Следственные действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

XX век ознаменовался не только бурным развитием науки и техники. Этот век подарил обществу до той поры неизвестное ему явление - профессиональную организованную преступность. Преступность изменилась не только количественно, она изменилась и качественно, взяв на вооружение новейшие средства техники, связи и сообщения. В борьбе против этой количественно и качественно изменившейся преступности оказались бессильными государственные карательные органы. Житейский опыт, “здравый смысл” уже не могли помочь в изобличении преступников, применяющих все более изощренные способы совершения и сокрытия преступления. Именно это и привело к возникновению своеобразного социального заказа государства и общества: разработать новые эффективные методы борьбы с преступностью, основанные на достижениях науки и техники.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТ-ВИЙ...........................................................................................................................4
1.1 Понятие, признаки и свойства следственных действий...................................................................................................................................5
1.2 Система следственных действий...........................................................................8
1.3 Участники следственных действий.............................................................................10
ГЛАВА 2 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.....................................................................14
2.1 Понятие криминалистического обеспечения.............................14
2.2 Уголовно-процессуальное обеспечение.............................................17
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ…………………................................................................20
3.1 Соотношение целей и задач следственных дейст-вий………………………..................................................................24
3.2 Правовое регулирование задач следственных дейст-вий……………………………..........................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................

Вложенные файлы: 1 файл

Введение().doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

2.2 Уголовно-процессуальное  обеспечение

В широком  плане достижению цели следственного  действия служат все элемен-ты процессуальной формы. В то же время некоторые предписания непосредст-венно направляют деятельность следователя и других участников к желаемому результату - получению искомой информации. К ним в первую очередь отно-сятся правила применения методов познания, превращающие эти методы в поисковые и познавательные операции. Определение в законе правовых форм применения методов познания представляется исключительно важным. От того, насколько ясно обозначены в законе приемы восприятия различных следов, насколько удачно отражены комбинации таких приемов, соответствую-щие характеру получаемой информации, зависят выбор нужного следственного действия, пределы его применения, целенаправленное осуществление и в конечном счете результативность. Анализ соответствующих норм показывает четкую регламентацию познавательных операций, осуществляемых при допро-се и очной ставке. Так, допрос начинается предложением допрашиваемому рассказать все, известное ему по существу дела. После «свободного рассказа» следователь задает допрашиваемому вопросы. Очная ставка включает выяснение взаимоотношений участвующих в ней лиц, после чего им предла-гается дать показания по спорным обстоятельствам. Каждому из участников очной ставки следователь может задавать вопросы; их также вправе задавать друг другу сами участники очной ставки. Все эти правила конкретизируют при-менение метода расспроса, состоящего в постановке лицу - носителю инфор-мации, задачи на ее воспроизведение и передачу. Применение этого метода нетрудно обнаружить и в предписаниях, регламентирующих проведение экспертизы. В этом случае расспрос реализуется в форме, близкой к анкети-рованию, которое в социологии рассматривается как разновидность опроса. Роль анкеты (вопросника) выполняет постановление о назначении экспертизы. В других следственных действиях познавательные операции выражены менее определенно. Так, в нормах об осмотре и освидетельствовании сущность веду-щего метода познания - наблюдения, специально не раскрывается, по-види-мому, по той причине, что законодатель считает «осмотр» и «наблюдение» в определенной мере равнозначными понятиями. Лишь говоря о фиксации результатов осмотра, закон требует отражения всего обнаруженного «в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось». Такой же подход выявляется при анализе норм, регламентирующих обыск и выемку. Лежащая в основе ука-занных действий операция наблюдения получила в нормах закона опосредо-ванное выражение через правила обнаружения и описания искомых объектов. На первый план выдвинуты такие операции, как предъявление следователем устного требования о выдаче искомого и принудительное его изъятие либо принудительное обследование обыскиваемого места. Лишь в нормах об осмот-ре говорится о возможности применения наблюдения непосредственно в ходе обыска и выемки (осмотр предметов и документов, обнаруженных при выемке или обыске). Правовая регламентация осмотра, обыска и выемки не страдает от такого описания познавательных операций: применяемые в этих действиях приемы получения информации очевидны, не вызывают каких-либо неяснос-тей. Однако в нормах, регламентирующих такую разновидность осмотра, как освидетельствование, было бы целесообразно конкретизировать метод, приме-няемый для обнаружения следов преступления и особых примет, указав, что таковым является наблюдение тела освидетельствуемого. Это сделало бы очевидным отличие данного следственного действия от освидетельствования, проводимого в рамках экспертизы с применением методов судебно-меди-цинского обследования. Содержание познавательных действий следователя при предъявлении для опознания. Эти действия включают: а) предварительный допрос лица о приметах объекта: б) подбор объектов, сходных с опознаваемым; в) предоставление лицу возможности изучения группы объектов; г) выяснение вопроса, какой объект опознан, и в положительном случае по каким признакам. Здесь отчетливо прослеживаются применяемые следователем операции модели-рования, наблюдения, сравнения и расспроса. Сложная структура предъявления для опознания, воспроизводящего, как отмечалось, ситуацию «случайной встречи» (опознающее лицо, ранее опознаваемого не знало, а столкнулось с ним впервые в связи с обстоятельствами преступления) не всегда ясно сознается следователями.

Определяя, что следственный эксперимент производится «путем воспроизведе-ния действий, обстановки и иных обстоятельства определенного события и со-вершения необходимых опытных действий», раскрывается характерное для него сочетание приемов моделирования, эксперимента, наблюдения и сравне-ния. Однако рассматриваемое действие - сравнительно новое. Нельзя не учесть, что следственный эксперимент и проверка на месте включают в себя специ-фический для каждого действия комплекс познавательных операций, поэтому исчерпывающая их регламентация в одной норме невозможна. Игнорирование этих различий приводит на практике к подмене одного действия другим, в результате чего не достигается познавательная цель ни того, ни другого. Обращает на себя внимание весьма редкое проведение следственных экспери-ментов. Анализ практики показывает, что в протоколах, именуемых протоко-лами следственного эксперимента, чаще всего фиксируется не проведение опыта и полученные при этом результаты, а иные обстоятельства, не соответствующие цели этого следственного действия. Так, фиксируется взаимо-расположение участников того или иного события на месте, где оно произошло, совпадение точек, связанных с событием и указанных разными участниками, маршрут движения того или иного участника и т.п. Все это - не следственный эксперимент, а «привязка» показаний к определенным точкам на месте, свое-образная «демонстрация» показаний (некоторые из этих приемов скорее отно-сятся к разновидностям проверки показаний на месте). Редкое проведение след-ственного эксперимента объясняется не только тем, что не каждое доказа-тельство требует опытной проверки (хотя необходимость в ней встречается значительно чаще, чем она фактически проводится). Главная причина - в сложности и трудоемкости данного следственного действия, цель и познава-тельная структура которого осознается не всеми следователями. Многие, по этой причине, отказываются от проведения следственного эксперимента, пытаясь заменить его менее трудоемкими и более традиционными следствен-ными действиями – допросом, осмотром и т.д. Как уже отмечалось, проверка показаний на месте представляет собой сложное сочетание познавательных операций моделирования, наблюдения, расспроса, сравнения. Развитие след-ственной практики способствует обогащению его нормативной характеристики. Мы уже отмечали, что в основе получения образцов лежит операция модели-рования, сочетаемая с наблюдением. Приемы изготовления образцов доста-точно обстоятельно разрабатываются криминалистами, но в законе они закре-плены в самой общей форме. Более детальная правовая регламентация этих приемов представляется весьма целесообразной, особенно если учесть, что в зависимости от вида получаемых образцов они могут существенно различаться между собой, в ряде случаев требуют определенных манипуляций, проводимых на теле человека. В этих условиях чрезмерная свобода в выборе способа действий представляется нежелательной, так как может привести к нарушению прав граждан, у которых берутся образцы. Суммируя требования уголовно-процессуального закона относительно содержания познавательных операций, нельзя не заметить, что в традиционных следственных действиях (допрос, очная ставка, назначение экспертизы, осмотр, обыск, выемка и др.) они отличаются большей детальностью и конкретностью. В нормах же о следствен-ном эксперименте, получении образцов познавательная деятельность следова-теля программируется в более общей форме, иногда лишь в виде указания на цель следственного действия. В целом такое явление вполне объяснимо: оно отражает недостаточный опыт применения новых приемов доказывания, по мере накопления которого правовая форма совершенствуется [8].

ГЛАВА 3 Правовые условия и основания производства следственных действий

Производство  предварительного расследования в  форме как дознания, так и предварительного следствия осуществляется в строго регламентированном законом порядке, основу которого составляют общие условия предварительно-го расследования.

Общие условия предварительного расследования  – это такие основанные на общих  принципах уголовного процесса и  закреплённые в законе правила, кото-рые  отражают особенности предварительного расследования, определяют содержание отдельных процессуальных институтов, закрепляют наиболее важные требования к порядку производства процессуальных действий и приня-тия решений в ходе дознания и предварительного следствия.

Общие условия предварительного расследования направлены на соблюдение прав участников уголовного процесса, обеспечение быстроты и объективности предварительного расследования, производство следственных действий в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса, на наиболее эффективное определение органов расследования, компетентных рассматривать конкретное уголовное дело. Общие условия предварительного расследования распространяются на производство по всем уголовным делам, применяются в равной мере всеми органами предварительного расследования. К этим усло-виям относятся:

- органы, уполномоченные осуществлять предварительное  расследование (ст.180 УПК)

- обязательность  предварительного следствия (ст.ст.181, 189)

- подследственность  уголовных дел (ст.182)

- начало и место предварительного расследования (ст.ст.183, 184)

- производство  расследования следственной группой  (ст.185)

- виды  и сроки дознания (ст.ст.186-188)

- срок  предварительного следствия (ст.190)

- виды  окончания расследования (ст.191)

- общие  правила производства следственных действий (ст.ст.192,195)

- протокол  следственного действия (ст.193)

- удостоверение  факта отказа от подписания  или невозможности подписания  протокола следственного действия (ст.194)

- обязательность рассмотрения ходатайств (ст.196)

- меры попечения о детях, иждивенцах и по обеспечению сохранности иму -щества подозреваемого, обвиняемого (ст.197)

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст.198)

- меры  об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст.199)

- участие специалиста, переводчика, понятых (ст.200-202)

Следует подчеркнуть, что указанные в  главе 22 УПК общие условия предвари-тельного расследования не являются исчерпывающими. Например, к общим правилам следует отнести также обжалование действий и решений органов уго-ловного преследования, соединение и выделение уголовных дел, которые в Уголовно-процессуальном кодексе изложены в отдельных главах. Выделение этих правил за пределы общих условий предварительного расследования объяснить можно, во-первых, тем, что они регламентируют очень ёмкие, имею-щие достаточно самостоятельное значение институты предварительного рас-следования, а во-вторых, проявляются и на других стадиях уголовного процесса [1].

Существуют некоторые общие правила производства допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Эти лица допрашиваются порознь, в отсутствие, соответственно, других свидетелей, потерпевших, подоз-реваемых, обвиняемых по тому же делу. Допрос проводится по месту произ-водства предварительного расследования. Вместе с тем, поскольку процес-суальное положение этих участников процесса различно, существуют особен-ности допросов подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших. Дача показаний подозреваемым и обвиняемым - это их право, а не обязанность. Показания их являются не только информацией об обстоятельствах, подле-жащих доказыванию по делу (при признании ими обвинения), но и средством защиты от предъявленного обвинения (при отрицании обвинения). Поэтому они не предупреждаются и не несут ответственность за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. При допросе обвиняемому предъявляется обвинение, и в начале допроса следователь должен выяснить, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении (ст.244 п.5 УПК Республики Бела-русь); подозреваемому перед началом допроса должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст.41 УПК Республики Беларусь, и объявлено, в совер-шении какого преступления он подозревается, о чем делается отметка в прото-коле допроса (ст.91 УПК Республики Беларусь). Для свидетеля и потерпевшего дача правдивых показаний является обязанностью (кроме случаев, указанных в ч.2 ст.220 УПК Республики Беларусь). Они перед допросом предупреждаются об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Допрос свидетелей и потерпевших осу-ществляется по правилам, установленным ст. 215 - 222 УПК Республики Беларусь и условно может быть разграничен на три последовательно протекающих этапа: вызов на допрос, проведение допроса, процессуальное оформление допроса. Очная ставка - это разновидность допроса, которая состо-ит в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц, в показаниях кото-рых имеются существенные противоречия по поводу одних и тех же обстоя-тельств дела, в целях установления причин противоречия и получения правди-вых показаний. Предъявление для опознания - это следственное действие, в ходе которого следователь, дознаватель предъявляет одному из участников процесса лицо или объект с целью установления их тождества, сходства, различия с тем лицом или объектом, которые наблюдались опознающим ранее и о которых были даны показания. С помощью предъявления для опознания могут быть проверены версии об участии обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, установлена их личность, установлена личность потерпевшего, выяснено, кому принадлежит обнаруженная вещь. Это заносится в протокол опознания, который подписывается всеми участниками опознания (ст. 223 - 224 УПК). Выемка – изъятие у физического или юридического лица определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно известно, где и у кого они находятся. Обыск представляет собой действия следователя, дознавателя, направленные на отыскание предметов и документов, могущих иметь значение для дела, на обнаружение разыскиваемых лиц и трупов. Основания и порядок производства обыска и выемки регламентируется ст. 208 - 210 УПК Республики Беларусь. Обыск проводится только по возбужденному делу и с санкции прокурора или его заместителя. В исклю-чительных случаях, когда имеется реальная опасность, что разыскиваемый и подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнару-жением утрачен, поврежден или использован в преступных целях, либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск может быть проведен без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном обыске (п.3 ст.210 УПК Республики Беларусь). Наложение ареста на имущество производится в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества. Арест может быть наложен на имущество обвиняемого или лиц, несущих материальную ответственность за его действия, или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем. Наложение ареста на имущество заключается в объявлении собствен-нику или владельцу запрета на распоряжение, а в необходимых случаях - пользование этим имуществом и передаче его на хранение. Целями произ-водства осмотра является обнаружение следов преступления и других вещест-венных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно их обстоя-тельств, имеющих значение для дела. Освидетельствование (ст.206 УПК Ре-спублики Беларусь) является разновидностью наружного смотра, специфика которого обусловлена его объектом, которым служит тело человека. Оно проводится для установления на теле подозреваемого, обвиняемого, потерпев-шего следов преступления, телесных повреждений или особых примет, если при этом не требуется проведение экспертизы. Закон устанавливает (ст.207 УПК Республики Беларусь), что следственный эксперимент проводится в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела путем воспроиз-ведения каких-либо действий, обстановки или иных обстоятельств определен-ного события и совершения необходимых опытных действий. Опытные дейст-вия должны быть максимально приближены к реальным условиям, при которых происходило исследуемое событие. С помощью следственного эксперимента, в частности, проверяется возможность восприятия какого-либо действия, опреде-ляется, могли ли существовать определенные факты и при каких условиях они могли возникнуть. Назначение и производство экспертизы (ст. 226 - 238 УПК). Основным условием назначения экспертизы является необходимость исполь-зования для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Экспертиза - это исследование, проводимое по уголовному делу в области науки, техники, искусства и иных сфер деятельности по постановлению органа уголовного преследования и представленных им материалов. Вопрос о назначении экспер-тизы решается органом, в производстве которого находится дело. Признав необходимым назначение экспертизы, следователь, дознаватель выносят поста-новление, где указывают основания назначения экспертизы, вопросы, постав-ленные перед экспертом, материалы, предоставляемые в распоряжение экспер-та. Закон предусматривает ряд случаев, когда производство экспертизы не зависит от усмотрения органа уголовного преследования, а является обязатель-ным. Согласно ст.228 УПК Республики Беларусь назначение экспертизы явля-ется обязательным, если по делу необходимо установить:

- причину  смерти, характер и степень тяжести  телесных повреждений;

- возраст  обвиняемого, потерпевшего, когда  это имеет значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение;

- психическое  или физическое состояние обвиняемого,  когда возникает сомне-ние по поводу вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном процессе;

- психическое  или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомне-ние в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие зна-чение для дела, и давать о них показания.

Проверка  показаний на месте (ст.225 УПК Республики Беларусь)

Сущность  проверки показаний на месте состоит  в том, что полученную ранее информацию следователь, дознаватель проверяют  на месте события, о котором шла  речь в показаниях. Целью проверки показаний на месте является проверка, уточнение и дополнение ранее данных показаний. Иногда с помощью этого следственного действия получают и новые фактические данные [9].

Таким образом, все следственные действия направлены на более быстрое и  качественное расследование и раскрытие  преступлений.

3.1 Соотношение целей и задач следственных действий

Как отмечает С.А. Шейфер, под целью понимают идеальный образ результата деятельности, предваряющий саму деятельность; соответственно, цель след-ственного действия – это закрепленное в законе предвидение возможности получения определенного познавательного результата. Целью любого след-ственного действия является получение информации определенного вида. Цели следственного действия не определяются каждый раз субъектом познания, в том числе следователем, заново, а формулируются в виде неких требований заранее, как это имеет место в любой деятельности, направляемой общест-венными потребностями [8, с. 18].

«Цель следственного действия, − пишет С.А. Шейфер, − накладывает свой отпечаток и на форму применения методов познания в том или ином след-ственном действии. Используемые для изучения следов методы наблюдения, измерения, сравнения, моделирования, эксперимента и расспроса приобретают с учетом этого определенную специализацию. Наконец, цель следственного действия предопределяет специфическое сочетание познавательных операций, обеспечивающих извлечение искомых фактических данных из следов того или иного вида» [11, с. 18].

Информация о работе Следственные действия