Создание элективного курса «электрические явления в газах и плазме"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение роли и места элективных курсов в предпрофильном обучении и разработка элективного курса «Электрические явления в газах и плазме».
Задачи:
• анализ учебной и научной литературы по теме «Электрические явления в газах и плазме»;
• создание тестовой базы, презентаций;
• создание электронного пособия;
• подбор задач.

Содержание

Содержание

Введение 4
1 Обзор литературы по теории элективных курсов 6
1.1 Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении 6
1.2 Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения 7
1.3 Подходы и требования к созданию элективных курсов 10
2 Разработка методического материала для элективного курса «Электрические явления в газах и плазме» для десятого класса 13
2.1 Подбор теоретического материала по теме исследования 17
2.2 Обзор используемых программ для создания пособия 18
2.3 Разработка презентаций 27
2.4 Создание тестовой базы данных к элективному курсу 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 36

Вложенные файлы: 1 файл

А.М Черницина.docx

— 847.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский государственный университет

им.М.Козыбаева

 

Факультет информационных технологий

Кафедра «Физика»

 

 

«Допущена к защите»:

заведующий кафедрой

к.ф.-м.н., профессор,

академик МАИН,

Гусаков В.П.

________________

«____» __________2013 г.

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

На тему: «СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ГАЗАХ И ПЛАЗМЕ»»

 

 

по специальности 5B011000 (050110) – «Физика»

 

 

 

 

 

Выполнила                                                           А.М Черницина

 

Научный руководитель

к.ф.-м.н., доцент                                                         Б.М. Усеинов

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск 2013


 

 

 

Актуальность курсовой связана с тем, что в настоящее время, согласно концепции профильного обучения на старшей ступени образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых поставлена цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Актуальность предложенного курса обусловлена, с одной стороны, потребностью общества в профильном обучении, а следовательно, в предпрофильной подготовке, а с другой стороны, развитием науки и использованием в технике новых передовых технологий, знания о которых необходимы современному человеку.

Цель курсовой работы: изучение роли и места элективных курсов в предпрофильном обучении и разработка элективного курса «Электрические явления в газах и плазме».

Задачи:

  • анализ учебной и научной литературы по теме «Электрические явления в газах и плазме»;
  • создание тестовой базы, презентаций;
  • создание электронного пособия;
  • подбор задач.

Объект исследования: процесс профильного обучения физики в 10 классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс профильного обучения учащихся в рамках элективного курса «Электрические явления в газах и плазме».

Методами исследования: метод теоретического анализа, компьютерное моделирование мультимедиа технологий в программной среде Microsoft PowerPoint 2007 и создание электронного учебника в программе TurboSite.

Новизна работы заключается в том, что в данной работе предложен вариант элективного курса «Электрические явления в газах и плазме» в курсе физики для общеобразовательной школы.

Теоретическая и практическая значимость: элективный курс по физике на тему «Электрические явления в газах и плазме», может использоваться в процессе обучения для общеобразовательных школ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. В первой главе рассмотрена роль элективных курсов в предпрофильной и профильной подготовке учащихся. Цели элективных курсов, требования к ним и некоторые их особенности. Также в эту главу включены основы проектного обучения. Во второй главе предложена разработка элективного курса «Электрические явления в газах и плазме». В заключении приведены основные выводы и результаты курсовой работы.

На защиту курсовой работы выносятся следующие положения:

  • подбор теоретического материала для элективного курса «Электрические явления в газах и плазме»;
  • разработка презентаций;
  • создание тестовой базы;
  • подбор задач.

 

1 Обзор литературы по теории элективных курсов

 

 

1.1 Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении

 

 

На современном этапе на передний план перед системой среднего образования страны выдвигается задача раскрытия способностей каждого ученика, формирования у обучаемых умений выбирать профессиональный путь и быть готовыми к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Ее решение связано с поиском и реализацией внутренних резервов повышения качества обучения.[1]

В соответствии с Концепцией профильного обучения предусматривается введение профильного обучения, обеспечивающего право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей.[2] Для реализации этой цели необходимо использовать модель дифференциации обучения, при которой профильность достигается за счет различных комбинаций следующих учебных курсов:

  1. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Их число не должно быть чрезмерно большим (не более 7), но в тоже время это должен быть функционально полный набор.
  2. Профильные общеобразовательные курсы – это курсы повышенного уровня, призванные углублять в старшей школе базовые общеобразовательные предметы и определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. При этом на профильном уровне базовые предметы могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.
  3. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В первую очередь - это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.
  4. Новый элемент учебного плана — элективные курсы. В зависимости от состава «комплекта» этих курсов может работать та или иная модель организации профильного обучения.
  5. Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.
  6. Примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных и элективных курсов может быть 50%, 30%, 20% от общего числа часов учебного плана.
  7. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную «траекторию» для каждого школьника.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента образования и могут выполнять несколько функций:

  1. дополнять содержание профильного курса;
  2. развивать содержание одного из базовых курсов;
  3. удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля.

Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию — стать «полигоном» для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов. Так как курсы должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают, появляется возможность на примере учебных пособий для элективных курсов отработать условия реализации мотивационной функции учебника.

В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в X классах основной школы предпрофильной подготовки. Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 ч в неделю (68 ч в год) на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Их цель — самоопределение учеников относительно профиля обучения в старших классах.

В течение учебного года ученик может прослушать 8 разных видов курсов (при их месячной продолжительности), 4 вида курсов (длительностью в одну учебную четверть) или 2 вида курсов (при их продолжительности в одно учебное полугодие).[3]

 

 

1.2 Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения

 

 

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы могут выполнить одну важную функцию - явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.

Цель изучения элективных курсов как составляющей предпрофильной подготовки заключается:

  1. в оказании учащимся психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства;
  2. в создании условий для подготовки подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

В соответствии с целями выделяют следующие задачи элективных курсов:

  1. способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
  2. создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  3. познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
  4. активизировать познавательную деятельность школьников;
  5. повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
  6. построение индивидуальной образовательной программы с выбором содержания образования в зависимости от интересов, последующих жизненных планов.[4]

В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы выполняют различные функции:

  1. «компенсируют» ограниченные возможности учащихся в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей;
  2. дополняют и углубляют изучение базовых предметов обучения;
  3. ориентируют в построении индивидуальных образовательных траекторий;
  4. ориентируют в особенностях будущей профессиональной деятельности.

Функции элективных курсов должны выполняться взаимосвязано, но каждая из функций может быть ведущей.

Элективные курсы выбираются самими учащимися, поэтому они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. К основным мотивам выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:

  1. поддержка изучения базовых курсов;
  2. подготовка к ЕНТ по профильным предметам;
  3. приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических задач;
  4. профессиональная ориентация;
  5. возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
  6. интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного  уровня, направленные на углубление  того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так  и временное согласование с  этим учебным предметом. Выбор  такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные спецкурсы, в которых  углубленно изучаются отдельные  разделы основного курса, входящие  в обязательную программу данного  предмета.

Примерами таких курсов из области физики могут быть: «Механика», «Строение и свойства вещества», «Термодинамика», «Волновая оптика», «Специальная теория относительности», «Физика атома и атомного ядра» и др. Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса типа «курс повышенного уровня».

3) Элективные спецкурсы, в которых  углубленно изучаются отдельные  разделы основного курса, не входящие  в обязательную программу данного  предмета.

Примерами таких курсов из области физики могут быть: «Гидроаэродинамика», « Уравнения Максвелла», «Физика плазмы», «Элементы квантовой механики» и др.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся  с важнейшими путями и методами  применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к  современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких  курсов; «Физика и компьютер», «Курс  прикладной физики с изучением  основ механизации производства», «Курс прикладной физики на  материале автоматики», «Курс прикладной  физики на материале сельскохозяйственного производства» и др.

5) Элективные курсы, посвященные  изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут  быть: «Измерения физических величин», «Фундаментальные эксперименты  в физической науке», «Школьный  физический практикум: наблюдение  эксперимент, моделирование», « Методы  физико-технических исследований», «Как делаются открытия», «Физико-техническое  моделирование», «Учимся проектировать на компьютере» и др.

6) Элективные курсы, посвященные  истории предмета, как входящего  в учебный план школы (история физики, математики и др.), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные  изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению  и решению задач на основе  физического, химического, биологического  эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественно - научного профиля могут быть: «Основы космонавтики», «Физика Космоса», «Элементы астрофизики», «Естествознание», «Элементы биофизики», и др.[5]

 

1.3 Подходы и требования к созданию элективных курсов

 

 

При изучении элективных курсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что "усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию".

Выделяют несколько подходов к созданию элективных курсов:

  1. фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными предметами старшей школы.

Информация о работе Создание элективного курса «электрические явления в газах и плазме"