Техническое задание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:40, контрольная работа

Краткое описание

Процесс консультирования представляет собой логическую цепочку процедур, выполняемых совместными усилиями консультанта и клиента для решения проблем и осуществления изменений в клиентской организации.
Консультационный процесс последовательно проходит пред-контрактную, контрактную и послеконтрактную стадии. На первой, предконтрактной, стадии клиентом устанавливается наличие проблемы и необходимость привлечения для ее решения консультанта, который по результатам предварительной диагностики делает предложение клиенту по поводу задания. Роль клиента состоит в том, чтобы оказывать поддержку консультанту в уточнении формулировок проблемы, в организации информационного обеспечения работы (документы, интервью, опросы, встречи с руководством и персоналом). Эта стадия завершается заключением контракта. Цель этой стадии — обеспечить единство в понимании сути консультационного проекта клиентом и консультантом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции УК.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

    Умейте  слушать своего клиента и не забывайте, что знающие свое дело профессионалы  разговаривают долго, спрашивают и  выслушивают. Проявите внимательность, пытаясь понять проблемы. Маловероятно, что клиент сразу расскажет вам о своих проблемах. Попытайтесь поподробнее узнать о них сами. Вместо вопроса: «В чем состоят ваши проблемы?» — скажите: «Кое-кто из моих клиентов сталкивался с подобными проблемами. Вы что-то предпринимаете для их решения?» Вопрос, заданный таким образом, дает возможность показать, что вы понимаете всю сложность ситуации.

    Д. Майстер отмечает, что наиболее предпочтительной формой общения будет фраза: «Как вы думаете, насколько подходящим для вас будет, если...» — и дополните свой вопрос возможными вариантами, которые вы можете предложить для решения данной проблемы. Постарайтесь показать будущему клиенту те выгоды, которые он сможет получить, приняв ваши условия. Заинтересовавшись, будущий клиент, конечно, спросит о том, как вы собираетесь вести его дела. Однако не спешите дать четкий, ясный ответ: неизвестно, что клиент больше всего ждет услышать. Предоставьте ему на выбор несколько вариантов решения и объясните преимущества и недостатки каждого из них. Пусть он сам выбирает, при этом вы становитесь профессионалом, который уважает суждения клиента и вовлекает его в процесс.

    Важно также, вместо того чтобы пытаться продать  что-либо, показать, что ваша основная цель — это достижение взаимопонимания. Однако, если вы начнете торопить клиента с принятием окончательного решения, ему будет казаться, что ваша цель — продать свои услуги, а не оказать ему помощь.

    Большинство проектов продаются на начальном  этапе: формальное предложение или презентация просто подтверждают (или разрушают) уже сформировавшееся решение.

    Важным  моментом предконтрактной стадии является формулировка консультантом предложения клиенту. Прежде чем заключить контракт по какому-либо определенному проекту, консультант должен провести предварительное исследование, чтобы оценить его характер и размеры. Это исследование уже само по себе мини-проект, направленный:

  • на сбор данных по определенной проблеме;
  • анализ собранных данных и всей имеющейся предварительной информации с целью выявления основных вопросов;
  • определение направлений дальнейшего исследования для решения этих вопросов;
  • построение плана хода работ над проектом;
  • определение необходимых исследовательских ресурсов (консультантов, материальных средств, оборудования и т.д.).

    В определенной мере в некоторых случаях  все это уже может быть сделано клиентом. Особенно, как мы уже указывали, в случае наличия у клиента мощного аналитического отдела илигруппы опытных штатных консультантов. Это может быть также и в случае, когда помощь консультанта нужна как помощь специалиста в комплексном проекте, который уже выполняется в организации клиента. Но все же обычно предварительное исследование является первой стадией консалтингового процесса, осуществляемого консультантом. В целом ряде случаев уже тем, что консультант установит проблему, он окажет значительную услугу своему клиенту.

    Во  время предварительного исследования важно определить саму проблему, а  не ее симптомы. Довольно часто, приглашая  консультанта, клиент как раз и  выдает симптомы за причины, обусловившие ситуацию в организации.

    На  этапе предварительного исследования необходимо также оценить клиента, с которым консультант имеет  дело, и определить характер рабочих взаимоотношений, которые должны будут сложиться между ними. Ему нужно будет определить, насколько хорошим клиентом для консультанта является данная организация; знакомы ли они с использованием услуг консультантов по вопросам управления и могут ли руководить консалтинговым проектом. Если такого опыта нет, то в дальнейшем консультанту придется уделить больше внимания управлению проектом и направлению клиента на более эффективное использование консультационных услуг.

    В процессе предварительного исследования необходимо собрать достаточное количество данных для подготовки предложения, которое будет являться документом, очерчивающим круг полномочий по проекту.

    При работе с клиентом впервые, вероятно, потребуется подробное предложение в письменном виде; но когда уже установлены хорошие консалтинговые отношения или когда консультант и клиент уже имеют совместный опыт решения каких-либо проблем, клиента может вполне удовлетворить короткое письмо-подтверждение, охватывающее ключевые вопросы, которые были ранее оговорены.

    Во  всех случаях, однако, ключевые вопросы  должны быть подробно рассмотрены консультантом  и согласованы, по крайней мере в принципе, с его клиентом. Это необходимо сделать как в случае их письменной фиксации, так и в случае устной договоренности, чтобы избежать в дальнейшем различия в их понимании.

    1. Необходимо изложить понимание  проблемы консультантом. При этом лучше не просто изложить представленную консультанту информацию, а дать уже более глубокую ее интерпретацию.

  1. Содержание и цели работы, обозначающие границы проекта, и то, что должно быть достигнуто в этих пределах.
  2. Подход к решению.
  3. Программа требуемых работ.
  4. Краткое изложение ожидаемого эффекта от выполнения проекта.
  5. Требуемые ресурсы. Речь здесь идет прежде всего о затратах рабочего времени консультанта и размере гонорара. Кроме того, так как практически все консалтинговые проекты требуют участия штатного персонала клиента, необходимо также указать на требуемые со стороны клиента ресурсы.

    В предложение можно включить и  набросок плана предстоящих работ.

    Поскольку предложение является основой контракта  между клиентом и консультантом, оно должно содержать следующие вопросы:

  • работа, которую должен выполнить консультант, и поставляемые товары (и работа, которая выполняться не будет);
  • ресурсы, которые должен обеспечить клиент;
  • график выполнения работ и продолжительность проекта в целом;
  • принципы оплаты работы.

    Естественно, что некоторые из этих аспектов могут  быть пересмотрены в ходе проекта. При  этом любые изменения требуют документального закрепления, например в письме клиенту, подтверждающем изменения.

    Как отмечает К. Макхем [7], заключение договора также требует достижения понимания и фиксации таких вопросов, как:

  • сроки;
  • что включено в стоимость. Включены ли накладные расходы и налог на добавленную стоимость или они разделены? Кто будет обеспечивать секретарские и другие услуги и кто их будет оплачивать: клиент или консультант?
  • могут ли ставки гонорара пересматриваться в ходе выполнения проекта;
  • условия оплаты;
  • условия расторжения контракта по желанию одной из сторон.

    С юридической, формальной стороны контракты  на оказание консалтинговых услуг не имеют каких-либо существенныхотличий от других контрактов. Наиболее развернутые и детализированные контракты разработаны международными организациями, оказывающими консультационно-техническую помощь. Это прежде всего Европейский союз, Мировой банк, Международная организация труда и т.п. Типовые формы контрактов на консалтинговые услуги рекомендуются некоторыми национальными ассоциациями консультантов для своих членов. Порядок заключения контракта на консультирование зависит от юридической системы конкретной страны.

    В России в качестве типовых форм контрактов при осуществлении консалтинговых услуг используются формы договоров, применяющиеся для осуществления научного обслуживания. Для консультационных фирм это договор на проведение научно-исследовательских работ, консультационно-информационное обслуживание, для группы консультантов — это договор подряда с временным трудовым (творческим) коллективом, для индивидуальных консультантов — это трудовое соглашение.

    Консультационные  услуги отнесены Гражданским кодексом РФ к услугам, оказываемым в рамках Договора возмездного оказания услуг (ст. 779). То есть оказание консультационных услуг является предпринимательской деятельностью, а наиболее приемлемой для консалтинговых проектов формой является договор на оказание возмездных услуг, при котором материальный носитель результатов договора не фиксируется. В таком типе договора должны быть отражены не только обязательства консультанта, но и те условия, которые предоставит ему клиент для выполнения этих обязательств.

    При составлении договора консультант  и клиент должны стремиться к достижению взаимопонимания по вопросам организации их взаимодействия и взаимных обязательств сторон. С этой точки зрения можно выделить семь групп договоров [9]:

  • Продолжающийся (абонементный) договор — договор, по которому клиент приглашает консультанта 1—3 раза в месяц в свою организацию, где он принимает участие в совещаниях, дает индивидуальные консультации, проводит учебные занятия и т.п. При таком способе организации договорной работы консультант является постоянным членом группы руководителей высшего звена.
  • Договор по диагностике заключается с группой консультантов из двух-трех человек. Диагностика может представлять собой разовый заказ или регулярное посещение организации консультантами с целью разъяснения проблем клиента, причин их появления и тенденций развития. Договор по внедрению заключается в случаях, когда программа работ ясна еще до подписания договора и имеет целью обеспечить плавный и безболезненный процесс внедрения с учетом существующего положения.
  • Договор по повышению квалификации руководителей — договор на обучение руководителей и специалистов предприятия.
  • Договор по составлению проекта — договор на разработку проектов по совершенствованию или созданию системы управления. Примером может служить заказ на составление организационного проекта для строящегося предприятия.
  • Договор по развитию организации — заказ на комплексное консультирование: руководство предприятия, используя методы, предлагаемые консультантами, проводит диагностику и разрабатывает долгосрочную стратегию развития организации.
  • Договор на разовую консультацию — договор, при котором консультант отвечает на конкретный вопрос руководителя.

    В любом контракте оговариваются  следующие ключевые моменты:

  1. что будет делать консультант;
  2. как он это будет делать;
  3. когда он будет это делать;
  4. что должен предоставить клиент для успешной работы консультанта (информация, помещение, оборудование и т.д.);
  5. цена.

    После подписания контракта наступает  так называемая проектная стадия консалтингового процесса. Проектная стадия осуществляется уже в рамках заключенного контракта.

    3. ПРОЕКТНАЯ СТАДИЯ

    3.1. Диагностика

    Она осуществляется в форме исследования, целью которого является четкое определение  основных параметров функционирования организации-клиента, имеющих отношение к проблеме, для решения которой привлечен консультант.

    Для успешного проведения диагностического исследования важно правильное понимание характера проблемы. В зависимости от ситуации, с которой столкнулась организация-клиент, перед консультантом могут поставить задачу исправления ситуации, которая ухудшилась (проблема коррекции), улучшить существующую ситуацию (проблема совершенствования) или создать качественно новую ситуацию (проблема творческого развития).

    Для консультанта, имеющего дело с проблемой коррекции, важным будет проанализировать данные о предыдущем развитии ситуации, обращая особое внимание на внешние и внутренние факторы. Он старается восстановить как бы обратный порядок произошедших изменений, найти и ликвидировать причины, которые обусловили негативные последствия.

    В случае проблемы совершенствования также проводится изучение предшествующих событий, но роль его будет менее важна, так как в этом случае основное внимание уделяется существующей ситуации.

    И наконец, в случае проблемы творческого развития консультант имеет дело с наименьшим количеством исходной информации. Зачастую имеется лишь желание изменений и иногда очень общих идей. Так происходит в том случае, когда к помощи консультанта обращается преуспевающая компания. В этом случае перед консультантом ставится задача найти совершенно новые сферы бизнеса, отыскать качественно новые способы мотивации сотрудников, развить нетрадиционные для компании виды услуг и т.д. В этом случае консультант должен искать возможные модели будущего развития, используя свое воображение и творческое мышление.

Информация о работе Техническое задание