Анализ методик воспитания скоростных способностей учащихся в баскетболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В современной жизни использование занятий физическими упражнениями все больше направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивные игры, и особенно баскетбол, характеризуются значительными физическими нагрузками, которые определяются игровой деятельностью спортсменов-баскетболистов, условиями игры, характером выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы, происходящей в ходе баскетбольного матча.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАНИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………...5
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста……….5
1.2 Средства и методы воспитания скоростных способностей………....9
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых
качеств баскетболистов……………………………………………….....22
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ……………26
2.1 Методы исследования………………………………………………...26
2.1.1 Методы теоретического анализа и обобщения……………….......26
2.1.2 Методы педагогического наблюдения…………………………….27
2.1.3 Педагогический эксперимент……………………………………....28
2.1.4 Тестирование………………………………………………………..30
2.1.5 Метод математической статистики………………………………..31
2.2 Организация исследования…………………………………………..32
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

анализ методик воспитания скоростных способностей учащ в баскетболе.docx

— 100.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ

2.1 Методы  исследования

Методология физической культуры и спорта имеет свои особенности, за счет специфики предмета исследования. Для сбора научных данных нами были применены следующие группы методов исследования: методы теоретического анализа и обобщения; методы педагогического исследования; математико-статистические методы количественного анализа полученных данных.

2.1.1 Методы теоретического  анализа и обобщения

Рассматривая данную группу методов, следует обратить внимание на тот факт, что теоретическое исследование представляет собой взаимосвязанную непрерывную цепочку, состоящую из отдельных звеньев. Обзор отечественной литературы. Аналитический обзор литературных источников по исследуемой проблеме осуществлялся на протяжении всех 3 этапов исследования, что позволило первоначально сформулировать цель исследования, и поставить задачи. Затем были сопоставлены полученные результаты исследований. И в завершении исследования обосновывалась научная гипотеза проблемы исследования.

На основе обобщения общей информации, были выделены основные аспекты, затрагивающие сущность технической подготовленности занимающихся.

 

2.1.2 Методы педагогического наблюдения

Педагогическое наблюдение, как метод исследования, представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом и и данными.

Проведения педагогического наблюдения – изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из которых можно отнести следующее задачи: обучение и воспитание; средства физического воспитания, их место в занятиях; методы обучения и воспитания; поведение занимающихся; характер и величина нагрузки; некоторые элементы выполнения движений; величина пространственных, временных и силовых характеристик; количественная сторона процесса.

Содержание каждого наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты.

Педагогические наблюдения за учащимися проводились в процессе занятий по физкультуре для визуального определения ошибок в игре баскетбол. Оценка проводилась в ходе контрольных упражнений.  Результаты заносились  в специально разработанную карточку протокол. Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок до и после начала проведения исследования.

 

2.1.3 Педагогический  эксперимент

  Педагогический эксперимент в спорте проводится для того, чтобы выявить эффективность тех или иных методов, приемов, форм воспитания, обучения и тренировки, проверить ценность средств и материалов, служащих педагогическим задачам.

   Основная цель эксперимента – изучить влияние физических упражнений на уровень развития быстроты у школьников 11-12 лет.

Задачи эксперимента:

Выявить и сравнить уровень развития быстроты у школьников 11-12 лет, занимающихся физической культурой.

Определить, как повышается уровень быстроты в результате применения специально составленных комплексов упражнений и выбранной методики тренировки.

Установить, как влияют специально направленные занятия по воспитанию быстроты на уровень физической подготовленности школьников данного возраста.

Апробировать систему использования разнообразных комплексов физических упражнений направленных на улучшение качества быстроты школьников 11-12 лет.

  В осуществлении практического этапа четко выступали три стадии, имеющие свои конкретные цели: констатирующая, формирующая и контролирующая.

 На первой стадии  основной целью является определение (констатация) начального уровня  всех параметров и факторов, которые  подлежат отслеживанию в эксперименте.

 Проводилась оценка техники бега на 30 м с высокого старта.  Проведено первое тестирование, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная группы.

После обработки результатов первого обследования, была внедрена методика управления процессом усвоения знаний и программы исправления ошибок при выполнении техники бега на 30 м, использовались методы: рассказа, показа и детальной отработки полной ориентировочной основы действий, на занятиях с экспериментальной группой. В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения (рассказа, показа, обучения).

 Формирующий эксперимент. Изучив научно-методическую литературу по вопросу воспитания быстроты в среднем школьном возрасте, мы остановились на следующих упражнениях, которые были использованы нами при проведении уроков в экспериментальной группе.

  Рывки за мячом, переданным в круг-ориентир. Игрок стартует в момент соприкосновения мяча с полом и старается поймать его после первого отскока. Расстояние от исходной позиции до круга и сила передачи варьируются в зависимости от быстроты игрока с таким расчетом, чтобы поймать мяч можно было лишь при максимальной скорости старта и рывка. То же, но рывки выполняют в противоположных направлениях: поймав мяч, игрок с поворотом выполняет передачу на исходную позицию и последующее ускорение.

То же, но с двумя мячами. Как только игрок 5 поймает мяч, его партнер 4 посылает второй мяч в противоположном направлении. Игрок 5 выполняет передачу первого мяча партнеру и повторный рывок за вторым.

Рывки за мячом вместе с догоняющим игрока защитником. Игрок 5 старается поймать мяч, защитник выбить его. Как только один из них овладеет мячом и возвратит его партнеру, оба начинают рывок в обратном направлении, меняясь функциями. Игрок, бегущий впереди, независимо от того, овладеет он мячом или нет, должен до начала движения в обратном направлении забежать за контрольную линию.

Игрок с мячом в руках прыгает вверх и сильно передает его в щит (в стену). Приземлившись, он выполняет рывок, стремясь поймать мяч после первого отскока его от пола.

Игрок выполняет передачи в щит (в стену) в прыжке. Второй партнер располагается спиной к нему на расстоянии 1-2 м в положении высокого старта. После нескольких передач первый игрок посылает мяч в щит с таким расчетом, чтобы он перелетел через второго партнера. Последний, увидев мяч, выполняет рывок, н стараясь поймать мяч в полете. То же, но оба игрока выполняют ускорение за мячом.

Игрок выполняет передачи в щит в прыжке. По сигналу, оставив мяч следующему за ним партнеру, игрок начинает рывок за вторым мячом, подброшенным в этот момент вверх игроком, расположенным впереди, недалеко от щита и старается поймать его в воздухе.

Два партнера, располагаясь с разных сторон от корзины, выполняют в прыжке передачи мяча от щита друг другу. По сигналу игрок, владеющий мячом, передает его вперед на ориентир, игрок без мяча выполняет рывок. То же, но оба игрока выполняют ускорение за мячом.

Рывки за мячом, брошенным партнером в щит (стену) из исходного положения стоя на расстоянии 5-10 м от него, спиной к направлению движения. Ускорение начинается с поворотом к щиту по звуку удара мяча. Сила удара в щит варьируется в зависимости от расположения и быстроты бега спортсмена с таким расчетом, чтобы, стремясь поймать мяч в воздухе, игрок проявлял максимальную скорость. То же, но рывок за мячом выполняют два игрока, борясь за овладение им.

Один партнер находится впереди второго в положении высокого старта и смотрит вверх. Игрок, стоящий сзади, передает мяч через первого игрока с таким расчетом, чтобы мяч падал в 3-4 м впереди него. Первый игрок выполняет рывок, как только увидит мяч, и старается поймать его в воздухе или после первого отскока. То же, но мяч передается по полу справа или слева от игрока.

То же, но за игроком, выполняющим ускорение, на расстоянии 1-2 м располагается соперник. Начиная движение вместе с первым партнером, он стремится: а) изменить полет мяча до того, как им овладеет игрок, бегущий впереди, б) опередить игрока с мячом до броска в корзину.

Остальные упражнения представлены в Приложении 3, которые можно использовать в работе спортивной секции при занятиях с баскетболистами.

На формирующем этапе нашего эксперимента контрольная группа занималась на уроках физической культуры 3 раза в неделю (продолжительность урока 45 мин), содержание занятий определяли в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся I-XI классов и календарно-тематическим планом.

 Занятия с учащимися экспериментальной группы проводились 3 раз в неделю, в конце каждого занятия школьники получали задания по выполнению серии упражнений для развития быстроты и поддержания достигнутого уровня в домашних условиях самостоятельно.

 Ценность домашних  заданий достаточно высока. Из-за различных причин, в том числе психологических (стеснение, боязнь, неуверенность), многим ученикам нужно отработать отдельные элементы и действия в домашней обстановке, потренироваться в привычных условиях и без посторонних людей. Кроме того, самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков есть процесс саморазвития, самовыражения, наконец, самоутверждения, дающий большой положительный эффект. Нами специально готовились домашние задания для учащихся после каждого урока. Естественно, они составлялись с учетом достигнутых результатов на каждом уроке, наличия инвентаря, доступности выполнения.

Контролирующий эксперимент.  На завершающем этапе эксперимента было проведено повторное тестирования детей в беге на 30 м с высокого старта. Результаты испытаний внесены в протоколы № 1 и № 2.

2.1.4 Тестирование

Бег 30 м на скорость преодоления дистанции (с низкого или высокого старта) проводят по правилам лёгкой атлетики. Данный тест подходит нам по возрастным параметрам. Нормативы уровней развития скоростных способностей детей 6-17 лет с помощью теста «Бег на 30 м с высокого старта» приведены в комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов. В условиях школы фиксирование результатов мы проводили при помощи секундомера.

Основным критерием оценки быстроты является наименьшее время, затраченное на выполнение данного двигательного действия. Контрольным упражнением для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях является бег на 30 м с высокого старта. Данный тест выполняется следующим образом: забег производится на тщательно отмеренной беговой дорожке с высокого старта. Участвуют не менее 2-х человек. Результат регистрируется по ручному секундомеру с точностью до десятой доли секунды. Разрешается лишь одна попытка. Конечный результат выставляется в баллах.

Мальчики:

5 баллов  – 5,5 сек

4 балла  – 5,8 сек

3 балла  – 6,2 сек

2 балла  – 6,5 сек.

Девочки:

5 баллов  – 5,8 сек

4 балла  – 6,1 сек

3 балла  – 6,5 сек

2 балла  – 7,0 сек.

2.1.5 Методы математической  статистики

 Методы математической статистики применяются, как правило, на всех этапах анализа исследовательских материалов для выбора стратегии решения задач по конкретным выборочным данным, оценивания полученных результатов. Для обработки материала использовались методы математической статистики. Математическая обработка материалов позволяет со всей четкостью выделить и оценить количественные параметры объективной информации, проанализировать и представить их в различных соотношениях и зависимостях. Они позволяют определить меру варьирования величин в собранных материалах, содержащих количественную информацию о некотором множестве случаев, часть из которых подтверждает предполагаемые связи, а часть не выявляет их, вычислить достоверность количественных различий между выделенными совокупностями случаев, получить другие математические характеристики, необходимые для верного истолкования фактов. Достоверность различий полученных в ходе исследования определялась по t-критерию Стьюдента.

Рассчитывались следующие величины.

1. Среднее арифметическое  значение выборки  .

Характеризует среднее значение рассматриваемой совокупности. Обозначим результаты измерений . Тогда:

 


где Σ – сумма всех значений , когда текущий индекс i изменяется от 1 до n.

2. Среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение) , характеризующее рассеивание, разбросанность рассматриваемой совокупности относительно среднего арифметического значения   .

Информация о работе Анализ методик воспитания скоростных способностей учащихся в баскетболе