Стандартизация и порядок ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я постараюсь изучить понятие стандартизации, ее функции, задачи, принципы, виды стандартов, порядок применения стандартизации. В работе была использована нормативная база и учебная литература

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие стандартизации……………………….……………………...……….4
2. Виды стандартов……………………………………………………………….12
3. Методы стандартизации………………………………………………………16
4. Органы и службы стандартизации………………..………………………….21
5. Функции стандартизации……………………………..………………………26
6.Задачи стандартизации………………………………………………………...28
7. Принципы стандартизации……………….…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованных нормативно-правовых актов,
список использованной литературы ……………………….……………...35

Вложенные файлы: 1 файл

предприним. право 2012.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

       Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта (со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения) не может быть менее чем два месяца.

       Установлены следующие виды документов в области стандартизации, используемые на территории России:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;

- стандарты организаций;

- своды правил[5].

       В соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» к документам в области стандартизации, используемым на территории России, относятся также национальные военные стандарты и межгосударственные стандарты.

        Межгосударственным стандартом называется региональный стандарт, принятый Межгосударственным советом стран СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей.

      Национальным стандартом является стандарт, принятый Национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.                         Разработка российских национальных стандартов осуществляется для достижения целей стандартизации в соответствии с принципами стандартизации.

         Национальные стандарты применяют на добровольной основе. Обязательность их соблюдения наступает при прямом указании на них в следующих случаях:

1) в действующем законодательстве (например, если есть соответствующая ссылка в техническом регламенте);

2) в правомерно принятых документах федеральных органов исполнительной власти;

3) в договорах, контрактах предприятий любой формы собственности.

       Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. (т.е. до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании»), сохраняется до принятия соответствующего технического регламента в части: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; необходимости государственного контроля (надзора) за соблюдением требований стандартов.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ

 

       В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

1) основополагающие – устанавливают общие методико—организационные положения для определения области деятельности, общетехнические правила и нормы, обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных видов производств;

2) на продукцию и услуги – в этих стандартах устанавливаются требования к однородной продукции или услуге либо к конкретной услуге или продукции;

3) на производственные и технологические процессы – в данных стандартах устанавливаются основные требования к методам выполнения различного вида работ на любых производствах, а также технологических процессов;

4) на методы контроля – эти стандарты определяют методы проведения контрольных и проверочных измерений, испытаний и анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании в различных производственных процессах[6].

       Первый вид стандартов (основополагающих) подразделяется в свою очередь на два главных подвида:

1) общетехнические, регламентирующие обозначения, термины, определения, а также номенклатуру показателей качества. Кроме того, указанные стандарты устанавливают общие методы проектирования подготовки какого—либо производства, хранения, испытаний, транспортировки, эксплуатации и ремонта техники любого вида;

2) организационно—методические, регламентирующие общие положения и построение технической документации, включая информационную совместимость ее, а также устанавливают общие требования с обеспечением организационно—технического единства объектов и предметов стандартизации.

       Стандарты на продукцию в свою очередь делятся на три подвида:

1) стандарты общих технических требований;

2) стандарты общих технических условий. Эти два подвида стандартов устанавливают разносторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и безопасной эксплуатации;

3) стандарты технических условий выполняют функцию регламентирования правил приемки, методов контроля, упаковки, маркировки, хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта каждой конкретной продукции всех видов – техники, аппаратуры, приборов, оборудования и т. д.

       Важной является система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ССОП), ей присвоен общий номер 17. Эта система включает следующие подсистемы или группы: 17.0 – Основные положения; 17.1 – Гидросфера; 17.2 – Атмосфера; 17.3 – Почвы; 17.4 – Земли всех видов; 17.5 – Флора; 17.6 – Фауна; 17.7 – Недра. В частности, группа 17.1 означает „Охрана природы. Гидросфера“, а группа 17.2 – „Охрана природы. Атмосфера“ и т. д., и т. п. Эти группы экологических стандартов регулируют различные стороны деятельности российских предприятий по защите водных и воздушных природных ресурсов.

        Применение стандарта — это его использование с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

      Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом независимо от страны или места происхождения продукции, процессов ее производства, или особенностей сделок, или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

      Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия стандарту.

         Дата введения стандарта в действие - это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Ростехрегулирование все действующие государственные стандарты перевело в категорию национальных стандартов без замены аббревиатуры ГОСТ Р.

         Для решения задач по организации и координации работы по стандартизации разрабатываются и после обсуждения с заинтересованными юридическими и физическими лицами выпускаются правила и рекомендации по стандартизации. Правила по стандартизации разрабатывают, если необходимо конкретизировать (детализировать) отдельные положения соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического национального стандарта, а также в случае целесообразности разработки организационно-методического национального стандарта, когда область применения ограничена только организациями и структурными подразделениями Ростехрегулирования[7].

          Рекомендации по стандартизации разрабатывают при целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия национального стандарта, в котором могут быть установлены эти положения. Правила и рекомендации не должны дублировать положения национальных стандартов.

          Общероссийские классификаторы — это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

          Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в сфере прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

         В настоящее время насчитывается более 30 общероссийских классификаторов, которые входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Объектом классификации и кодирования в ЕСКК является информация в разных областях хозяйственной деятельности — статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

      

   

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

    Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

         В работе по стандартизации широко используются рассмотренные ниже методы:

       Упорядочение объектов стандартизации — универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации[8].

          Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.

        Селекция объектов стандартизации — деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

         Симплификация — деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

         Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и ранжирование объектов и специальный анализ перспективности и сопоставления объектов с будущими потребностями.

         Типизация объектов стандартизации —деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов — конструкций, технологических правил, форм документации. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

         Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности. В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например, экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию.

        Параметрическая стандартизация. Параметр продукции — это количественная характеристика ее свойств. Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования:

- размерные параметры (например, размер одежды и обуви, вместимость посуды);

- весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);

параметры, характеризующие производительность машин и приборов (производительность вентиляторов и полотеров, скорость движения транспортных средств);

- энергетические параметры (мощность двигателя и пр.).

         Продукция определенного назначения, принципа действия и конструкции, т.е. продукция определенного типа, характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда является размерный ряд. Например, для тканей размерный ряд состоит из отдельных значений ширины тканей, для посуды — отдельных значений вместимости. Каждый размер изделия (или материала) одного типа называется типоразмером. Например, сейчас установлено 105 типоразмеров мужской одежды и 120 типоразмеров женской одежды.

Информация о работе Стандартизация и порядок ее осуществления