Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовный процесс"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 334.39 Кб (Скачать файл)

Среди процессуальных гарантий рассматриваемого принципа следует  назвать тайну совещания судей, порядок голосования судей при  вынесении решения по делу, право  на изложение особого мнения судьи, собственно процессуальную форму осуществления  правосудия по гражданским делам  и проч. В соответствии со ст. 194 ГПК  решение выносится судом в  совещательной комнате. Во время  совещания и вынесения решения  в совещательной комнате могут  находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие  иных лиц в совещательной комнате  не допускается. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время  совещания. Помимо вынесения решения  в совещательной комнате обсуждаются  и иные важные процессуальные вопросы, например разрешение заявленного отвода (ст. 16-17 ГПК).

 

  1. Участники уголовного судопроизводства, понятие и классификация

Понятие: участники уголовного судопроизводства – это различные государственные органы, их должностные лица, а также физические и юридические лица, которые участвуют в уголовно-процессуальной деятельности как носители определенных предусмотренных законом прав и обязанностей, вытекающих из назначения соответствующих уголовно-процессуальных правоотношений.

Исходя из приведенного определения, права и обязанности  любого участника могут быть реализованы  только в процессе уголовно-процессуальной деятельности, т. е. в рамках возбужденного  и еще не оконченного производством  уголовного дела.

Классификация:

Участники уголовного судопроизводства могут  быть классифицированы по различным  основаниям: по отношению к государству (публичные и частные), по составу (единоличные и коллегиальные), по формам участия в процессуальных отношениях и т. д.

Однако  в настоящее время наиболее предпочтительной является классификация участников уголовного судопроизводства в зависимости  от направлений их деятельности –  уголовно-процессуальных функций, каковыми являются:

– обвинение;

– защита;

– разрешение уголовного дела.

участников  уголовного судопроизводства можно  разделить на следующие группы:

1) суды (судебные органы), осуществляющие функцию разрешения уголовного дела;

2) участники  со стороны обвинения. К этой группе относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, а также представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя;

3) участники  со стороны защиты. В эту группу входят такие субъекты, как подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, защитник, гражданский ответчик и его представитель;

4) иные  участники уголовного судопроизводства, т. е. лица, которые, не имея самостоятельного направления процессуальной деятельности, вовлекаются в уголовный процесс для оказания некоего содействия обвинению, защите или суду в выполнении возложенных на них функций. К таким участникам относятся свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятые.

Для закрепления  за лицом статуса какого-либо участника  уголовного судопроизводства должны иметься  юридические и фактические основания. Фактическими основаниями являются определенные условия, предпосылки, обусловливающие необходимость реализации этим лицом прав и исполнения им обязанностей соответствующего участника. Фактические основания обычно содержатся в гипотезах уголовно-процессуальных норм. Так, например, основанием для признания физического лица потерпевшим является факт причинения ему физического, морального или имущественного вреда (ч. 1 ст. 42 УПК РФ). Основанием для признания лица обвиняемым служат достаточные доказательства, позволяющие следователю инкриминировать лицу соответствующее преступление (ч. 1 ст. 171 УПК РФ).

Юридическими  основаниями следует считать определенные правоприменительные акты, формально закрепляющие за лицами соответствующие уголовно-процессуальные статусы. юридическими основаниями для таких участников следует признавать факты их назначения на занимаемую должность (для судьи, прокурора, руководителя следственного органа и т. д.).

 

 

 

  1. Потерпевший в уголовном процессе

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а  также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда  его имуществу и деловой репутации (ч.1 с. 42 УПК).Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.

Лицо должно признаваться потерпевшим  независимо от степени доказанности факта совершения преступления, которым ему предположительно причинен физический, имущественный, моральный вред. Чрезмерное затягивание с признанием потерпевшим необоснованно ограничивает возможность пострадавшего от преступления защищать свои законные интересы с помощью процессуальных прав, предоставляемых ему с момента вынесения дознавателем, следователем, судьей соответствующего постановления. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников (ч. 8 ст. 42 УПК). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Потерпевший как участник процесса со стороны обвинения пользуется всеми правами стороны в состязательном процессе (ст. 42 УПК).

К правам потерпевшего относятся: право знать формулировку предъявленного обвиняемому обвинения; давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым владеет, пользуясь помощью переводчика бесплатно; иметь представителя. Участвуя в доказывании, потерпевший также вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; участвовать в производстве следственных действий, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколом этих действий и подавать на них возражения.

В случае проведения по делу судебной экспертизы, назначенной по ходатайству  потерпевшего, он вправе знакомиться  не только с самим постановлением, но и с заключением эксперта. Кроме того, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования (независимо от формы окончания), получать копии основных процессуальных актов; участвовать в предварительном слушании дела в суде первой инстанции, в том числе в связи с заявлением ходатайства об исключении доказательства из дела как недопустимого. Являясь стороной обвинения, потерпевший вправе поддерживать обвинение и выступать в судебных прениях при судебном разбирательстве уголовного дела. Кроме того, потерпевший вправе приносить жалобы на приговор и иные судебные решения, в том числе в связи с мягкостью назначенного подсудимому наказания или необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также он может приносить жалобы на судебные решения и принимать участие в судебном заседании суда второй и надзорной инстанций.

Потерпевший не вправе:

• уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и в суд. При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу;

• давать заведомо ложные показания или отказаться от дачи показаний. Заведомо ложные показания потерпевшего, его отказ от дачи показаний могут влечь уголовную ответственность (ст. 307, 308 УК). Принуждение потерпевшего к даче показаний следователем, дознавателем карается уголовным законом (ст. 302 УК);

• разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК. За разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК.

 

 

  1. Участие прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса (уголовно-процессуальные функции, полномочия)

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

Уголовно-процессуальные функции: В настоящее и в обозримое будущее время функцию прокурора по обеспечению законности в досудебных стадиях уголовного процесса в полной мере не сможет осуществить ни суд, ни какой-либо другой орган. Деятельность суда в досудебных стадиях хотя и существенно влияет на законность принимаемых следователем процессуальных решений, ограничивающих конституционные права участников уголовного процесса, но она носит сравнительно ограниченный характер и не может заменить постоянно действующего прокурорского надзора. К тому же надзор за законностью - основная функция прокуратуры, а не суда, либо какого бы то ни было другого органа правоохраны.

Полномочия: Наиболее широкими полномочиями Закон о прокуратуре и УПК наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет: а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (ч. 2 ст. 1).

Формулируя предмет надзора  прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства, Закон о прокуратуре  включает в него: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; проведение расследования; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Рассмотрение вопросов деятельности прокурора применительно  к сфере оперативно-розыскной  деятельности в связи с уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядом  обстоятельств. Во-первых, оперативно-розыскные меры нередко применяются во взаимодействии (например, при привлечении к работе следственной группы должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) с мерами процессуальными (следственными). Во-вторых, основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть поручения следователя или указания прокурора. В-третьих, оперативно-розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным. Все это позволяет сделать вывод, что для следователя совсем не безразлично, соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных мероприятий, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому и результаты прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результаты расследования.

Для обеспечения своевременного надзора за исполнением закона при  возбуждении уголовного дела постановление  об этом следователя или дознавателя  немедленно направляется прокурору, который обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принять решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.

На предварительном следствии  и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 38 УПК. Кроме того, уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности.

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное  заключение, а дознаватель - обвинительный  акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд. При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения. Прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и лица, производящего дознание.

 

 

 

  1. Роль прокурора при рассмотрении уголовного дела по существу

Прокурор является должностным  лицом, уполномоченным в пределах компетенции  осуществлять от имени государства  уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также  надзор за процессуальной деятельностью  органов дознания и органов предварительного следствия.

В судебных стадиях прокурор осуществляет одну функцию: функцию  обвинения – прокурор  в судебных стадиях поддерживает государственное  обвинение – прокурор представляет в суде обвинения, представляет доказательство подтверждение обвинение, участвует  в проверке доказательств, выступает  в судебных прениях, имеет право  отказаться от обвинения полностью  или частично.

Отказ прокурора должен быть мотивированным в любом случае. Прокурор в суде должен признать свою ошибку, по обвинению которому не имеет значение.

Прокурор является стороной обвинения в судебном разбирательстве, он является независимым, самостоятельным  субъектом. Прокурор не пользуется никакими властными полномочиями.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"