Теоретические основы конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:42, реферат

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции. Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение теории анализа и оценке конкурентоспособности;
2) рассмотрение зарубежного опыта повышения конкурентоспособности;
Работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………..4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции…………………………..4
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества продукции………………………………..6
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………12
2.1 Основные показатели конкурентоспособности продукции и система ее оценки……………………………………12
2.2 Оценка зарубежного опыта по обеспечению конкурентоспособности товаров……………………………………20
2.3 Влияние жизненного цикла продукции на ее конкурентоспособность……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 66.99 Кб (Скачать файл)

Технические факторы самым  существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой  технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Организационные факторы  связаны с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования  и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально - экономические  факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку  своего предприятия, моральное стимулирование работников - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию  и т.д.

Все эти факторы связаны  между собой и влияют на качество продукции. 5

При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь  в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки  зрения требований конкретных сегментов  рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические  показатели качества продукции, а также  качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду. В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные  составляющие: соответствие продукции  обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в  странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно  в связи с тем, что уже сам  по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке  стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном  порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию  продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве  стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую  степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.

Важным критерием определения  качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты  и патентной защиты товара. Патентная  чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у  других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии  лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей  фирмой, мы не можем его там продавать, в противном случае предприятие  будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.6

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

2.1 Основные показатели  конкурентоспособности продукции  и система ее оценки

Конкурентоспособность продукции - это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами  понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с  приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении  или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

- полезностью (качество, эффект от использования и  т.п.);

-определяющими затратами  потребителя при удовлетворении  его потребностей посредством  данного изделия (затраты на  приобретение, использование, техническое  обслуживание, ремонт, утилизацию и  т.п.);

-конкурентоспособностью  предложения (способ продвижения  продукции на рынок, условия  поставки и платежа, каналы  сбыта, сервисное обслуживание  и т.д.).

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);

- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);

- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий). 7

Методика анализа конкурентоспособности  продукции рассмотрена на

Рис. 1 - Блок - схема анализа  конкурентоспособности продукции

Для оценки конкурентоспособности  продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С  этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого - либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра  продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение  группового показателя по техническим  параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам():

Если I<1, то анализируемое  изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие - образец или изделие конкурента по своим параметрам. Организация производства. Учебно-практическое пособие/ М. Ю. Пасюк, Т. Н. Долинина, А. А. Шабуня. - Мн.: ООО ФУАинформ, 2007. - 76 с.

Изучение конкурентоспособности  товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности  товара, т.е. не учитывая издержек на его  производство и реализацию.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и  удержания позиций на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и  увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более  высоких цен.

Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют  одно из ее свойств:

а)полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

б)надежность (долговечность, безотказность в работе);

в)технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г)эстетичность изделий.

Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной продукции  независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции  высшей категории качества;

- средневзвешенный балл  продукции;

- средний коэффициент  сортности (отношение стоимости  произведенной продукции к ее  стоимости по ценам первого  сорта);

- удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной  продукции;

- удельный вес продукции,  соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высоко развитые промышленные страны.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.8

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

- оценивается технический  уровень продукции;

- выявляются отклонения  этого уровня в разрезе отдельных  изделий по сравнению с базовым  уровнем и теоретически возможным;

- анализируется структура  выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее  изготовления и поставки;

- выявляются факторы,  сдерживающие рост технического  уровня продукцией;

- обосновываются возможности  повышения качества продукции,  сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для  анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических  процессах изготовления, применяемых  средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая  документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.

К экономическим показателям  качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням  качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том  числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость  зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке  и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей  на предприятии системы представления  информации о браке анализируются  потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так  и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут  быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной  техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Необходимым элементом аналитической  работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции