Эволюция подходов к управлению качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 08:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной темы является изучение процесса развития системы управления качеством с древнейших времён и до настоящего времени, а также объяснение причин, которые повлияли на эволюцию этой системы в разные времена.
К основным задачам можно отнести:
Выявление истоков возникновения системы управления качеством.
Определение конкретных факторов, которые больше всего воздействовали на эволюцию системы УК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ……………….4
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ………………………………….4
СТАДИИ ФИЛОСОФИИ КАЧЕСТВА………………………………….4
Общие положения…………………………………………………...4
Истоки качества……………………………………………………..6
Фаза отбраковки……………………………………………………11
Фаза контроля качества……………………………………………12
Фаза управления качеством……………………………………….14
Фаза менеджмента качества………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

0666058_4FB53_evolyuciya_podhodov_k_upravleniyu_kachestvom.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ г. НОВОКУЗНЕЦКА

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К  УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

Выполнил: студент группы СД 6-04 Цеценов М. В.

Проверил: преподаватель  Лемайкина О. М.

 

 

 

 

 

 

 

2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ……………….4

  1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ………………………………….4
    1. СТАДИИ ФИЛОСОФИИ КАЧЕСТВА………………………………….4
      1. Общие положения…………………………………………………...4
      2. Истоки качества……………………………………………………..6
      3. Фаза отбраковки……………………………………………………11
      4. Фаза контроля качества……………………………………………12
      5. Фаза управления качеством……………………………………….14
      6. Фаза менеджмента качества………………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….21

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С давних пор достижение совершенного качества в производстве и строительстве было приоритетом. Эволюция управления качеством имеет очень давнюю историю. Уже тогда существовали примитивные системы качества, которые стали основой для формирования современных систем качества. Возникающие на пути эволюции новые задачи и проблемы дополняли и совершенствовали систему управления качеством и в итоге привели к наиболее совершенной её форме — системе менеджмента качества.

Объектом данной темы является эволюция системы управления качеством на разных этапах её развития.

Предметом данной темы является управление качеством — наука, которая  помогает объяснить тенденции развития системы управления качеством.

Целью данной темы является изучение процесса развития системы  управления качеством с древнейших времён и до настоящего времени, а также объяснение причин, которые повлияли на эволюцию этой системы в разные времена.

К основным задачам можно  отнести:

  1. Выявление истоков возникновения системы управления качеством.
  2. Определение конкретных факторов, которые больше всего воздействовали на эволюцию системы УК.
  3. Объяснение причин, которые преобразовали систему управления качеством в систему менеджмента качества.

 

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

      1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

1.1. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ КАЧЕСТВА

1.1.1. Общие положения

В предпринимательской  деятельности всегда присутствуют внутренние и внешние цели. Внутренние цели ставит перед собой предприниматель, начиная и развивая дело. Они, как  правило, личные — увеличение собственного дохода, удовлетворение каких-то личных амбиций и склонностей и т. д. Внешние цели предпринимательства — это те цели, на которые рассчитывает общество, разрешая предпринимателю его деятельность. Для общества недостаточно, чтобы предприниматель только отчислял ему определённую долю прибыли в виде налогов. Для него необходимо, чтобы деятельность предпринимателя помогала решать те задачи, которые общество перед собой ставит.

В самом общем смысле, эти задачи связаны с повышением качества жизни в обществе, исходя из того, что само общество под таким качеством понимает. Деятельность предпринимателя всегда социальна, и в развитом обществе сам предприниматель это прекрасно осознаёт. Он строит свою деятельность на основе философии предпринимательства — концепции, описывающие наиболее общие принципы, подходы к производству изделий и услуг, управлению таким производством, взаимоотношениям между предпринимателем, сотрудниками предприятия, обществом, государством, природной средой. Философия предпринимательства основывается на культурных и национальных традициях, общих концепциях развития технической цивилизации. Важнейшей составной частью философии предпринимательства является философия качества, которая также имеет социальную направленность. Посмотрим, как определяется содержание менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ИСО 8402:

«Метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех её работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей  долговременного предпринимательского успеха для всех работников организации и хозяйства в целом».

В этом определении мы видим, как увязываются в одно целое успех предпринимателя, выгоды для сотрудников предприятия, —  наёмных работников, не являющихся собственниками, — и выгоды для общественного хозяйства в целом. Практика показывает, что только при таком гармоничном согласовании интересов всех участников предпринимательской деятельности достигается устойчивый долговременный успех.

В современных промышленно-развитых странах в начале XX века стала складываться философия предпринимательства, основанная на концепции так называемого «общества потребления», т. е. общества, целью существования которого является удовлетворение потребностей сограждан. Окончательно эта концепция общества была сформулирована в 50-х годах. Важнейший вклад в воплощение этой концепции в жизнь внёс президент США Джон Фицджеральд Кеннеди, выдвинувший в начале 60-х годов концепцию защиты прав потребителя. Согласно этой концепции, государство обязано активно вмешиваться во взаимоотношения производителя товаров и услуг и потребителя на стороне последнего, ограждая его от недоброкачественной продукции и взяв на себя защиту его прав. Впервые в истории был принят закон о защите прав потребителей.

Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) обладают приоритетом над возможностями производителя, и защищаются установлениями государства и общества. Важнейшими достижениями «общества потребления» могут считаться:

    • последовательное претворение в жизнь идей свободы торговли, что привело к созданию международного рынка товаров и услуг. Потребитель в любой стране может приобретать товар, произведённый в любой стране; следствием этого является резкое обострение конкуренции производителей, усиление их борьбы за повышение качества продукции и конкурентные цены, за снижение сроков выхода товаров на рынок и в то же время за усиление кооперации и сотрудничества в производстве и продвижении товаров на рынок;
    • развитие систем государственной и общественной защиты на качественную продукцию и услуги. Эти системы защиты не только позволяют потребителю взыскивать с производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но и предупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем. Следствием этого является необходимость производителя предоставлять потребителю систему доказательств  качества товара ещё до того, как потребитель этот товар приобрёл;
    • достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в целях его повышения.

Несмотря на всю привлекательность  концепции «общества потребления», к 90-м годам стало ясно, что  неконтролируемый рост потребностей может  привести, по крайней мере, к серьёзным нарушениям свойств окружающей среды, и даже вызвать экологическую катастрофу. Ресурсы Земли не рассчитаны на то, чтобы в «общество потребления» вошла большая часть населения планеты. В тоже время концепция развития большинства государств направлена именно на вхождение в «общество потребления» (Россия — не исключение). Поэтому в настоящее время происходит формирование новой философии предпринимательства и, соответственно, новой философии качества.

1.1.2. Истоки качества

Вероятно, с тех пор, как стало понятно, что «на вкус и цвет товарища нет», у людей начали вырабатываться, а затем и канонизироваться общи критерии в системе «что такое хорошо, что такое плохо». Общественное отношение к понятию «качество» постепенно складывались в те давние времена, когда у мастера (производителя), наконец, появились желание и возможности сделать что-либо лучше, чем делалось до сих пор, а у потребителя (пользователя) — появилась возможность выбора.

Прошли тысячелетия, прежде чем у античных философов сформулировались вопросы типа: кто же должен определить качество предмета (услуги) — производитель ил потребитель? Теперь ответ ясен и не вызывает сомнений — качество товара и услуги определяет тот, кто пользуется товаром, получает услугу.

Элементарные стандарты создавались задолго, до нашей эры. Так, пять тысяч лет назад в Китае была установлена система пяти рем. Единицей измерения служило расстояние между двумя узлами бамбукового шеста, используемого в качестве музыкального инструмента. Известный немецкий специалист в области стандартизации Хорст Сименс утверждает, что человечество уже давно признало преимущество главных принципов стандартизации — унификации и взаимозаменяемости. Типичными проявлениями стандартизации он считает установление в Египте пять тысяч лет назад размеров строительных элементов, применявшихся при возведении зданий и сооружений. К тому же египтяне использовали модульную, гармонизированную систему унификации.

Советский учёный Д. Хазанов  отмечал, что развитие модуля в Древнем  Египте было связано не только с требованиями техники строительства того времени, но и с желанием зафиксировать определённые пропорции, обеспечить соразмерность частей здания и сделать его красивым, то есть, обеспечивались характеристики качества.

Теоретические основы использования модуля в античном вещном мире изложены в 1 в. до н. э. Принцип модульности применялся и в теории архитектурных ордеров, и для определения размеров свинцовых водопроводных труб, и в конструкции метательного оружия — баллисты.

Долгие дискуссии античные философы вели по поводу точки зрения оценки качества, считая, это важнейшим моментом в том процессе, который сегодня мы называем «управлением качества».

Словом, это затруднение  можно разрешить только разработкой  и использованием объективных показателей, в системе которых рассматривается соответствие товаров и услуг понятию качества на сегодняшний временной отрезок. Такие показатели качества были в свой время разработаны для разных отраслей и видов продукции, успешно применяются и время от времени совершенствуются вместе с совершенствованием требований к качеству товаров и услуг.

Аналогично обстоит  дело и с управлением качества, также имеющим давнюю историю. Всем известны древние грандиозные культовые, мегалитические, мелиоративные сооружения. Однако каким бы колоссальным ни был объём физической работы, дело не могло ограничиться только этим. Следует представить себе не поддающуюся исчислению, но безусловно, огромную работу по организации, руководству и снабжению таких строек. Каждый рабочий должен был знать определённое место на этой стройке, его надо было кормить и обеспечивать всем необходимым.

В те далёкие времена  зародилось одно из важнейших условий  строительства — координация  коллективных усилий, управление строительством. Зарождались традиции, возникали устойчивые тенденции, приобретались и постепенно совершенствовались навыки, стандартизировались приёмы.

В Средние века процесс  стандартизации проявлялся более отчётливо, особенно в цеховом производстве, где в цеховом производстве участвует не один человек — мастер, а несколько, и следовательно необходимо было заранее «договориться» о соблюдении каких-то единых правил. Так, например, в одном из цеховых документов 1298 г. устанавливаются нормы для верхнерейнской шерстяной ткани: длина сырой ткани 45 локтей, ширина 3,5 локтя. Средневековые цеха серьёзно следили за качеством товаров своих ремесленников.

К началу XIV века были введены стандартизированные калибры орудий, различные в отдельных странах. В XV веке корабли венецианской эскадры собирались из унифицированных узлов. В ряде арсеналов имелись запасные части и детали кораблей, которые можно было получить взамен повреждённых в бою.

Более совершенные в  техническом отношении методы стандартизации начали развиваться с появлением крупного промышленного производства. Предшественниками современных фирменных стандартов были «мануфактурные стандарты». Характерным примером такого стандарта является рецепт Беттгера (1719 г.) на изготовление мейсенского фарфора, завоевавшего мировую известность.

И всё же есть принципиальное отличие между историческим опытом талантливых личностей и эпохой, начавшейся после «революции машин». Проблемы качества приобрели массовый характер, обеспечивая требования рынка.

Разработка научных  методов и принципов стандартизации связана с переходу к серийному изготовлению продукции. Во второй половине XIX века широко развивается стандартизация сначала в пределах одного завода или фабрики, потом в пределах одной компании, а затем в пределах одной фирмы. С помощью стандартов рационализировались процессы конструирования и изготовления продукции.

Впоследствии пришли к идее иметь  стандарты, учитывающие условия  общественного разделения труда, национальные и даже международные интересы. Так  к 1842 г. в Англии был установлен стандарт на резьбу Витворда,  в 1846 г. в Германии проведена унификация ширины железнодорожной колеи и сцепных устройств, а в 1875 г. в Париже была заключена Международная метрическая конвенция и создано Международное бюро мер и весов.

Импульсом для бурного развития стандартизации явилось превращение «капитализма свободной конкуренции» в монополистический. Быстрыми темпами начала утверждаться стандартизация в концернах.

Информация о работе Эволюция подходов к управлению качеством