Проблемы уголовно-процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:51, курс лекций

Краткое описание

Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

краткий конспект проблемы уголов.doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)


                  Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»

 

Факультет Заочный

Кафедра Уголовного права и процесса

 

 

Краткий конспект

по дисциплине Проблемы уголовно-процессуального права.

 

 

 

 

                                                                Выполнил студент гр. ЮЗ-647               

                                                                А.Р.Сафаргалеева  

                                                                Проверил

                                                                О.Е. Васехо

                                                                  « ___ » ______________2013г.

                                                                 Оценка____________________

                                                                ___________________________                             

                                                                (подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

1.Понятие, сущность и значение уголовного процесса

Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных  органов и должностных лиц  по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Свойства уголовно-процессуальной деятельности:

а) представляет собой  разновидность государственной  деятельности;

б) может осуществляться только определенными субъектами –  специально на то уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Граждане и общественные объединения могут участвовать в ней и активно влиять на ее ход;

в) протекает в определенной, четко установленной законом  форме;

г) имеет свои задачи.

Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Уголовное преследование  и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Таким образом, уголовный  процесс – это вид государственной  деятельности, основанной на принципах  уголовного судопроизводства и регламентированной уголовно-процессуальным законом, которая  осуществляется в определенной законом  форме компетентными государственными органами и должностными лицами при участии граждан и общественных объединений и направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.

Уголовный процесс иначе  называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом.

 

 

 

2.Понятие и значение принципов уголовного процесса.

 Принципы — это руководящие идеи, которые определяют построение уголовного процесса.

 Принципы существуют  в форме правовых норм.

Они должны отвечать ряду признаков:

 а) принципами могут  быть не любые, произвольно  выбранные взгляды на формы  и методы судопроизводства, а лишь те, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества;

б) задачи уголовного процесса могут быть реализованы в условиях организации расследования и  рассмотрения уголовных дел на демократических  принципах;

в) принципами процесса являются руководящие идеи, нашедшие закрепление в нормах права.

 Последнее обстоятельство  придает принципам значение обязательности, определенности и гарантированности  их соблюдения.

  Таким образом, под принципами уголовного процесса понимаются руководящие положения, определяющие демократическое построение процесса и нашедшие выражение в нормах права.

 Значение принципов  в уголовном процессе многогранно:

а) принципы выражают сущность процесса, его характерные черты;

б) принципы представляют систему юридических норм наиболее общего характера, служащую основой уголовно-процессуального законодательства;

в) нарушение норм-принципов  может быть основанием к отмене принятых решений.

 

3.Суд как  основной участник уголовного  судопроизводства.

Суд - единственный орган, который в соответствии с Конституцией имеет право осуществлять правосудие по уголовным делам.

Суд как носитель судебной власти в уголовном судопроизводстве наделен тремя видами полномочий.

1. По разрешению уголовных дел (только суд правомочен:

признать лицо виновным в совершении преступления и назначить  ему наказание;

применить к лицу принудительные меры медицинского характера;

применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;

отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ)).

2. По ограничению конституционных прав граждан, в том числе в ходе досудебного производства (только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

о продлении срока  содержания под стражей;

о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический  стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

о производстве осмотра  жилища при отсутствии согласия проживающих  в нем лиц;

о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

о производстве личного  обыска, за исключением случаев, предусмотренных  ст. 93 Кодекса;

о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся  на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных  организациях;

о временном отстранении  подозреваемого или обвиняемого  от должности;

о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч.2 ст. 29 УПК РФ)).

3. По контролю за законностью действий органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора (суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29 УПК РФ)).

Уголовные дела рассматриваются  федеральными судами общей юрисдикции коллегиально или судьями единолично. Если об этом ходатайствует обвиняемый, коллегиально рассматриваются следующие уголовные дела:

1) о тяжких и особо тяжких преступлениях - коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции или единолично судьей;

2) о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (т.е. за наиболее тяжкие преступления, за которые грозит наказание вплоть до смертной казни), в составе судьи федерального суда и 12 присяжных заседателей. Мировыми судьями уголовные дела рассматриваются только единолично.

Уголовные дела по апелляционным  жалобам или апелляционным представлениям на приговоры мировых судей рассматриваются единолично судьями районных судов.

В кассационном порядке  и в порядке надзора уголовные  дела рассматриваются только коллегиально. Рассмотрение уголовных дел в  кассационном порядке осуществляется коллегией из трех, а в надзорном - не менее трех судей.

 

4. Участники  уголовного судопроизводства со  стороны обвинения: прокурор, следователь,  потерпевший

В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные  органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995г., органы прокуратуры[2] осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме этого, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении уголовных дел судами, опротестовывают противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.

Прокурор – должностное  лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства  уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также поддерживать обвинение в суде. В соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Прокурор – это  объединяющее наименование различных  работников, занимающих должности прокуроров, заместителей прокуроров, начальников  управлений и отделов прокуратуры, прокуроров отдела, старших помощников прокурора, выполняющих функции  обвинения и разрешения дела. Прокурорский надзор осуществляется непрерывно на стадиях дознания и предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор является ключевой фигурой уголовного процесса, он уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего ведения следствия, если ими допущено нарушение норм УПК при производстве предварительного расследования; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи; передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому с соблюдением правил подследственности; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (ст. 37 УПК РФ).

Информация о работе Проблемы уголовно-процессуального права