Создание элективного курса «электрические явления в газах и плазме"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение роли и места элективных курсов в предпрофильном обучении и разработка элективного курса «Электрические явления в газах и плазме».
Задачи:
• анализ учебной и научной литературы по теме «Электрические явления в газах и плазме»;
• создание тестовой базы, презентаций;
• создание электронного пособия;
• подбор задач.

Содержание

Содержание

Введение 4
1 Обзор литературы по теории элективных курсов 6
1.1 Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении 6
1.2 Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения 7
1.3 Подходы и требования к созданию элективных курсов 10
2 Разработка методического материала для элективного курса «Электрические явления в газах и плазме» для десятого класса 13
2.1 Подбор теоретического материала по теме исследования 17
2.2 Обзор используемых программ для создания пособия 18
2.3 Разработка презентаций 27
2.4 Создание тестовой базы данных к элективному курсу 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 36

Вложенные файлы: 1 файл

А.М Черницина.docx

— 847.46 Кб (Скачать файл)

При разработке ЭУ можно руководствоваться следующим алгоритмом:

На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые

    1. наиболее полно соответствуют стандартной программе;
    2. лаконичны и удобны для создания гипертекстов;
    3. содержат большое количество примеров и задач;
    4. имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

На втором этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

На третьем этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

На четвертом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

В результате создается примитивное электронное издание (ЭИ), которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебником.

На пятом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

На шестом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

На седьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На восьмом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.

На девятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На десятом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимация.

Электронный учебник может использоваться при изучении нового материала и его закреплении. Обучающихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала студенты парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.[11]

После рассмотрения основных моментов разработки перейдем непосредственно к описанию создания электронного пособия.

В десятом классе на изучение темы «Электрические явления в газах и плазме» отводится 5 часов, следовательно, можно сделать вывод, что изучение раздела играет важную роль в курсе физики средней школы.[12]

Рассмотрим создание электронного пособия по теме «Электрические явления в газах и плазме» для десятого класса общеобразовательных школ.

Электронное пособие включает в себя 6 разделов:

    1. Программа курса
    2. Лекции
    3. Тесты
    4. Задачи
    5. Видео
    6. Презентации

Главная страница электронного пособия содержит историю исследования электрических явлений и хронологию важнейших открытий.

В программе курса, можно ознакомиться, с содержанием курса и с тематическим планированием (всего 17 часов).

В разделе «Лекции» представлен теоретический материал, необходимый для углубленного изучения тем элективного курса. Так же для каждой изучаемой темы имеется необходимые презентации.

Раздел «Видео» содержит видео по теме «Электрические явления в газах и плазме». В разделе имеется ряд видео по изучаемым темам, учащиеся могут просмотреть необходимое видео при нажатии кнопки «Воспроизвести».

Разделы «Тесты» и «Задачи» содержат самостоятельную работу учащихся, для обработки полученных знаний.

В разделе «Презентации» представлены презентации по темам курса, с помощью них учитель сможет удобно и эффективно представить новую тему.

 

 

2.1 Подбор теоретического материала по теме исследования

 

 

Теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств, структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы и способ изучения. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающимся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.

Главное назначение теоретического материала − обеспечить теоретическую основу обучения школьников, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у учащихся ориентиры для самостоятельной работы.

Теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств, структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы и способ изучения. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающимся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала

Лекции в качестве метода обучения позволяют значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в процесс самообучения, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.[13]

Лекционный курс разработан от простого к сложному. В пособии главы находятся в последовательности, в какой они должны изучаться.

Раздел «Лекции» включает в себя 12 лекций по следующим темам:

    1. Элементарная классическая теория электропроводимости металлов;
    2. Полупроводниковый диод;
    3. Вывод основных законов электрического тока;
    4. Проводники, диэлектрики, полупроводники;
    5. Закон Видемана – Франца;
    6. Электролиз. Закон электролиза;
    7. Транзисторы;
    8. Работа выхода электрона из металла;
    9. Эмиссионные явления и их применение;
    10. Ионизация газов. Несамостоятельный газовый разряд;
    11. Самостоятельный газовый разряд его типы;
    12. Плазма и ее свойства.

При нажатии на необходимую лекцию открывается веб - страница, содержащая данную тему.

 

 

2.2 Обзор используемых программ для создания пособия

 

Среди различных видов профессиональных и простых программ, используемых при создании сайтов, можно выделить несколько категорий: непосредственно программы для создания сайта, системы управления сайтом (CMS), конструкторы веб - сайтов. Эти виды программ для создания ориентированы на решение разных задач и на специалистов разного уровня.

TurboSite –программа для создания сайтов и электронных пособий, учебников. Программа TurboSite – это простая и удобная в использовании, но вместе с тем мощная система управления сайтом, позволяющая создать веб - проект, вносить в него изменения, заниматься его управлением и обновлением. CMS, которая включает такие возможности, как разработка дизайна, создание и управление структурой страниц, информационное наполнение страниц и продвижение на поисковых системах. Данная программа представлена в виде изображенном на рисунке 2.1.

Программа позволяет спроектировать структуру и создать статичные HTML страницы на основе имеющегося графического макета. Основное ее преимущество заключается в наличии визуального редактора дизайна, позволяющего легко "нарезать" макет страницы на отдельные изображения и собрать страницы без знания глубокого HTML.

С помощью программы TurboSite можно создать HTML-сайт или электронный учебник или пособие с поддержкой гиперссылок, вставки видео-файлов, картинок и JavaScript-тестов и другими возможностями.

Рисунок 2.1 – программа TurboSite

 

Уникальность TurboSite заключается в том, что он:

- охватывает весь процесс и  набор задач, возникающих при  создании корпоративного сайта: от создания дизайна до поисковой  оптимизации и продвижения созданного  сайта;

- позволяет создать простой  сайт новичку, и в то же время, не накладывает ограничений на  опытного специалиста, тем самым  позволяя расти сайту вместе  с ростом опыта его разработчика.[14]

Создаем новый проект. Каждое новое пособие, учебник (набор web-страниц или сайт) будет располагаться - храниться в новой папке, специально для него созданной. Потому на каком-нибудь диске (если их в системе несколько) в корне создадим папку, дадим короткое имя нашему первому проекту и нажмем на кнопку Сохранить, как показано на рисунке 2.2

 

Рисунок 2.2 Сохранение проекта

Ввод данных. Заголовок сайта – название будущего пособия или сайта.

В правой части окна в поле Значение вводим подзаголовок учебника или

сайта, заголовок списка страниц (Меню, навигация). Подвал – это нижняя часть каждой страницы, где могут быть сведения об авторе или условия использования. Для просмотра сайта необходимо нажать на кнопку «Просмотр сайта» в правом углу диалогового окна, рисунок 2.3.

 

Рисунок 2.3 Просмотр сайта

 

Заполнение страниц. Для этого в окне программы перейдем на следующую вкладку – Страницы как показано на рисунке 2.4.

Слева – список страниц, справа – текстовый редактор с большими возможностями. В нем две панели инструментов. Верхняя – Вырезать, копировать. Нижняя панель – Форматирование текста. При наведении курсора на кнопку появляется всплывающая подсказка, какую команду выполняет эта кнопка. Текст можно набирать-писать прямо в этом окне визуального редактора, а можно скопировать-вставить готовый.

Добавление страниц. Для добавления следующей страницы в наше пособие, достаточно щелкнуть на кнопку Добавить в левом нижнем углу рабочего. Заголовок страницы должен быть коротким и понятным, ведь он и будет ссылкой в меню. Если хотим, чтобы в верхнем меню (в Главном) название этой страницы тоже отображалось, ставим галочку. Если нам это не нужно, оставляем это окошко пустым.

Рисунок 2.4 – Заполнение страниц электронного пособия

 

Вставка изображений. Для вставки изображения есть специальная кнопка в верхней панели инструментов. Панель инструментов изображена на рисунке 2.5. Рисунок появится в том месте, где расположен курсор, его положение и размер можно будет изменить на самой странице. Окно вставки рисунка устроено просто. Так же как в привычных нам текстовых процессорах типа MS Word.

 

Рисунок 2.5 Панель инструментов программы TurboSite

 

Если рисунок должен располагаться отступами от текста, придется совсем немного поправить html - код страницы, как показано на рисунке 2.6 вернее, добавить всего несколько слов к коду вставки рисунка. Если ориентироваться в коде страницы трудно, альтернативный текст нам как раз и поможет найти нужное место. Коды, которые влияют на расположение рисунка относительно текста, можно найти в приложенном текстовом файле. Их можно копировать и вставлять, изменяя, если нужно, значение отступа.

Рисунок 2.6 Изменение html - кода страницы

 

Добавление Видео на странички. Щелкаем по значку Добавки видео, нам предлагают новое Рабочее окошко. Нажимаем на кнопку Добавить, находим необходимый ролик (лучше в формате .flv или .mp4), как показано на рисунке 2.7, нажимаем Открыть. Снова неважно, где ролик находится и как называется. Все важные манипуляции программа проделает сама: скопирует файл ролика в рабочую папку и транслитерирует название, если оно было дано по-русски. Выделяем название загруженного файла, нажимаем кнопку вставки, видео автоматически появляется на странице. В окне редактора видим только окошко плеера. Щелкнем по этому окошку, появится граница-рамка, как у рисунков. Теперь кнопкой выравнивания объектов на странице можно поместить плеер по центру, можно потянуть за уголок и изменить размер окошка.

Информация о работе Создание элективного курса «электрические явления в газах и плазме"