают по 15 штрафных бросков (3 броска каждому игроку) во время перерыва между таймами. Сумма очков, которые забивают команды со штрафной линии прибавляется к очкам набранным в первом тайме.

11

Во время тренировки делается набольшая пауза (2-5 мин), во время которой баскетболисты по отдельности либо в парах выполняют штрафные броски, по 3 броска каждый. Победителем считается та пара, которая забьет наибольшее количество штрафных бросков за этот промежуток времени.

12

Во время отработки интенсивных элементов баскетбола: быстрым прорывом, прессингом и т.п., в тренировке делается небольшой перерыв для пробития штрафных бросков по парам. Сначала один игрок подает другому, затем они меняются. Каждый из них должен забросить по 10 штрафных бросков. Та пара, которая попала 20 бросков первой – выиграла. Остальные отжимаются.

13

Штрафные броски индивидуально либо в парах по 10 раз. Во время четных бросков мяч должен попасть в корзину от щита, а по нечетным броскам – чисто, не задевая его. Это упражнение тренирует уверенность в каждом броске.

14

Искусственное увеличение ценности штрафных бросков на тренировке во время игры в баскетбол. После каждого нарушения правил игрок пробивает четыре штрафных броска, вместо двух.

15

Неожиданные остановки во время тренировки на несколько минут для пробития штрафных бросков.


 

 

Выполняя все или многие из этих упражнений на тренировках, Вы сможете значительно повысить свой процент попадания со штрафной линии во время игры в баскетбол.

Рассмотрим упражнения, которые позволяют развить силу мышц ног. Значимость силы ног и высоты прыжка в спорте очень велика. Особенно, это касается таких видов спорта, как баскетбол, волейбол гандбол и др. В общем, всех видов спорта, в которых очень часто приходится прыгать, бегать, совершать ускорения и т.д. Именно поэтому, спортсменам данных видов спорта просто необходимо иметь сильные и мощные ноги, но чтобы сила ног стала большой, простых тренировок недостаточно, вот почему необходимо выполнять специальные упражнения, приведенные ниже. Таблица 1.4

Таблица 1.4 Упражнения для увеличения прыжка баскетболистов

№упражнения

Состав упражнения

1

Приседания как на обеих ногах, так и на одной ноге

2

Прыжки со скакалкой на различную высоту с различной скоростью выполнения

3

Прыжки в полном приседе и полуприсядя.

4

Прыжки с поворотами на 360 и 180 градусов.

5

Многократные прыжки на двух ногах с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте.

6

Прыжки в глубину с различной высоты.

7

Запрыгивание на предметы, расположенные на различной высоте.

8

Прыжки на матах.

9

Прыжки в воду.

10

Прыжки в снегу.

11

Прыжки в песке.

12

Приседания с выпрыгиванием со штангой либо с мешком на плечах (наполненным песком).

13

Прыжки с отягощением весом три – пять килограмма.

14

Прыжки с места и разбега с касанием предметов, подвешенных на максимальной высоте.

15

Многократные прыжки на обеих и на одной ноге на дальность.

16

Серийные прыжки с преодолением препятствий


 

 

Выполняя, данные упражнения любой баскетболист сможет значительно увеличить высоту своего прыжка, и тем самым улучшить свои успехи в спорте. Главное выполнять данные упражнения и не забрасывать их, только тогда можно достичь положительного результата!

Также будет полезно ознакомится с упражнениями, развивающими силу мышц кистей.

Упражнения для развития силы мышц кистей. Сила мышц кистей исключительно важна во многих видах спорта. Мощные кисти необходимы в баскетболе, волейболе, гандболе, легкой атлетике, тяжелой атлетике, теннисе и т.д. Именно поэтому для каждого спортсмена будет полезно выполнять упражнения, рассчитанные специально для развития силы кистей.Таблица 1.5

Таблица 1.5 Упражнения развивающие силу мышц кисти

№ упражнения

Состав упражнения

1

Броски набивных мячей разного веса, уделяя основное внимание движению кистями.

2

Вращения кистей в лучезапястных суставах, держа в руках гантели.

3

В данном упражнении необходимо сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах при помощи сопротивления партнера.

4

Вращение палки кистями, наматывая на палку шнур, подвесив на который груз весом 5-15 килограмм.

5

Верхняя передача небольших набивных мячей весом 0.5-1 кг.

6

Отталкивание от стены, при этом акцентируя движения кистями. О стену можно опираться не только концами пальцев, но и всей ладонью.

7

Сгибание и разгибание экспандера, главным образом воздействующего на мышцы кистей.


 

 

Выполняя данные упражнения можно увеличить силу кистей и тем самым улучшить свою физическую форму и результаты в спорте.

1.3 Сенситивные  периоды развития скоростно-силовых  качеств баскетболистов

В процессе индивидуального развития человека онтогенеза происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям развитию в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются “сенситивными” периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название “критических”. По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

координационные способности – наибольший  прирост с 5 до 10 лет;

быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

скоростно-силовые качества – развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет;

гибкость – развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет мальчики, 7 –8 лет, 9-10 лет, 11 –12 лет, 14 –17 лет девочки;

выносливость – развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности – и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.

В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5–10 лет. Для более успешного совершенствования  в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности.

Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание “левши” на противоположную ведущую нецелесообразно [2, c.380].

Таким образом, баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов.  Энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимального потребления кислорода (МГЖ) у баскетболистов с ростом квалификации растет и у мастеров спорта достигает 5,1 л/мин. (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимально возможного энергетического потенциала. Одним из важных показателей функционального состояния организма является сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений является кардиологическим критерием, который отражает степень физиологической нагрузки. Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельность баскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках. Специфика силовой подготовки (развития силы) центровых игроков заключается в том, что первым делом нужно создать базу, своего рода фундамент для развития силы. А после этого ее постоянно накапливать. Методы физического воспитания подрузумивают под собой способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются только две группы методов  это специфические и общепедагогические. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость.

Информация о работе Анализ методик воспитания скоростных способностей учащихся в баскетболе