Этапы эволюции управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:00, реферат

Краткое описание

На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные  элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения  проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции.

 

 Можно выделить несколько  этапов эволюции управления качеством  продукции. Они получили такие  условные названия:

 

 механический контроль (до 1900 года);

 

 контроль мастера (1900-1920 гг.);

 

 инспекционный контроль (1920-1940 гг.);

 

 статистический контроль (1940-1960 гг.);

 

 обеспечение качества (1960-1980 гг.);

 

 всеобщее управление качеством  (1980-по настоящее время).

 

 На первом этапе каждый  работник сам отвечал за продукцию  собственного изготовления, выполненную  с помощью ручного или машинного  труда.

 

Второй этап условно затронул период с 1900 по 1920 годы. Сущность его заключалась  в том, что основная ответственность за качество ложилась на мастера (десятника). В этот период проходило активное внедрение «системы Тейлора», которая включала такие понятия как верхний и нижний пределы качества, поля допусков, вводила измерительные инструменты (шаблоны и калибры). На этом этапе качество продукции определялось как соответствие стандартам.

 

Третий этап эволюции управления качеством  охватил период с 1920 по 1940 годы. В  это время начали появляться обоснованные Ф. Тейлором инспекции по качеству. Контроль качества переходил в руки специально обученных независимых инспекторов по качеству. Впервые стали применяться методы статистического контроля: контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции. Заслуги в разработке контрольных карт принадлежат В. Шухарту.

 

Четвертый этап, с 1940 по 1960 годы получил  условное название «Статистический  контроль качества», так как именно в это время повсеместно распространялись статистические методы контроля качества. Разработанные в США и не получившие там особого признания, они активно стали использоваться на Японских предприятиях. Более того, после возведения проблемы качества в ранг общегосударственной национальной программы при непосредственном участии К. Исикавы, изучением статистических методов начали заниматься в Японии.

 

 Качество продукции, процессов,  деятельности определялось как  соответствие рыночным требованиям.  Осуществлялся контроль проектирования  и производства.

 

 На пятом этапе большой  вклад в развитие управления  качеством внесли Э. Деминг  и Дж. Джуран. Им удалось убедить руководство Японских компаний в важности обеспечения качества продукции. Они отводили особую роль в обеспечении качества продукции именно высшему руководству фирмы. Э. Демингом были сформулированы 14 принципов, которые были положены в основу реформирования системы менеджмента производства в Японии. Философия качества и методы его обеспечения, разработанные этими учеными, позже легли в основу теории Всеобщего Управления Качеством (TQM).

 

 В этот период американским  специалистом по качеству А. Фейгенбаумом была разработана идея комплексного управления качеством, которая предусматривала учет всех факторов, влияющих на качество, управление качеством на всех этапах производства и между всеми подразделениями компании.

 

 Благодаря  Э.Демингу, Дж. Джурану, А. Фейгенбауму, К. Исикаве и другим в Японии произошел ускоренный процесс улучшения качества продукции. Было создано японское «чудо». Качество японских товаров постепенно завоевывало весь мир.

 

 Это  происходило потому, что японские  компании очень быстро поняли преимущество выпуска продукции высокого качества. Они первыми осознали важность лучшего понимания нужд потребителя (заказчика) и необходимость систематического подхода к анализу его требований.

 

 Качество  определялось как удовлетворение  требований и потребностей заказчиков и служащих. Осуществлялся контроль всей деятельности производителя.

 

 На шестом  этапе происходит усиленное распространение  принципов TQM.

 

 Разрабатываются  международные стандарты ISO 9000. Система  TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных расходов и своевременность поставки.

 

 На взаимоотношения  поставщика и потребителя сильное  влияние оказывает сертификация  на соответствие МС ISO 9000. Основной  целью этих стандартов является обеспечение качества продукции, требуемого потребителем и предоставлении ему доказательств в способности предприятия выполнить это.

 

 Повышается  внимание руководства фирм к  удовлетворению потребности своих  работников. Сформирована новая концепция качества, фокусировавшаяся на потребителе.

 

 Появились  международные стандарты ISO 14000, устанавливающие  требования к системам управления  производством с точки зрения  окружающей среды и безопасности.

 

 Качество  определяется как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих. Осуществляется управление качеством предприятия и управление качеством общества в целом.

 

 Опыт ведущих стран мира  воплотился в принципах общего управления качеством (TQM), среди которых наиважнейшим является удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, наивысший профессионализм персонала и постоянное усовершенствование всех аспектов деятельности предприятия.

 

 На данном этапе появляется методика «шесть сигм» и Европейская модель делового совершенства являются различными подходами к решению вопросов всеобщего управления качеством.

 

 «Шесть сигм» - это подход  к совершенствованию бизнеса,  который стремится найти и  исключить причины ошибок или дефектов в бизнес-процессах путем сосредоточения на тех выходных параметрах, какие оказываются критически важными для потребителя. «Шесть сигм» - это стратегический подход, который работает для всех процессов, продуктов и отраслей.

 

 Эта методика направлена на выявление наиболее критических, с точки зрения качества, производственных процессов и параметров продукции с целью их совершенствования.

 

 Модель делового совершенства  Европейского фонда по менеджменту  качества (EFQM) хорошо дополняет методику «шесть сигм», поскольку оба эти подхода придают повышенное значение измерениям достигнутых результатов. Методика «шесть сигм», будучи нацеленной на повышение основных характеристик производственных процессов, опосредованным образом влияет на все критерии Модели EFQM. Европейская модель делового совершенства используется для присуждения премий по качеству.

 

 Дейл и Купер (1992) выделили 4 этапа в эволюции представлений  о качестве:

 

 инспекция качества,

 

 контроль качества,

 

 обеспечение качества,

 

 всеобщее управление качеством (TQM).

 

 Инспекция качества связана  с тестирование выходов операционного  процесса.

 

 Контроль качества связан  с применением статистических  методов и коррекцией деятельности  на основе статистических данных  о нежелательных отклонениях.

 

 Обеспечение качества связано  с проактивным отношением к  качеству и стремлениями предотвратить  сами причины проблем с качеством.

 

 Всеобщее управление качеством  связано на радикальном изменении  отношения всех сотрудников к  качеству и укоренении качества как фундаментальной ценности и одного из главных элементов культуры организации. Всеобщее управление качеством - это целостная система взглядов, в которой качество считается источником устойчивых конкурентных преимуществ. Такая система основана на задании системы показателей, охватывающих всю деятельность организации, нацеленной на первоочередное удовлетворение требований конечного потребителя (в нашем случае обучающегося) и уверенности, что стремление к качеству улучшит работу всей организации. Всеобщее управление качеством предполагает стратегической работы над совершенствованием качества, что требует всеобщей (в масштабе всей организации) приверженности этой деятельности, причем на долговременной систематической основе.

 

 Известные специалисты в  области TQM Ш. Шиба, А. Грэхем, Дж. Вальден (1992) описывают эволюцию в определении качества как соответствия 4 группам заинтересованных сторон:

 

 качество, определяемое соответствием  стандарту (характеризует этап  массового производства 50-60-х и  следования жестким производственным стандартам, часто устанавливаемым на государственном уровне и контролируемым государственными, региональными и внутренними органами контроля);

 

 качество, определяемое соответствием  применению (характеризует этап  ориентации на конечную полезность продуктов и услуг для потребителей, определяемую на основе маркетинговых исследований и обратной связи от потребителей и характерный для 70-80-х);

 

 качество, определяемое соответствием  стоимости (характеризует этап  нацеленности на обеспечение должного качества для потребителей и одновременное снижение затрат для обеспечения главной задачи - увеличения стоимости для акционеров, характерный для 80х-90х);

 

 качество, определяемое соответствием  непроявленным (несформированным) потребностям (характеризует этап нацеленности организаций на проактивное удовлетворение потребностей потребителей, формируемых самими организациями на основе развития их ключевых компетентностей персоналом и партнерами, характеризует деятельность передовых компаний начала XXI века).

 

 Современный этап развития  методологии управления качеством,  согласно Ш. Шиба, А. Грэхему  и Дж. Вальдену характеризуется  необходимостью для организаций  обеспечивать все четыре вида  соответствий. Дальнейшие ориентиры  связываются с учетом еще более тонких требований деятельности, определяющихся глобализацией и увеличением взаимозависимости всех сторон жизни (учете других заинтересованных сторон) и определении качества на основе соответствия требованиям культуры организации и потребностям общества в целом (что в случае управления качеством образовательной деятельности является обязательным).


Информация о работе Этапы эволюции управления качеством