Участие прокурора в суде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Под прокурорским надзором понимается контрольная деятельность прокуратуры, имеющая целью обеспечение точного и единообразного исполнения Конституции и законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами и не гражданами, находящимися в РФ как стране пребывания. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих проверки прокурора.

Содержание

Сущность, понятие и задачи прокурорского надзора
за исполнением законов при рассмотрении дел
арбитражными судами. . . . . . . . . 3
Участие прокурора в суде первой инстанции. . . . 10
Участие прокурора в суде апелляционной и
кассационной инстанции. . . . . . . . 12
Задание 1 . . . . . . . . . . 18
Задание 2 . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . 20

Вложенные файлы: 1 файл

прокур.надзор.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Сущность, понятие и задачи прокурорского надзора

за исполнением законов  при рассмотрении дел 

арбитражными судами. . . . . . . . . 3

  1. Участие прокурора в суде первой инстанции. . . . 10
  2. Участие прокурора в суде апелляционной  и

кассационной инстанции. . . . . . . . 12

Задание 1 . . . . . . . . . . 18

Задание 2 . . . . . . . . . . 19

Список использованной литературы . . . . . 20

 

 

  1. Сущность, понятие и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении дел арбитражными судами.

 

Под прокурорским надзором понимается контрольная деятельность прокуратуры, имеющая целью обеспечение точного и единообразного исполнения Конституции и законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами и не гражданами, находящимися в РФ как стране пребывания. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих проверки прокурора. Осуществляя проверку, прокурор может беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов, требовать от руководителей и других проверяемых лиц представления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушения законов. На основании материалов проверки прокурор требует привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждает дело об административном производстве, уголовное дело (принимает об этом мотивированное постановление).

Деятельность прокурора  в арбитражном процессе регулируется арбитражным процессуальным законодательством. Следует заметить, что АПК РФ не наделяет прокурора никакими дополнительными  полномочиями и преимуществами перед  другими участвующими в деле лицами, кроме права принесения надзорных  протестов. Представляется, что такой  подход согласуется с принципом  равенства прав участников арбитражного процесса. Это не препятствует достижению поставленных перед органами прокуратуры  целей и задач, в том числе  и в сфере арбитражного судопроизводства, в реализации закрепленных в Законе о прокуратуре прав прокуроров обращаться с заявлениями (исками) в суд, обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные акты.

Закон рассматривает прокурора  в качестве самостоятельного субъекта арбитражного процесса (ст. 32 АПК РФ). Прокурор, предъявивший иск в защиту государственных и общественных интересов, несет обязанности и пользуется правами истца (кроме права на заключение мирового соглашения), являясь при этом самостоятельным участником процесса (ст. 41 АПК РФ). Процессуальное положение прокурора в арбитражном процессе фактически уравнено с положением стороны (истца, ответчика). Однако материальные права во всех случаях принадлежат лицу, в интересах которого начато дело. Лишь в случаях предъявления прокурором иска в защиту так называемого неперсонифицированного интереса в деле нет процессуальной фигуры истца.

Участие прокурора в арбитражном  процессе – это действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической  сфере, защиты государственных и  общественных интересов, нарушенных или  оспариваемых прав участников предпринимательской  и иной экономической деятельности.

Только Генеральному прокурору  РФ и его заместителям предоставлено  право направлять исковые заявления в Высший Арбитражный Суд РФ. В арбитражные суды субъектов РФ исковые заявления вправе направлять прокуроры субъектов РФ и их заместители, а также прокуроры специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, и их заместители.

Закон не наделил районных, городских и приравненных к ним  прокуроров правом обращения с заявлениями (исками) в арбитражные суды. В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ предварительное решение о необходимости предъявления иска в арбитражный суд принимается прокурором района (города), начальником отдела, управления (или старшим помощником прокурора) прокуратуры республики, края, области после завершения соответствующей проверки, изучения отказных материалов, административных, уголовных и гражданских дел и выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости судебной защиты нарушенных государственных и общественных интересов.

Подготовленный проект искового заявления с прилагаемыми к нему материалами направляется в отдел (группу) по обеспечению участия  прокуроров в арбитражном процессе соответствующей прокуратуры субъекта РФ, где они изучаются. При необходимости  исковое заявление может быть пересоставлено. Прокуроры республики, края, области принимают окончательное  решение о предъявлении иска. В  судебных заседаниях участвуют работники  названного отдела (группы). Они осуществляют подготовку всех последующих процессуальных документов.

Основной круг практических вопросов по участию в рассмотрении дел арбитражными судами призваны решать отделы (группы) по обеспечению участия  прокуроров в арбитражном процессе прокуратур субъектов РФ.

На них возложены, в  частности, следующие обязанности:

1.участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров в арбитражных судах первой инстанции апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам, участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;

2. рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности решений, определений и постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу; постановка в установленном порядке вопросов о необходимости истребования таких дел в органы прокуратуры;

3. изучение по поручениям Генеральной прокуратуры РФ арбитражных дел, решения, определения и постановления по которым вступили в законную силу; подготовка представлений об опротестовании в порядке надзора незаконных и необоснованных судебных постановлений;

 

4. анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур и координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков в защиту государственных и общественных интересов, распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры1.

Направление исковых заявлений  производится с соблюдением установленных  законом подведомственности и подсудности  споров. Если иск направляется в  арбитражный суд другой территории, то соответствующему прокурору высылаются копии искового заявления и основных материалов с просьбой об обеспечении  участия работников прокуратуры  в судебном заседании и информировании о принятых решениях.

Прокурорам предписывается, в частности, обращаться с исками в арбитражные суды для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:

1. выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском в суд (ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и другие);

2. занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;

3. наличия данных о недействительности оспоримых сделок и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;

4. нарушений природоохранного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;

5. невыполнения обязательств в пользу государства, если это' привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, целевых программ;

6. несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.

Применительно к доказательственной базе по арбитражному делу вся деятельность прокурора должна способствовать полной и всесторонней оценке доказательств  судом при соблюдении следующих  основных требований: их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Прокурор, непосредственно  участвующий в арбитражном процессе, пользуется в полном объеме правами, предоставленными участникам процесса. Он, в частности, вправе знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе арбитражного процесса вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле. Прокурор формирует свою позицию в судебном заседании на основе закона, материалов дела и своего внутреннего убеждения и не связан доводами искового заявления.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать  рассмотрения дела по существу. Однако отказ истца от иска, который был  предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения (ст. 41 АПК РФ).

Все участвующие в деле лица вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. При этом следует иметь в  виду, что согласно ст. 145 АПК РФ прокурор как лицо, участвующее в деле, также обращается в апелляционную  инстанцию с жалобой, а не с  протестом. Апелляционная жалоба может  быть подана Генеральным прокурором РФ, его заместителем, прокурором субъекта РФ, его заместителями, приравненных к ним прокурорами специализированных прокуратуре и их заместителями, обратившимися с иском. Апелляционная жалоба составляется в соответствии с требованиями ст. 148 АПК РФ. Прокурор, подавший апелляционную жалобу, обязан направить другим лицам, участвовавшим в . деле, копии жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют (ст. 149 АПК РФ).

Прокурор, подавший жалобу, участвует в апелляционном процессе, обосновывая доводы, содержащиеся в  жалобе. При апелляционном разбирательстве  дело подлежит полному повторному рассмотрению. Это – новый институт арбитражного процессуального законодательства, предназначенный для проверки законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу, осуществляемый коллегией в составе не менее  трех судей.

Вступившие в законную силу решения всех арбитражных судов  РФ могут быть пересмотрены в кассационной инстанции (федеральных арбитражных  судах округов) по кассационным жалобам  Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов Федерации, их заместителей, приравненных к ним  прокуроров специализированных прокуратуре  и их заместителей. Требования к  содержанию кассационной жалобы закреплены в ст. 165 АПК РФ. Прокурор, подавший кассационную жалобу, участвует при  рассмотрении дела в кассационной инстанции. Кассационная инстанция проверяет  законность судебных актов с точки  зрения их соответствия требованиям  материального и процессуального  законодательства.

В соответствии со ст. 181 АПК  РФ Генеральный прокурор РФ вправе вносить протесты в порядке надзора  на решения и постановления любого арбитражного суда в РФ, за исключением  постановлений Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ, а заместители  Генерального прокурора РФ – на решения и постановления любого арбитражного суда в РФ, за исключением  решений и постановлений Высшего  Арбитражного Суда РФ. Прокуроры субъектов федерации правом на принесение протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу решения арбитражных судов не наделены. Дела в порядке надзора рассматривает только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и поэтому надзорную стадию можно рассматривать как исключительную. Основаниями к отмене или изменению в порядке надзора решения, вступившего в законную силу, являются его необоснованность или несоответствие законодательству.

Надзорные протесты по арбитражным  делам должны быть всесторонне мотивированными, соответствовать как фактическим  обстоятельствам дела, так и действующему законодательству и учитывать руководящие  разъяснения .Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ2.

В случаях возникшей необходимости  пересмотра решения арбитражного суда в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, имеющими существенное значение для судьбы дела, прокурор обращается с заявлением в арбитражный  суд, принявший решение по этому  делу. Однако обращаться с соответствующим  заявлением в арбитражный суд  обладает правом прокурор, по иску (заявлению) которого было возбуждено дело судом. В суде прокурор поддерживает внесенное  им заявление.

 

  1. Участие прокурора в суде первой инстанции.

 

Согласно действующему законодательству прокурор вправе как возбудить гражданское  дело, так и вступить в дело в  любой стадии процесса, если этого  требует охрана государственных  или общественных интересов или  прав и охраняемых законом интересов  граждан.

Информация о работе Участие прокурора в суде