Следственные действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

XX век ознаменовался не только бурным развитием науки и техники. Этот век подарил обществу до той поры неизвестное ему явление - профессиональную организованную преступность. Преступность изменилась не только количественно, она изменилась и качественно, взяв на вооружение новейшие средства техники, связи и сообщения. В борьбе против этой количественно и качественно изменившейся преступности оказались бессильными государственные карательные органы. Житейский опыт, “здравый смысл” уже не могли помочь в изобличении преступников, применяющих все более изощренные способы совершения и сокрытия преступления. Именно это и привело к возникновению своеобразного социального заказа государства и общества: разработать новые эффективные методы борьбы с преступностью, основанные на достижениях науки и техники.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТ-ВИЙ...........................................................................................................................4
1.1 Понятие, признаки и свойства следственных действий...................................................................................................................................5
1.2 Система следственных действий...........................................................................8
1.3 Участники следственных действий.............................................................................10
ГЛАВА 2 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.....................................................................14
2.1 Понятие криминалистического обеспечения.............................14
2.2 Уголовно-процессуальное обеспечение.............................................17
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ…………………................................................................20
3.1 Соотношение целей и задач следственных дейст-вий………………………..................................................................24
3.2 Правовое регулирование задач следственных дейст-вий……………………………..........................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................

Вложенные файлы: 1 файл

Введение().doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

9) предъявление  для опознания (ст.223, 224 УПК) – следственное действие, заключающееся в предъявлении подозреваемому, обвиняемому, свидетелю или потерпевшему лиц, предметов и других объектов в целях установления тож-дества или различия их с ранее наблюдаемыми лицами или предметами.

10) проверка показаний на месте (ст.225 УПК) – следственное действие, состо-ящее в уточнении, выявлении достоверности ранее данных показаний подозре-ваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего путём проверки их непо-средственно на месте происшествия или ином месте, связанном с исследуемым событием, а также выявлении новых фактических данных.

11) назначение  и проведение экспертизы (ст.ст.226-239 УПК) – следственное действие, проводимое по постановлению следователя, дознавателя лицом, све-дущим в области науки, техники, искусства или ремесла с применением науч-но-исследовательских методик в целях выяснения вопросов, имеющих значение для дела и требующих специальных познаний [1].

Правильный  выбор следственного действия играет весьма важную роль в достижении целей расследования. Проведение ненадлежащего действия прино-сит тройной вред: делается ненужная работа, утрачивается полностью или су-щественно, затрудняется возможность получить и закрепить необходимые фак-тические данные, неосновательно стесняются права граждан. К сожалению, ошибки в выборе следственного действия не изжиты в следственной практике. Учитывая широкий «набор» следственных действий и многообразие следов преступления, принятие правильного решения о проведении того или иного действия, несомненно, свидетельствует о творческом, поисковом характере ра-боты следователя по собиранию доказательств. Это дало основание некоторым авторам говорить о свободе выбора следственного действия, как об одном из принципов следственной тактики [6].

Каждое  следственное действие выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления протоколов.

1.3 Участники следственных  действий

С.А. Шейфер подразделяет всех участников следственных действий, помимо прокурора, следователя и дознавателя, на четыре группы:

1) лица, располагающие доказательственной  информацией и передающие ее  следователю в ходе следственного  действия;

2) лица, использующие свои специальные  знания для оказания содействия  сле-дователю в обнаружении, изучении и закреплении доказательственной инфор-мации;

3) лица, участие которых служит средством  контроля за объективностью и  полнотой отображения доказательственной  информации в материалах дела;

4) вспомогательные  участники следственного действия [10].

Исходя  из процессуальных норм, различаются  обязательные и необязательные участники  следственных действий. К первым помимо производящего рассле-дование (состава  суда) относятся лица, без которых  выполнение следственного действия невозможно (например, переводчик, понятые) или недопустимо с точки зрения гарантий объективности и охраны прав участников процесса (например, при предъявлении для опознания лица, образующие группу). Необязательные участники - это лица, которые в соответствии с законом могут привлекаться в соответствующих случаях к участию в следственном действии, чтобы обеспечить наибольшую эффективность данного или последующих след-ственных действий: участники процесса, специалисты, эксперты, технические помощники.

Общая характеристика участников следственных действий. Согласно ст.34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддер-живающим государственное обвинение в суде. В ходе досудебного производ-ства по материалам и уголовному делу прокурор возбуждает уголовное дело, принимает уголовное дело к своему производству и расследует его в полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя, или поручает его рас-следование нижестоящему прокурору либо соответствующему органу предва-рительного следствия; отказывает в возбуждении уголовного дела; осуществля-ет надзор за расследованием уголовных дел органом дознания, следователем; осуществляет процессуальное руководство и надзор за деятельностью нижесто-ящего прокурора, производящего предварительное следствие; ст.35 начальник следственного подразделения обязан осуществлять процессуальное руководст-во расследованием, контроль за законностью и свое-временностью действий следователей по расследованию преступлений, принимать меры по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголов-ного дела; ст.36 следователем является должностное лицо Следственного коми-тета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществля-ющее в пределах своей компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, предварительное следствие; ст.37 Государственными органами и должностны-ми лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) Министерство  внутренних дел Республики Беларусь, территориальные орга-ны внутренних дел;

2) органы  государственной безопасности –  по уголовным делам, отнесенным  законом к их ведению;

3) командиры  воинских частей, соединений, начальники  органов пограничной службы, военных  учреждений и гарнизонов –  по уголовным делам о преступле-ниях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужа-щих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;

4) начальники  учреждений, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы,  следственных изоляторов – по  уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) Государственный  пограничный комитет Республики  Беларусь, территориаль-ные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения – по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выпол-нении возложенных на органы пограничной службы задач;

6) таможенные  органы – по уголовным делам  о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Рес-публики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей;

7) органы  финансовых расследований Комитета  государственного контроля Республики Беларусь – по уголовным делам о преступлениях, предусмотрен-ных статьями 224–227, 233–235, 237–245, 247 и 261 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

8) органы  государственного пожарного надзора  – по уголовным делам о пожа-рах  и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны  морских или речных судов, командиры  воздушных судов, находя-щихся  вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступле-ниях, совершенных на судах;

10) главы  дипломатических представительств  и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений;

Ст. 38 начальником  органа дознания являются руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных в части 1 статьи 37 насто-ящего Кодекса; ст.39 лицом, производящим дознание, является должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного произ-водства; ст.40 подозреваемым является физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление; ст.42 обвиняемым является физическое лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. По делам частного обвинения обвиняемым является физическое лицо, относи-тельно которого судом принято заявление о совершенном им преступлении; ст.49 потерпевшим признается физическое лицо, которому предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием причинен физический, имущественный или моральный вред и в отношении которого орган, ведущий уголовный процесс, вынес постановление (определение) о признании его потерпевшим; ст.60 свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголов-ному делу, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для дачи пока-заний либо дающее показания; ст.61 экспертом является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому поручено производство экспертизы; ст.62 специалистом является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для участия и оказания содействия в произ-водстве следственных и других процессуальных действий. Педагог или психо-лог, участвующие в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиня-емого, потерпевшего, свидетеля, также являются специалистами; ст.63 перевод-чиком является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и участвующее в след-ственных и других процессуальных действиях в случаях, когда подоз-реваемый, обвиняемый, их защитники либо потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, а также свидетели и иные участ-ники уголовного процесса не владеют языком, на котором ведется произ-водство по уголовному делу, а равно для перевода письменных документов. Переводчиком в соответствии с настоящим Кодексом считается также лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними зна-ками; ст.64 понятым является не заинтересованное в исходе уголовного дела совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве следственного действия, для удостоверения его факта, хода и результатов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом [9].

Таким образом, каждый участник следственных действий в ходе их проведения осуществляет определенную функцию по обнаружению, восприятию и закре-плению фактических данных.

ГЛАВА 2 Криминалистическое и уголовно-процессуальное обеспече-ние следственных действий

2.1 Понятие криминалистического обеспечения

В криминалистике традиционно сложилось представление  о криминалис-тической технике как разделе этой науки, как системе теоретических положе-ний и рекомендаций по разработке и применению научно-технических средств в целях предотвращения, раскрытия и расследования преступлений. В некото-рых учебниках дается еще более узкое «техническое» определение криминалис-тической техники как совокупности приборов, инструментов, приспособлений и рекомендаций по их применению.

Криминалистическая  техника как раздел криминалистики, естественно, оказа-лась под влиянием этих взглядов на природу данной науки. Соответственно, научно-технический прогресс в криминалистической науке и практике право-мерно рассматривать как отношение «наука—техника—право—человек». Кро-ме того, этот методологически принципиальный вывод в настоящее время обу-словливается:

1)ориентацией  нашего общества  на демократические принципы развития и происходящими в этой связи реформами, в том числе правовой и судебной;

2)относительно высоким уровнем развития криминалистической техники и довольно сложной системой организации ее применения в раскрытии и рассле-довании преступлений;

3)интенсивным  освоением  криминалистикой  новейших достижений  естест-венно-технических  и гуманитарных наук, особенно современных информа-ционных технологий;

4)негативными факторами в развитии преступности, а точнее, по оценкам кри-минологов, «взрывной» криминализацией нашего общества.

Все это  предопределило усложнение в целом системы и отдельных форм орга-низации применения криминалистической техники в указанных целях, необхо-димость адекватной правовой регламентации реализации ее возможностей на практике — в уголовном процессе. Теперь стало очевидно, что наличие самой современной техники не дает желаемого результата, если ее потенциальные научно обоснованные возможности не учтены в нормах права; нормы права бездействуют без соответствующей организации (без механизма) их практической реализации; а все это вместе — не «заработает» без высоко-профессиональной технико-криминалистической подготовки следователей, оперативных работников, специалистов-криминалистов и других субъектов деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Очевидно, что все эти вопросы органически взаимосвязаны и должны решаться в единой системе тех самых отношений, которые определяются вышеназванной формулой: «наука—техника—право—человек». Именно такие по существу организацион-но-правовые отношения в области криминалистической техники (ее разработ-ки, внедрения в практику и применения в уголовном процессе) определяют со-держание технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследо-вания преступлений. При этом объем, масштабность и практическая зна-чимость решаемых технико-криминалистических задач, наличие довольно разветвленной организационной структуры экспертно-криминалистических подразделений в системе Министерства внутренних дел и судебно-экспертных учреждений (например, в системе Министерства юстиции, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности) позволяют рассматривать технико-криминалистическое обеспечение как своеобразный вид деятельности, направленной на использование современных достижений науки (естест-венных, технических и гуманитарных отраслей знания) в раскрытии и рассле-довании преступлений. В технико-криминалистическом обеспечении раскры-тия и расследования преступлений условно можно выделить два уровня: первый — создание условий постоянной готовности субъектов раскрытия и расследования преступлений к применению криминалистической техники; второй — реализация таких условий в каждом конкретном случае раскрытия и расследования преступлений. Первый уровень технико-криминалистического обеспечения по своему содержанию характеризуется деятельностью, целями которой являются:

• создание новых и модернизация имеющихся средств и методов кримина-листической техники (научно-техническое обеспечение);

• совершенствование правового регулирования применения криминалистичес-кой техники (правовое обеспечение);

• создание оптимальной организационной структуры экспертно-криминалисти-ческих подразделений и судебно-экспертных учреждений, совершенствование форм и методов их работы по раскрытию и расследованию преступлений (организационное обеспечение);

• разработка и совершенствование методик экспертного исследования следов преступлений и иных вещественных доказательств (научно-методическое обес-печение);

• технико-криминалистическая подготовка субъектов раскрытия и расследо-вания преступлений (учебно-методическое и профессионально-кадровое обес-печение).

Второй  уровень технико-криминалистического обеспечения — «реализация условий постоянной готовности», по существу представляет собой повседнев-ную практику использования средств и методов криминалистической техники в целях раскрытия и расследования преступлений. Это тактико-техническое и организационно-методическое обеспечение деятельности следователей, работ-ников оперативных аппаратов и иных органов дознания, как правило, с непо-средственным участием в ней экспертов-криминалистов или судебных экспертов. При этом их роль наиболее активно проявляется в проведении экс-пертиз и специальных исследований, в ведении криминалистических учетов, в форме участия в производстве отдельных следственных действий (осмотров, обысков, экспериментов), а также оперативно-розыскных мероприятий. Факти-чески технико-криминалистическое обеспечение на этом уровне представляет собой деятельность по собиранию, исследованию и использованию с помощью средств и методов криминалистической техники доказательственной и розыск-ной информации. В этом смысле технико-криминалистическое обеспечение можно рассматривать как организационно-функциональную систему по инфор-мационному обеспечению процесса раскрытия и расследования преступлений. А это предполагает использование в данной системе современных информа-ционных технологий, что существенно влияет на содержание технико-кримина-листического обеспечения. Таким образом, технико-криминалистическое обес-печение представляет собой осуществляемую правоохранительными органами деятельность, направленную на создание условий их постоянной готовности к применению методов и средств криминалистической техники и реализацию этих условий в каждом конкретном случае раскрытия и расследования преступ-лений [7].

Информация о работе Следственные действия