Стандартизация и порядок ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я постараюсь изучить понятие стандартизации, ее функции, задачи, принципы, виды стандартов, порядок применения стандартизации. В работе была использована нормативная база и учебная литература

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие стандартизации……………………….……………………...……….4
2. Виды стандартов……………………………………………………………….12
3. Методы стандартизации………………………………………………………16
4. Органы и службы стандартизации………………..………………………….21
5. Функции стандартизации……………………………..………………………26
6.Задачи стандартизации………………………………………………………...28
7. Принципы стандартизации……………….…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованных нормативно-правовых актов,
список использованной литературы ……………………….……………...35

Вложенные файлы: 1 файл

предприним. право 2012.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

         Процесс стандартизации параметрических рядов — параметрическая стандартизация — заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Решается эта задача с помощью математических методов.

         Унификация продукции. Деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции[9].

        Основными направлениями унификации являются:

- разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

- разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

- разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции межотраслевого применения;

- ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

       Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

        В зависимости от области проведения унификация изделий может быть межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности), отраслевой и заводской (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием). В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть внутривидовой (семейств однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

       Агрегатирование — это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости.

       Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении, радиоэлектронике. Развитие машиностроения характеризуется усложнением и частой сменяемостью конструкции машин. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось в первую очередь расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную функцию. Это позволило специализировать изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от всей машины.

        Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции — это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации). Практической реализацией этого метода выступают программы комплексной стандартизации (ПКС), которые являются основой создания новой техники, технологии и материалов.

           В связи с резким сокращением финансирования работ по стандартизации в последнее десятилетие работы по комплексной стандартизации выполняются в очень ограниченном объеме, в основном в рамках федеральных целевых программ, которые содержат раздел по нормативному обеспечению качества и безопасности работ и услуг.

         Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время[10].

        Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

      

 

 

 

 

 

 

4. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

       Организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации, являются органами и службами стандартизации.

       Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

        Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии - Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации[11].

        Ростехрегулирование осуществляет:

- принятие программы разработки национальных стандартов;

- утверждение национальных стандартов;

- учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

- введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

      Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Ростехрегулирования входят:

1. Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Москва);

Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Санкт-Петербург);

2. Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Ростов-на-Дону);

3. Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Нижний Новгород);

4. Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Екатеринбург);

5. Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Новосибирск);

6. Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Хабаровск).

7. Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

           Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Ростехрегулирования России и технические комитеты по стандартизации.

          К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; "Стандартинформ" — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

        Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ[12].

       Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

         Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

      Государственная система стандартизации РФ начала складываться в 1992 г.

Базой ГСС являются: нормативные документы по стандартизации; законы и их акты, которые имеют четырехуровневую систему:

1) техническое законодательство;

2) стандарты отрасли и научно—технических обществ;

3) общероссийские классификаторы технико—экономической информации, государственный стандарт;

4) стандарты предприятий и технические соглашения;

      Нормативные документы первого уровня: техническое законодательство является юридической базой ГСС, т. к. включает совокупность законов РФ.

      Нормативные документы второго уровня:

1) государственные и межгосударственные стандарты РФ;

2) правила и рекомендации по стандартизации;

3) классификаторы социальной и технико—экономической информации.

     Нормативные документы третьего уровня:

1) стандарты отраслей;

2) стандарты инженерных и научно—технических обществ.

      Нормативные документы четвертого уровня:

1) стандарты предприятий;

2) технические соглашения. Структурными элементами ГСС являются стандарты и системы контроля за введением и соблюдением стандартов.

     Международная система стандартизации обладает основополагающим значением, т. к. она воздействует на претворение в жизнь торгового, научно—технического, экономического сотрудничества различных стран. Отличия национальных стандартов на одинаковую продукцию, реализуемую на мировом рынке, являются препятствием на пути формирования международной торговли.

       В области международной стандартизации осуществляют свою деятельность следующие организации:

1) Международная организация по стандартизации (МОС);

2) Международная электротехническая комиссия (МЭК);

3) Международный союз электросвязи (МСЭ). В международной стандартизации особое внимание при разработке стандартов на продукцию уделяется формированию единых способов испытаний продукции, требований к маркировке[13].

      Международная стандартизация (ИСО) является необязательной, т. е. любая страна имеет право использовать ее полностью, либо некоторыми разделами, либо вообще не использовать. Международная организация по стандартизации включает стандартизацию в областях электротехники и электроники.

       Стандартизация в отношении радиоэлектроники, электротехники и связи разрабатывает МЭК. Количество членов МЭК меньше, чем членов ИСО, т. к. многие развивающиеся страны обладают слаборазвитой электротехникой и связью или вообще не имеют их. Высшим правящим органом МЭК является совет с представителями всех национальных комитетов.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ФУНКЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

      Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

1. Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.

2. Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана жизни или здоровья животных и растений.

Информация о работе Стандартизация и порядок ее осуществления