Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:05, курсовая работа
Целью данной работы являются:
анализ основных нормативно-правовых актов, принятых на территории нашей страны, по регулированию производства, отпуска фармацевтической продукции.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
Рассмотрение теоретических основ системы управления качеством лекарственных средств в аптечных организациях по данным литературы и нормативно-правовых документов.
Оптимизация системы управления качеством фармацевтической деятельности в аптеке.
Введение …...………………………………………………………………………...3
1. Законодательная база управления качеством лекарственных средств в аптечных организациях по данным литературы и нормативно-правовых документов ……………………………………………………………………..…....6
2. Системы управления качеством фармацевтической деятельности в аптеке….9
2.1. Качество фармацевтических услуг………………………………………...…11
2.2. Оценка качества лекарственных средств…………………………………….12
3. Создание системы управления качеством лекарственных средств в аптеке...17
4. Анализ нормативно-правового обеспечения функционирования…………...24
фармацевтической службы
Заключение ……………………………………………………………………..…..40
Список использованной литературы ……………………………………………..43
эстетичность - показатель качественной и количественной оценки эстетической ценности изделий в зависимости от группы потребителей, конкретных условий потребления и назначения продукции.
ресурсопотребление. Оно характеризуется затратами потребителя на приобретение, эксплуатацию и обслуживание изделия в период среднего технического ресурса, т.е. до снятия изделия с эксплуатации.
2.2. Оценка качества лекарственных средств.
Качество ЛС оценивается в соответствии с Инструкцией по оценке качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках (приказ Минздрава России от 16.10.97 № 305 «О нормах отклонений, допустимых при изготовлении лекарственных средств и фасовке промышленной продукции в аптеках»). Данный приказ распространяется на все аптеки, аптечные пункты (с правом изготовления ЛС) и территориальные контрольно-аналитические лаборатории, осуществляющие контроль качества ЛС, изготовляемых в аптеках.
Качество ЛС (в том числе гомеопатических), изготовляемых в аптеках, устанавливается по комплексу показателей. Уровень качества ЛС оценивается в соответствии с требованиями, регламентированными действующими ГФ, приказами и инструкциями Минздрава России.
Для оценки качества применяются термины «Удовлетворяет» («Годная продукция») и «Не удовлетворяет» («Брак»). Уровень качества изготовленных ЛС определяется органолептическим и измерительными методами.
Неудовлетворительность изготовленных ЛС устанавливается по следующим показателям:
несоответствие по описанию (внешний вид, цвет, запах);
несоответствие по прозрачности или цветности;
несоответствие по распадаемости;
неоднородность по измельченности или смешиванию порошков, мазей, суппозиториев, гомеопатических тритураций;
наличие видимых механических включений;
несоответствие прописи по подлинности;
ошибочная замена одного ЛВ другим, отсутствие прописанного или наличие непрописанного вещества;
замена ЛС на аналогичные по фармакологическому действию без обозначения этой замены на требовании, рецепте (копии рецепта, этикетке);
отклонения от прописи по массе или объему;
отклонения по обшей массе (объему);
отклонения по массе отдельных доз и их количеству;
отклонения по массе навески (или по концентрации) отдельных Л В;
несоответствие по величине рН;
несоответствие по величине плотности;
несоответствие по стерильности;
несоответствие по микробиологической чистоте;
нарушение фиксированности укупорки (для стерильных ЛФ);
нарушение правил оформления ЛС, предназначенных к отпуску.
Изменения в составе ЛФ (если необходимо) должны производиться только с согласия врача и должны отмечаться на требовании, рецепте (копии рецепта, этикетке). При отсутствии указанной отметки на требовании, рецепте (копии рецепта, этикетке), качество изготовления ЛФ оценивается «Неудовлетворительно».
Изменения в количестве отпущенного ЛС или отпуск таблеток вместо порошков должны также отмечаться на требовании, рецепте и пр.
При определении отклонений в проверяемых ЛФ следует использовать измерительные средства того же типа (с одинаковыми метрологическими характеристиками), что и при их изготовлении в аптеках.
Установлены нормы отклонений, допустимые при изготовлении ЛФ (в том числе гомеопатических) в аптеках (приказ Минздрава России от 16.10.97 № 305).
При определении допустимых отклонений в проверяемых ЛС, изготовленных в виде серий внутриаптечных заготовок, следует пользоваться вышеуказанными нормами отклонений, а так же действующей нормативной документацией, регламентирующей изготовление и контроль качества различных лекарственных форм в аптеках.
б) качество фармацевтической деятельности
Рынок фармацевтических услуг имеет четко выраженные территориальные границы. В ходе функционирования фармацевтического рынка необходим контроль со стороны государства, так как фармацевтические услуги представляют собой общественное благо и необходимо избежать их монополизации [3, 10, 12]. Государство выполняет функции, касающиеся преимущественно нормативно-правового регулирования, информационного обеспечения и других аспектов становления рынка. Таким образом, мы можем говорить о некой двойственной природе фармацевтических услуг. С одной стороны они представляют собой товар, имеющий свою потребительскую стоимость и способный выступать субъектом рыночных отношений. Реализация, в таком случае, должна иметь коммерческий характер и преследовать цель - получение максимальной прибыли.
С другой стороны, фармацевтические услуги есть общественное благо, отличительными характеристиками которого являются неделимость, совместный характер потребления, высокая социальная значимость, преобладание общественно-государственной собственности в их производстве и потреблении. С точки зрения потребителя, фармацевтические организации оказывают комплексную услугу, удовлетворяя важнейшие социальные потребности, как отдельной личности, так и общества в целом. Важной особенностью является также и то, что оказание фармацевтических услуг требует соблюдения определенных морально-этических норм. Все это затрудняет количественную оценку деятельности, что ограничивает применение в фармацевтической деятельности коммерческих принципов деятельности [3].
Из этого следует, что под системой управления качеством ЛС, как правило понимают, комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих оказание потребителю качественной лекарственной помощи, представляющей собой совокупность качества самих ЛС и качества фармацевтической деятельности аптечной организации [2, 3]. Сложившаяся ситуация в сфере управления качеством требует разработки практических подходов и принципов управления к решению проблемы обеспечения доступности качественных ЛС населению в каждой аптечной организации.
3. Создание системы управления
качеством лекарственных
Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003 г. «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Содержит раздел IX Обеспечение качества лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях.
В аптечных организациях или у индивидуальных предпринимателей должна быть создана система обеспечения качества, включающая:
помещения и оборудование, соответствующие объему деятельности аптечного объекта и позволяющее обеспечить соблюдение условий хранения и изготовления ЛС;
документацию, позволяющую идентифицировать происхождение, количество и качество поступающих и вести учет хранящихся и реализуемых ЛС;
входной контроль поступающих в аптечную организацию или индивидуальному предпринимателю ЛС;
персонал необходимой квалификации;
систему непрерывного обучения персонала;
должностные инструкции;
фонд нормативных и справочных материалов, которыми должны быть обеспечены все аптечные объекты данной аптечной организации.
В аптечной организации должна быть сформирована система управления
качеством аптечной организации.
Каждая аптечная организация должна иметь правила внутреннего трудового
распорядка, утвержденные руководителем организации, с отметкой об ознакомлении сотрудников. Пересмотр правил и повторное ознакомление с ними сотрудников аптечной организации производится ежегодно.
Аптечной организацией должны регулярно проводиться внутренние проверки на соответствие требованиям ГОСТа. При проведении проверок следует обращать внимание на наличие в аптечной организации соответствующих документов на занимаемые помещения, должностных инструкций сотрудников, стандартов, иных необходимых документов.
Проверки могут проводиться как сотрудниками аптечной организации независимыми от лиц, непосредственно осуществляющих проверяемую деятельность, так и независимыми экспертами. Частота проверок определяется самой аптечной организацией. Результаты проверок протоколируются и доводятся до сведения персонала, ответственного за проверяемый участок работы, и руководства аптечной организации. При последующих проверках контролируется выполнение рекомендаций и их эффективность. Каждый сотрудник аптечной организации должен быть ознакомлен с ГОСТом, порядком выполнения закрепленных за ним обязанностей, нормативными правовыми актами и стандартами, относящимися к деятельности организации. В аптечных организациях на каждого сотрудника должны быть должностные инструкции, утвержденные в соответствующем порядке.
В аптечных организациях должна быть предусмотрена система постоянного повышения профессионального образования сотрудников по вопросам действующего законодательства, применения лекарственных средств и др. План и темы занятий утверждаются руководителем аптечной организации. Руководитель аптечной организации назначает из руководящего персонала уполномоченного по качеству.
В этой связи не вызывает сомнений необходимость постоянного совершенствования профессиональных навыков фармацевтических кадров. Одним из путей решения этой задачи является повышение эффективности системы последипломной подготовки провизоров.
Аптечная организация обеспечивает ведение документации в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Прежде всего, задача аптеки – предоставление сохраненных характеристик товаров, поступивших в аптечную организацию. Это две группы: функциональные качества – эффективность и безопасность, физические и физико-химические, требующие соблюдения правил обращения с ними. В рамках cистемы управления качеством аптечной организации в каждой аптеке должен быть организован [3]:
1. Приемочный контроль. Он проводится
с целью предотвращения
Количество принимаемых лекарственных
препаратов, требующих особых условий
хранения, должно соотвествовать имеющейся емкости специального оборудования.
Принятые лекарственные препараты и другие
товары, разрешенные к отпуску из аптечных
организаций, приходуются в течение сроков,
отведенных по приемке товара по количеству
товарных единиц и комплектности в установленном
порядке. 6. Все поставки товара должны
сопровождаться документами, позволяющими
установить дату отгрузки, наименование
лекарственного препарата (включая лекарственную
форму и дозировку), номер серии и партии,
количество поставленного товара, цену
отпущенного лекарственного препарата,
название и адрес поставщика и получателя,
а также документами, подтверждающими
качество лекарственных препаратов. Документами,
подтверждающими качество лекарственных
средств, являются декларация о соответствии
или сертификат соответствия Важным показателем
является и то, что аптека или аптечная
сеть работают с надежным оптовым звеном,
известными транснациональными компаниями,
у которых своя «служба безопасности лекарств»
поставлена очень серьезно.
Приемочный контроль, наряду с проверкой
правильности оформления документов,
включает в себя проверку лекарственных
средств по показателям «Описание», «Упаковка»,
«Маркировка», что определено требованиями
приказа МЗ РФ от 16.07.97. № 214 «О контроле
качества лекарственных средств, изготавливаемых
в аптечных организациях (аптеках)». Контроль
по показателю «Описание» включает проверку
внешнего вида, цвета, запаха. Несоответствие
по цвету, наличию постороннего запаха,
осадка, хлопьев, механических включений,
замерзание, расслоение являются основаниями
для забраковки. В случае сомнения в качестве
лекарственных средств образцы направляются
в территориальный центр контроля качества
лекарственных средств. Такие лекарственные
средства с обозначением: «Забраковано
при приемочном контроле» хранятся в аптеке
изолированно от других лекарственных
средств. Контроль по показателю «Упаковка»
включает проверку целостности упаковки,
наличие вторичной упаковки, соответствие
упаковки физико-химическим свойствам
лекарственных средств.
2. Помещения и оборудование. Основные требования относительно организации хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных учреждениях установлены Инструкцией из организации хранения в аптечных учреждениях разных групп лекарственных средств и предметов медицинского назначения. Лекарственные средства, которые нуждаются в особых условиях хранения, должны быть немедленно идентифицированы и размещены в соответствующих помещениях (зонах) хранения согласно требованиям действующего законодательства. Помещение для хранения в аптеке должно быть достаточно просторным, чтобы обеспечить упорядоченное хранение различных категорий материалов и продуктов. Чистым и защищенным. Лекарственные средства в производственных складских помещениях должны храниться на стеллажах, поддонах, подтоварниках, в шкафах, холодильном и другом специальном оборудовании для обеспечения условий хранения лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями [11]. При наличии на аптечной базе (складе) иммунобиологических препаратов общий объем холодильного оборудования должен обеспечивать в соответствии с действующими требованиями хранение всего количества указанных лекарств, которое содержится на базе (складе). Лицензиат при хранении лекарственных средств обязан исключить их повреждение (разливание, рассыпание, разбитие), заражение микроорганизмами и перекрестной контаминации. Хранение лекарственных средств требуют особенных температурных условий, контролируемых устройствами для постоянного мониторинга температуры, или термоконтейнерами.
Информация о работе Управление фармацевтической деятельностью