Стандартизация и сертификация. Особенности защиты от подделок сертификата соответствия ГОСТ Р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Увеличение производства высококачественных изделий россий¬скими предприятиями в конечном итоге должно привести к ин¬тенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внут¬реннем и мировом рынках. Современным предприятиям необхо¬димо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Цель и задачи стандартизации. Классификация и номенклатура
показателей качества……………………………………………………………..4
2. Понятие о сертификации продукции. Условия ввоза
импортируемой продукции………………………………………………………12
3. Особенности защиты от подделок сертификата соответствия ГОСТ Р……….19
Заключение……………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа-Метрология.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

         Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:

  • количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
  • отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
  • стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);
  • методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
  • характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
  • способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами, процентами, и размерные).

         При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные  группы  показателей качества:

  1. Показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обусловливающие область ее применения:
    • функциональной и технической эффективности (производительность машины, прочность ткани и др.);
    • конструктивные (габаритные размеры, коэффициент сборности, коэффициент взаимозаменяемости и др.);
    • состава и структуры (процентное содержание одного вещества в другом, концентрация примеси в растворах и др.).
  1. Показатели надежности и долговечности, характеризующие свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования:
    • безотказность;
    • долговечность;
    • ремонтопригодность;
    • сохраняемость.
  1. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции:
    • трудоемкость изготовления (определяется суммарной трудоемкостью технологических процессов изготовления продукции, для промышленной продукции выражается в нормо-часах);
    • технологическая себестоимость (определяется суммой затрат на изготовление единицы продукции (без учета покупных изделий));
    • уровень технологичности конструкции по трудоемкости изготовления (определяется отношением трудоемкости изготовления рассматриваемого изделия к базовому показателю трудоемкости);
    • уровень технологичности конструкции по себестоимости изготовления (определяется отношением себестоимости изготовления рассматриваемого изделия к базовому показателю себестоимости).
  1. Показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия:
    • коэффициент применяемости по типоразмерам;
    • коэффициент применяемости по составным частям изделия;
    • коэффициент повторяемости;
    • стоимостный коэффициент применяемости.
  1. Эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах:
    • гигиенические (уровень температуры, давления, влажности, запыленности, вентилируемости, освещенности, радиации, токсичности, напряженности магнитного и электрического полей, вибрации, шума, а также гравитационная перегрузка и ускорение);
    • антропометрические (соответствие изделия размерам тела человека, форме тела человека, распределению массы человека);
    • физиологические и психофизиологические (соответствие изделия следующим возможностям человека: силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным (тактильным), вкусовым, обонятельным);
    • психологические (соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки человеком информации).
  1. Эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю и т. п.:
    • показатели рациональности формы;
    • показатели информационной выразительности;
    • показатели целостности композиции;
    • показатели совершенства производственного исполнения.
  1. Патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;
  1. Экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (или потребление) продукции, а также экономическую эффективность эксплуатации:
    • себестоимость продукции;
    • цену продукции;
    • приведенные затраты на единицу продукции;
    • относительный экономический показатель качества продукции, определяемый отношением затрат базового образца к соответствующим затратам оцениваемой продукции.

         В настоящее время кроме перечисленных выше традиционных групп показателей при оценке технического уровня и качества продукции используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели однородности продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие о сертификации продукции. Условия ввоза импортируемой продукции

         Действующим Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» определено, что сертификацией продукции является процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

         Названный федеральный закон,  а также действующие Правила по проведению сертификации в Российской Федерации закрепляют ее конечные  цели.   Ими, в частности, являются:

  • создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

         Сертификация может быть обязательной, осуществляемой в законодательно регулируемой области экономики, и добровольной, осуществляемой в нерегулируемой сфере хозяйствования. Обязательная сертификация применяется во всех развитых странах мира в качестве инструмента для защиты общества и граждан от товаров и услуг, способных нанести вред здоровью, имуществу и окружающей среде. Добровольная сертификация составляет неотъемлемую часть современных рыночных отношений, играя роль стимула повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

         Для подтверждения полного соответствия сертифицированной продукции всем установленным требованиям используется сертификат соответствия – это документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации и указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним.

          Знак соответствия (знак сертификации) – охраняемый законом знак (сочетание букв, цифр, графических символов и т. п.), используемый в соответствии с принятыми правилами системы сертификации и указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с конкретными стандартами или другими нормативными документами, устанавливающими требования к ним.

          Из приведенных формулировок следует сделать вывод, что сертификация не связана с обеспечением того или иного уровня качества продукции или услуги, она лишь гарантирует потребителю тот факт, что продукция изготовлена, услуга выполнена в полном соответствии с требованиями стандартов или других нормативных документов на данную продукцию или услугу при однозначном толковании документов и объективных методах проверки.

 

          В заключение приведем новейшее понятие для российской сертификации, вводимое в практику в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему и необходимостью гармонизации отечественных правил сертификации с международными правилами. Речь идет еще об одном методе оценки соответствия продукции и услуг требованиям нормативной документации – подтверждению соответствия, как более общем и более гибком, чем сертификация, способе оценки качества и безопасности продукции и услуг. Подтверждение соответствия в отличие от сертификации, проводящейся исключительно третьей стороной, может осуществляться поставщиком (первой стороной), органом по сертификации (третьей стороной) или одновременно и поставщиком и органом по сертификации.

          Подтверждение соответствия можно определить как деятельность, результатом которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Применительно к продукции такое заявление может иметь вид документа, этикетки или другого подобного средства. Оно может быть напечатано в товаросопроводительной и эксплуатационной документации или в каталоге продукции.

          Улучшение качества продукции и услуг, гарантия безопасности их для потребителя является объективной необходимостью. Производитель стремится улучшать качество продукции или услуги, поскольку это сулит ему расширение рынка сбыта, получение дополнительной прибыли.

 

          Сертификация – основное средство в условиях рыночных (частнопредпринимательских), отношений, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации.

          Базой государственного регулирования безопасности товаров и услуг для потребителя служит сертификация. Ее основной функцией является защита человека, его имущества и природной среды от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей и продавцов, создание условий для честной конкурентной борьбы. Составными частями системы регулирования безопасности и качества товаров и услуг являются: система выдачи разрешений (лицензий) на право ведения предпринимательской деятельности, нормативы безопасности и качества, стандартизация, метрология, методы испытания изделий, процедура оценки и

подтверждения соответствия изделия, технологии или услуги требованиям нормативных документов.

          Важной функцией сертификации является защита национального рынка от зарубежных недобросовестных конкурентов. Вместе с тем сертификация оказывает значительное влияние на расширение международного экономического сотрудничества. Сложившиеся в течение десятилетий различия в национальных стандартах и процедурах проведения сертификации превратились в так называемые технические барьеры для международной торговли. Эти различия либо являются результатом национальных традиций в организации производства и торговли, либо создаются специально в целях затруднения импорта товаров иностранных конкурентов.

          Эффект от проведения сертификации продукции и услуг носит социально-экономический характер. В социальной сфере, как уже отмечалось, сертификация обеспечивает защиту здоровья и жизни населения, является важным элементом систем охраны окружающей среды.

          Экономическим результатом сертификации, регулирования безопасности и качества товаров и услуг является более полное удовлетворение потребностей рядового покупателя, снижение издержек потребления или затрат на продукцию, увеличение сбыта и, как следствие, увеличение прибыли производителя и экономия расходов покупателя.

          На уровне общества в целом осуществление сертификации проявляет себя в виде роста поступлений в государственный бюджет за счет увеличения налоговой базы и поступлений таможенных сборов, а также уменьшение расходов госбюджета в связи с сокращением средств, выделяемых на здравоохранение – выплату пособий по нетрудоспособности, затрат на содержание медицинских учреждений и др. Поскольку услуги органов по сертификации и испытаниям продукции оплачиваются в основном заявителем, то рост поступлений в госбюджет в определенной мере идет на содержание и развитие самой сертификации, а также стандартизации и метрологии, призванных решать общую задачу – обеспечение качества продукции и услуг.

Информация о работе Стандартизация и сертификация. Особенности защиты от подделок сертификата соответствия ГОСТ Р