Шпаргалка по «Уголовному процессу»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Уголовному процессу»

Вложенные файлы: 1 файл

ответы уг. процесс.docx

— 195.88 Кб (Скачать файл)

Установленный в законе порядок  производства един для всех уголовных  дел, независимо от характера и тяжести  преступления, что является гарантией  защиты от произвола должностных  лиц, ведущих процесс.

Вместе с тем в уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены и  особые производства:

  1. по делам частного обвинения,
  2. о применении принудительных мер медицинского характера,
  3. протокольной формы досудебной подготовки материалов,
  4. о преступлениях несовершеннолетних.

Значение уголовно-процессуальной формы:

- обеспечивает режим законности в процессе,

- создает условия для достоверных выводов по делу,

- содержит гарантии защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц,

- способствует воспитательному воздействию уголовного процесса.

Уголовно-процессуальные гарантии — установленные уголовно-процессуальным законом способы и средства, обеспечивающие

осуществление участниками  уголовного процесса своих прав и  соблюдение ими обязанностей,

достижение целей уголовного процесса, успешное осуществление правосудия,

защиту прав и законных интересов личности.

При этом процессуальные гарантии правосудия одновременно служат и гарантиями прав личности в уголовном судопроизводстве. Они неразрывно связаны и не могут  противопоставляться друг другу, так  как изобличение виновного и  правильное разрешение уголовного дела отвечают не только интересам потерпевшего, но и интересам всего общества и государства, так как борьба с преступностью является одной  из важнейших государственных задач.

Процессуальные гарантии подразделяются на

- гарантии правосудия, направленные на реализацию задач уголовного судопроизводства, и

- гарантии прав личности (лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве).

В качестве гарантий прав участника  уголовного процесса могут выступать:

- другие его права, а также

- обязанности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

В частности, гарантией права  подозреваемого и обвиняемого на защиту является их право на возможность  приглашения к участию в уголовном  судопроизводстве защитника и законного  представителя. В то же время право  этих лиц знать, в чем они соответственно по­дозреваются или обвиняются, обеспечивается обязанностью должностных лиц государственных органов, осуществляющих уголовное судо­производство, знакомить их с различными уголовно-процессуальными документами, а в случаях, указанных законом, вручать им копии соответствующих документов.

Замечание: Ряд авторов оспаривает отнесение к процессуальным гарантиям прав участников процесса на том основании, что наличие прав еще ничто не гарантирует, поскольку именно права являются объектом гарантий. При этом не учитывается, что в системе прав одни из них служат гарантиями других.

Среди процессуальных гарантий часто называют деятельность должностных  лиц и органов, осуществляющих судопроизводство. Оспаривая это, многие авторы утверждают, что в процессуальной деятельности следует видеть средство, обеспечивающее реализацию гарантий, а не сами гарантии. Такой аргумент свидетельствует  о значении процессуальной деятельности как определенной гарантии в уголовном  судопроизводстве.

 

5.

Действие уголовно-процессуального  закона во времени

В соответствии со ст. 4 УПК  РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального  действия или принятия процессуального  решения, если иное не установлено УПК  РФ.

Действующим является закон, который вступил в силу и не утратил ее к моменту выполнения определенного процессуального  действия. Вступление уголовно-процессуального  закона в силу регулируется

- общим нормативным актом — Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также

- специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Уголовно-процессуальному  закону свойственно только немедленное  действие во времени (распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу). Это означает, что уголовно-процессуальный закон обратной силы не имеет, хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (ст. 10 УК РФ), отсутствует.

В соответствии со ст. 10 УК РФ все три случая действия уголовного закона с обратной силой связаны  только с тем или иным улучшением положения лица, совершившего преступление. Но в уголовном судопроизводстве

- всегда затрагиваются интересы двух сторон — обвинения и защиты;

- уголовно-процессуальные нормы — это нормы процедурного характера, которые устанавливают лишь более простой или более сложный порядок производства по уголовному делу, в подавляющем большинстве случаев не имеют конкретных санкций и не устанавливают никаких видов ответственности и наказаний за нарушение этого порядка (исключение — денежное взыскание, предусмотренное ч. 4 ст. 103, ст. 117 УПК РФ). Поэтому отсутствует надежный критерий, позволяющий однозначно определить, какая процедура — прежняя или новая — ухудшает или улучшает положение сторон или иных участников уголовного судопроизводства.

Утрата уголовно-процессуальным законом силы означает, что закон  прекращает свое действие, и его  нормы не применяются к тем  отношениям, которые возникли после  этого. Это может произойти в  результате

- официальной отмены закона;

- замены (фактической отмены) закона.

Замена уголовно-процессуального  закона обычно выражается в том, что  законодатель принимает новый закон, регулирующий те же общественные отношения, что и прежний, но при этом официально не отменяет его действие. В подобной ситуации бывает сложно определить, в  какой мере новый акт отменяет прежний. Это устанавливается путем  толкования, что не исключает возможности  принятия необоснованных решений, поэтому  интересам прочного правопорядка более  соответствует указание самим законодателем  на акты, утратившие силу.

Отмена уголовно-процессуального  закона предполагает его упразднение  компетентным государственным органом, фиксируемое в законодательном  акте путем:

  1. издания самостоятельного закона, устраняющего юридическую силу другого закона;
  2. издания перечня законов, утративших юридическую силу в связи с принятием нового уголовно-процессуального закона;
  3. указания на отмену в новом законе, заменяющем предыдущий;
  4. указания на отмену в законе о порядке введения в действие вновь принятого уголовно-процессуального закона.

Во всех случаях при  отмене четко, ясно и однозначно фиксируется  то обстоятельство, что конкретный закон или норма теряют свою юридическую  силу.

Особую роль в утрате уголовно-процессуальным законом юридической силы играют постановления Конституционного Суда РФ, признающие те или иные нормы  закона не соответствующими Конституции  РФ.

Определенную специфику  имеет действие уголовно-процессуального  закона в ночное время, под которым  понимается промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ), причем переход на летнее или зимнее время не влияет на исчисление ночного времени. В ночное время, в частности,

запрещается производство привода (ч. 5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), за исключением случаев, не терпящих отлагательства,

присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха (ч. 3 ст. 341 УПК РФ).

В уголовно-процессуальном законе используются и такие понятия, как рабочее время (ч. 2 ст. 298, ч. 3 ст. 341 УПК РФ), рабочий день (ч. 2 ст. 298 УПК РФ), нерабочее время и нерабочий  день (ст. 128 УПК РФ).

Действие уголовно-процессуального  закона в пространстве

Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной территории, называется территориальной. Именно она  закреплена в ч. 1 ст. 2  УПК РФ, согласно которой независимо от места совершения преступления производство по всем уголовным делам на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором не предусмотрено иное.

Территория России зафиксирована  ее Конституцией в соответствии с  нормами международного права и  включает в себя территории субъектов  РФ, внутренние воды и территориальное  море, воздушное пространство над  ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Пространственный предел действия государственного суверенитета РФ определяет Государственная граница, представляющая собой линию и  проходящую по этой линии вертикальную поверхность, устанавливающие пределы  государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России.

К объектам, приравненным к  государственной территории, относятся  водные (морские и речные) и воздушные  судна, приписанные к портам РФ. В  связи с этим производство по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  на таких судах, находящихся за пределами  территории России, под флагом или  с опознавательным знаком России, если они приписаны к порту  нашей страны, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством  РФ (ч. 2 ст. 2 УПК РФ).

Российские военный корабль  или военное воздушное судно  считаются территорией РФ, где  бы они ни находились, а иностранное  военное судно — соответственно, территорией государства флага.

Принцип территориальности  имеет исключение — экстерриториальность, т.е. внеземельность. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий и их средства транспорта) имеют особый правовой режим, в том числе касающийся и уголовного судопроизводства. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. Иногда это исключение называют дипломатическим, или правовым, иммунитетом.

Иммунитет распространяется на территории посольств и дипломатических  представительств, а также — на основании международных договоров  — на места расположения иностранных  воинских соединений на территории другого  государства.

Замечание: УПК РФ, регламентируя  действие уголовно-процессуального  закона в пространстве, не упоминает  о наличии иммунитета дипло­матических и консульских помещений от юрисдикции России.

В законе появилось понятие  «труднодоступная местность» (ч. 3 ст. 170 УПК РФ), где следственные действия могут производиться без участия понятых. Это понятие в самом тексте закона не раскрыто, поэтому вопрос об отнесении местности к категории труднодоступной должен решаться органами уголовного судопроизводства с учетом конкретных обстоятельств проведения следственного действия.

Существуют также уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на строго определенной территории России и лишь в условиях объявленного на ней чрезвычайного  или военного положения, т.е. при  наличии сразу двух предпосылок  — временной и пространственной, поскольку они могут применяться  только в период введения данных особых правовых режимов и лишь на строго определенной территории. Так, согласно ч. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 3 ст. 16 Федерального конституционного закона «О военном положении» в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, по решению Верховного Суда РФ в соответствии с его компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Действие уголовно-процессуального  закона по кругу лиц

Часть 1 ст. 3 УПК РФ устанавливает, что производство по уголовным делам  о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства  на территории РФ, ведется в соответствии с правилами, установленными УПК  РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия, предусмотренные  уголовно-процессуальным законом, в  отношении лиц, пользующихся иммунитетом  от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права и  международными договорами РФ, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или  находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно  является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел РФ.

Вместе с тем, в действующем  УПК РФ отсутствуют ссылки на конкретные нормы международного права, наделяющие неприкос­новенностью от уголовно-процессуальной юрисдикции государства пребывания определенные категории лиц. Эти нормы закреплены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г., Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и другими международными договорами и соглашениями.

Информация о работе Шпаргалка по «Уголовному процессу»