Медиация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Процесс медиации является полностью добровольным - в любой момент каждая из сторон вправе прекратить процесс без каких бы то ни было санкций. Никто не вправе навязать сторонам какое-либо решение - в отличие от судебного процесса, медиаторы помогают сторонам прийти к решению, найти его самим. В процессе медиации стороны часто по очереди остаются один на один с медиаторами, и, в отсутствии второй стороны, могут рассказать о своих чаяниях, желаниях, проблемах и возможностях. Информация, которая передается сторонами в рамках процесса медиации, является конфиденциальной - то есть все сказанное медиатору не может быть без вашего согласия передано противоположной стороне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1 МЕДИАЦИЯ, КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МЕТОД
РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 2 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАЦИИ. …..…………….….6
ГЛАВА 3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ………..….…………………..…..……8
ГЛАВА 4 ДОКТРИНА МЕДИАЦИИ…………………………………………………..…19
ГЛАВА 5 УПРАВЛЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА……………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………......................................…42
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..…44

Вложенные файлы: 1 файл

медиация.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Повседневность не является герметически замкнутым образованием, что она  открыта в направлении большого сообщества как системы. Отсутствие такой границы указывает на ее относительно слабую структурированность, вследствие чего она представляет собой поле, не только предполагающее, но настоятельно требующее широкого распространения неинституциональных практик медиации. Они выступают в функции локальных источников генерирования позитивно направленной энергии, синергетического потенциала политики, рождаемого добровольным участием граждан в решении актуальных общественных проблем.

Соединяя в себе две функции  – достижения согласия и первичного конструирования отношений равенства, медиация является одним из функциональных элементов политического поля. Медиация в рамках политики является технологией достижения соглашения, получающего институциональное оформление и закрепление, действенность которого гарантируется не только доброй волей и согласием участников переговоров, но и нормативными ресурсами общества и государства. Сочетание (комплементарность) медиации и институциональных структур в рамках политического поля имеет два следствия:

1) Значительно расширяется область применения медиативных процедур и повышается прочность достигаемых соглашений. Модифицируется система оснований в матрице медиации, которая приобретает двучастное строение. К базовым отношениям равенства добавляется дифференцированная совокупность ролей и ожиданий, структурированных с помощью правил и норм, то есть институционально. С учетом этой модификации первым актом процедуры медиации становится не просто обмен ценностями, он продолжается в виде обмена нормами. Под обменом нормами понимается способность участников переговоров к взаимным уступкам в виде тех или иных поправок к действующим правилам, к созданию новых институтов или к такому видоизменению существующих институтов, которое бы позволяло найти взаимоприемлемое решение, согласующееся с наличным институциональным порядком.

Предметом медиативных процедур могут  быть не только конфликты частных (индивидуальных) интересов, для которых отсутствуют  формальные инструменты их разрешения, но и конфликты, которые вызываются недовольством сторон по поводу существующей нормативной базы регулирования отношений как порождающей «несправедливость», «неравенство», дающей «одностороннее преимущество» конкуренту. В этих оценках отчетливо выражается апелляция к высшим ценностям, без чего процедура медиации невозможна в принципе. Замещение обмена ценностями нормативно-ценностным обменом переводит процедуру медиации с уровня межличностных конфликтов на уровень регулирования общественных отношений, то есть делает ее составной частью, функцией политики как таковой.

2) Медиация обретает нормативную  (институциональную) составляющую  и кардинально меняет свой  статус - из процедуры, осуществляемой  на микроуровне социальной системы,  на уровне протополитики, она  превращается в процедуру макроуровня,  становится атрибутом политики, ее функциональным элементом. Появление в составе медиации институциональной составляющей снимает прежнее различие, резкую границу между медиацией как неинституциональной практикой и институциональными структурами. Медиация получает значение критерия, указывающего на соответствие существующих норм и правил высшим, общепризнанным ценностям. Перемещение медиации на мезоуровень меняет и роль конструирования. Если ранее она была спорадически применяемой процедурой решения межличностных конфликтов, то в настоящее медиация переходит в разряд политической технологии разрешения институциональных конфликтов. Конструирование позволяет нейтрализовать негативные аспекты восприятия конфликта его сторонами, и тем самым способствует формированию политического поля. 

 

5. Медиация - фактор равенства и легитимности 

 

Возможность возникновения конфликтов, имеющих институциональные источники, а также неспособность существующей нормативной базы обеспечить регулирование  общественных отношений и динамическое развитие общества рассматриваются как явные признаки функционального несоответствия институтов. Благодаря этому институты утрачивают значение высшей силы или чего-то, находящегося в их ведении. Они рассматриваются теперь как предмет возможных изменений, поправок, вносимых не формальными представителями политического центра (правительство, парламент, партийные лидеры и т.п.), а самим гражданским обществом, его неформальными представителями и рядовыми гражданами. Если ценности и действующие институты находятся в относительном соответствии, можно говорить о легитимном характере существующей системы правления, государственной власти. С этой точки зрения, одной из функций медиации по отношению к политике является легитимация государственной власти - феномен, который образует предпосылку устойчивого функционирования политической системы и одновременно является его результатом. Условием легитимности власти становится ценностный консенсус, который обеспечивается сочетанием институциональных структур и медиативных практик.

Наличие медиации в политическом поле приводит к радикальному изменению контекста власти. В одном случае власть имеет вид могущества (власть-Power), основанного на силе и богатстве. Генеральной задачей власти-могущества является осуществление господства социального «верха» над «низом», имеющего целью поддержание порядка, основанном на доминирующей роли отношений неравенства. В другом случае власть имеет вид авторитета (власть-Authority), основанного на доверии и сотрудничестве. Генеральная задача власти-авторитета - воспроизводство ценностно-символического консенсуса на основе сочетания институциональных структур и медиативных практик в политическом поле. Базовыми для институционального порядка здесь являются отношения равенства.

Переход от власти-могущества к власти-авторитету указывает направление динамики политических систем. Эта динамика связана с ростом удельного веса и повышением роли медиации в политике. Как одна из неинституциональных практик, медиация является фактором формирования в обществе атмосферы согласия и доверия, способствует возрастанию символического капитала власти и, в конечном счете, гражданского согласия в обществе.

Равенство между людьми как проявление единства человеческой природы - феномен  не биологический, а культурный и  исторический. Принадлежность к иной культуре еще сравнительно недавно давала основания для отнесения тех или иных индивидов, социальных групп и этносов к «варварам», «низшим» классам, нациям или расам. «Они могли сосуществовать на одной территории с теми, кто мыслился собственно человечеством, выполнять многочисленные хозяйственные функции. Но при этом в собственно человеческом статусе им было отказано. В конечном итоге именно эта презумпция, а не функциональная роль в экономической системе или отношение к средствам производства, определяла минимальный объем социальных и политических прав ущемленных и отверженных групп, сведение их социального бытия лишь к факту существования. На протяжении долгих столетий доминирующие цивилизации и отдельные политические системы отточили навыки выявления внутренних и внешних варваров, отводя им место на нижних этажах политического бытия или даже выводя их за сферу политического.

Медиативное взаимодействие оказывается  носителем не только символического капитала - доверия, возникающего в  атмосфере признанного равенства, но потенциально - и авторитета, символической власти творить реальность с помощью слов. Основание отношения равенства, позиции, занимаемые сторонами отношения, а также авторитет составляют в своей совокупности матрицу, в соответствии с которой осуществляется процедура медиации. Наличие подобной матрицы обеспечивает структурное единство тех или актов медиативного взаимодействия, каждый из которых осуществляется в специфических условиях, обладает индивидуальным содержанием и предметом (поводом).

Медиация представляет собой процедуру, в процессе которой конфликт противостоящих друг другу сторон разрешается путем  опосредствования их взаимодействия, которое подчиняется формуле  конфликта: «или – или». Благодаря  воздействию авторитета (символической власти), персонифицированного фигурой медиатора, стороны «погружаются в основание», вводятся в рамки рефлектированного представления о равенстве сторон. Такое погружение в основание предполагает идентификацию сторон медиативного взаимодействия как сторон отношения равенства. Процедура медиации сопровождается символическим перевоплощением каждой из сторон реального, практического взаимодействия соответственно в ту или иную сторону отношения равенства. Индивид как носитель реального действия становится исполнителем социальной роли. Он подчиняет свое поведение тем ожиданиям, которые складываются в рамках представления о равенстве, присущего данному сообществу. Тем самым, ролевое поведение сторон медиативного взаимодействия является своеобразным восхождением от единичного к особенному и к всеобщему - представлению о единстве человеческой природы.

Вследствие символического перевоплощения становится возможным обмен взаимными  уступками. Взятый сам по себе, вне  ценностно-символического контекста, задаваемого отношением равенства, такой обмен кажется абсурдным - добровольный отказ от «своего» в пользу «другого» является нарушением естественного стремления эмпирического индивида беречь и защищать «свое». Как известно, собственность является одной из составных частей базовой триады естественного состояния человека: «жизнь» – «свобода» – «собственность». Отказ от «своего» есть обратная сторона признания тождественности, равенства этого «своего» - «другому». Этот момент является переломным, фиксирующим переход от ситуации конфликта, противостояния в соответствии с формулой «свой - чужой» к диалогу «равного с равным».

Процедура медиации не только раскрывает механизм формирования отношений равенства  между индивидами в их непосредственном сосуществовании по «горизонтали» общественной системы. В ее строении (матрице) нашло свое логически выпрямленное, очищенное от случайных, эмпирических наслоений выражение историческое становление нового для предыстории типа человеческих отношений – отношений равенства. Отношения равенства являются естественными, то есть изначально присущими природе человека, и нарушаются в ходе исторического развития в условиях цивилизации. Как и отношения равенства, так и отношения неравенства неотделимы от цивилизации с такими ее атрибутами, как государственность, рыночная экономика, религия, знание, политика. И те, и другие отношения в их взаимосвязи составляют характеристику социальной организации, они представляют собой и условие цивилизации, и ее следствие в одно и то же время.

 

 

Современное российское уголовное судопроизводство также находится в процессе поиска оптимального соотношения между традиционной процессуальной формой и новыми институтами, внедряемыми для достижения вышеобозначенных целей.  Для отечественного уголовного процесса характерны тенденции к дифференциации процессуальной формы, выделению упрощенных производств, позволяющих ускорить производство по определенным делам, к увеличению диспозитивности в рамках уголовного процесса, т.е. к расширению возможностей участников процесса влиять на его ход и результат. Указанные тенденции могут быть реализованы в том числе посредством механизмов восстановительной юстиции, в частности за счет использования процедуры медиации для разрешения уголовно-правовых конфликтов. Отметим, что российское уголовно-процессуальное законодательство содержит потенциал для развития примирительных форм разрешения уголовно-правовых конфликтов. Однако этот потенциал на данный момент не реализован, отчасти и по причинам доктринального характера. В связи с этим представляется целесообразным исследовать теоретические положения концепции восстановительной юстиции, механизм процедуры медиации как способа разрешения конфликтов, применение медиации в уголовном судопроизводстве, а также обширный зарубежный опыт в вопросе использования мер, альтернативных уголовному преследованию. Такой анализ позволит сделать вывод о наличии или отсутствии в современном российском уголовном процессе необходимости внедрения примирительных процедур и разработать концепцию медиации для разрешения уголовно- правовых конфликтов с учетом особенностей российского уголовного судопроизводства.

 

ГЛАВА 5.

             Управление и разрешение конфликтов через посредника (медиатора)

Медиация – это  процесс, в ходе которого участники  конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсусного соглашения, которое соответствовало бы их интересам.

Медиацию (посредничество), в первую очередь, следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Медиация - это целенаправленное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений, и, наконец, разрешить некоторую проблему. Даже если не все элементы спора разрешаются, существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведен на управляемый уровень.

Медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций, имеющих в основе значительное число  проблем и предполагающих продолжение взаимоотношений сторон, поскольку она способна создать модель взаимодействия, пригодную для разрешения будущих конфликтов.

Важно подчеркнуть, что  медиация представляет собой в большей  степени интерактивный процесс  и в меньшей - обычное межличностное взаимодействие. Разумеется, что особенности индивидуального поведения участников, способные вызвать проблемы, могут быть обсуждены. Однако в том случае, если они не блокируют процесс медиации, личность не является главным фокусом данной процедуры.

Медиация в большей  степени концентрируется на том, как стороны будут разрешать  конфликт, и составлять план действий, чем на углублении в личные истории  и проблемы. То есть медиация направлена на понимание мотивов перспективного поведения личности, а не на объяснение мотивов ее прошлого поведения. Медиатора должно больше интересовать настоящее и будущее, нежели прошлое. В фокусе медиации постановка задач, ведущих к достижению желаемой цели. Она ориентирована преимущественно на результаты и лишь отчасти на выявление внутренних пружин конфликта.

Доверие и конфиденциальность между вовлеченными в процесс  сторонами - необходимое условие  эффективной медиации. В то же время  построение доброжелательных отношений  между участниками, равно как  и между ними и медиатором, является лишь вспомогательным средством, но вовсе не целью посреднической процедуры, которая ориентирована на решение конкретных задач.

Медиация не замещает и не исключает существующие теории поведения и терапии - долгосрочные методы психологического воздействия могут применяться параллельно с медиацией. Точно так же в процессе медиации не отпадает необходимость в правовых и иного рода консультациях.

Информация о работе Медиация