Стандартизация и порядок ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я постараюсь изучить понятие стандартизации, ее функции, задачи, принципы, виды стандартов, порядок применения стандартизации. В работе была использована нормативная база и учебная литература

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие стандартизации……………………….……………………...……….4
2. Виды стандартов……………………………………………………………….12
3. Методы стандартизации………………………………………………………16
4. Органы и службы стандартизации………………..………………………….21
5. Функции стандартизации……………………………..………………………26
6.Задачи стандартизации………………………………………………………...28
7. Принципы стандартизации……………….…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованных нормативно-правовых актов,
список использованной литературы ……………………….……………...35

Вложенные файлы: 1 файл

предприним. право 2012.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)


16

 

НОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Российское предпринимательское право 

 

 

    на тему: Стандартизация и порядок ее осуществления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

Заочного отделения гр. ЮЗ – 24с

№ 10 – з - 178

Олейник О.В.

 

Научный руководитель:

Доц. Астапова Е.В.

 

 

 

 

Ростов - на -Дону

2012г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

             

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1.Понятие стандартизации……………………….……………………...……….4

2. Виды стандартов……………………………………………………………….12

3.  Методы стандартизации………………………………………………………16

4. Органы и службы стандартизации………………..………………………….21

5. Функции стандартизации……………………………..………………………26

6.Задачи стандартизации………………………………………………………...28

7. Принципы  стандартизации……………….…………………………….……30

 

Заключение………………………………………………………………………..34

Список использованных  нормативно-правовых актов,                     

список использованной  литературы ……………………….……………...35
ВВЕДЕНИЕ

 

              Стандартизация – нормативный метод обеспечения качества продукции. Стандартизация – это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических  требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

         Стандартизация осуществляется на различных уровнях. Международная стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Результатом работы по международной стандартизации являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами-участницами при создании или пересмотре национальных стандартов.

    В своей работе я постараюсь  изучить понятие стандартизации, ее функции, задачи, принципы,  виды стандартов, порядок применения стандартизации. В работе была использована нормативная база и учебная литература

1. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

     Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

      Приближение правил отечественной стандартизации к международным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении гарантии. Следуя международному опыту, их относят к коммерческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавливающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно «Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и т. п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электро-радиотехники и других товаров долговременного пользования[1].

       Приведенные примеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства.

      Кроме того, действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

       Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.

        Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует как развитию стандартизации в странах содружества, так и укреплению экономических связей между ними.

        Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

     Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

      Цели стандартизации можно подразделить на общие и узкие, касающиеся обеспечения соответствия.

      Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность страны[2].

      Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.

      Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.

    Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

     Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

      Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

      Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях, задачи которых будут рассмотрены ниже.

       Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. Она также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровнях, в том или ином секторе экономики (например на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений[3].

        Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией. Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — Национальный орган по стандартизации). Правительство определяет орган, который уполномочивается на исполнение функций Национального органа по стандартизации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, эти функции возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)[4].

      Участниками Национальной системы стандартизации являются:

- Национальный орган по стандартизации;

- технические комитеты по стандартизации;

- разработчики стандартов.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

1. утверждает национальные стандарты;

2. принимает программу разработки национальных стандартов;

3. организует экспертизу проектов национальных стандартов;

4. обеспечивает соответствие Национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического развития;

5. ведет учет национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

6. создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

7. организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов России при их принятии;

8. утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

9. представляет Россию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

     Национальный орган по стандартизации также утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов и(или) сводов правил, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов.

      Организация разработки национальных стандартов, их согласование, а также организация экспертизы осуществляются техническими комитетами по стандартизации (ТК). В состав ТК на паритетных началах и на добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулирующихся организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Правила создания, формирования и функционирования ТК устанавливаются Национальным органом по стандартизации.

       Основной задачей ТК является рассмотрение проектов национальных стандартов и подготовка их к утверждению. При этом Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что заседания ТК должны быть открытыми, если они не связаны с обсуждением проблем, отнесенных действующим законодательством к информации ограниченного доступа.

        Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, которое заявляет о себе путем направления в Национальный орган по стандартизации соответствующего уведомления. Это уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов. Уведомление публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

       Разработчик национального стандарта: обеспечивает доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью он обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта стандарта; дорабатывает проект стандарта с учетом замечаний, полученных от заинтересованных лиц, проводит его публичное обсуждение и составляет перечень замечаний с кратким изложением их содержания и результатов обсуждения; сохраняет полученные замечания до утверждения стандарта и представляет их в Национальный орган по стандартизации и ТК по стандартизации по их запросам.

Информация о работе Стандартизация и порядок ее осуществления