История зарождения и становления органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:00, лекция

Краткое описание

Вопрос о времени появления прокуратуры в Беларуси является достаточно сложным и в литературе практически не рассмотрен. Уже в XV–XVI вв. в Великом княжестве Литовском, политическим, экономическим и культурным центром которого были белорусские земли, существовали должности, близкие по объему выполняемых полномочий к прокурорским. Статутами ВКЛ 1529 года, 1566 года и 1588 года регулировалась деятельность прокураторов и возных. Первые представляли собой адвокатов в нынешнем понимании слова. Вторые – нечто среднее между прокурором, следователем и дознавателем.

Содержание

Прокураторы, возные, инстигаторы в ВКЛ.
Образование прокуратуры в России. Дореформенная прокуратура (от Петра I до 1864 года).
Характеристика пореформенной прокуратуры (с 1864 года по 1917 год).
Советский период развития прокуратуры (с 1922 года по 1991 год).

Вложенные файлы: 1 файл

Konspekt_Prok_nadzor_obsch_chast.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)
  • осуществление надзорной деятельности за нижестоящими прокурорами;
  • руководство нижестоящими прокурорами.

 

 

Тема 3. Система, структура  и организация работы в органах  прокуратуры.

 

Вопросы:

  1. Система органов прокуратуры в Республике Беларусь.
  2. Структура органов прокуратуры в Республике Беларусь.
  3. Учет, отчетность, делопроизводство в органах прокуратуры.
  4. Руководство и контроль исполнения.
  5. Планирование работы в органах прокуратуры.

 

В основу построения системы  органов прокуратуры положен  принцип административно-территориального деления Республики Беларусь. Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Согласно статье 16 Закона «О прокуратуре» эту систему составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь. Межрайонные, как правило, обслуживают два района. К таким организациям относится ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь».

Помимо принципа административно-территориального деления используется и принцип специализации:

  • военная прокуратура;
  • транспортная прокуратура;

Военная прокуратура. Систему военных прокуратур составляют Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие межгарнизонные военные прокуратуры (11).

В настоящее время Белорусская военная прокуратура осуществляет надзор за точным исполнением законов в Вооруженных Силах, Департаменте Железнодорожных войск, Пограничных, Внутренних войсках МВД и войсках КГБ, за законностью действий всех должностных лиц органов военного управления, воинских частей и учреждений. Она производит опротестование незаконных приказов и распоряжений, осуществляет уголовное преследование и надзор за следствием и дознанием, оперативно-розыскной деятельностью.

Белорусская военная  прокуратура действует на правах областной прокуратуры во главе с Белорусским военным прокурором, являющимся заместителем Генерального прокурора. Нижнее звено – межгарнизонные военные прокуратуры, действуют на правах районных прокуратур.

Транспортная прокуратура. Белорусская транспортная прокуратура действует на правах областной прокуратуры во главе с Белорусским транспортным прокурором. Остальные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур (8 прокуратур: 6 – по областным городам и в Барановичах и Орше). В сферу деятельности транспортной прокуратуры входит проверка безопасности движения, сохранности перевозимого груза, соблюдения законов на предприятиях железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

 

      Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.

Генеральный прокурор Республики Беларусь возглавляет систему  органов прокуратуры, организует и  направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должности  и освобождает от должностей:

  1. заместителей Генерального прокурора по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
  2. начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры и их заместителей, советников Генерального прокурора, старших помощников и помощников Генерального прокурора, помощников Генерального прокурора по особым поручениям, помощников заместителей Генерального прокурора, старших прокуроров и прокуроров структурных подразделений Генеральной прокуратуры, а также работников Генеральной прокуратуры;
  3. прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
  4. заместителей прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров, начальников структурных подразделений прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур по представлению соответствующего прокурора;
  5. руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  6. заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;
  7. прокуроров и заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров по представлению соответственно прокурора области, города Минска или приравненного к нему прокурора.

Генеральный прокурор может  быть освобожден от должности Президентом  Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.

У Генерального прокурора имеется 5 заместителей (в настоящее время 4 заместителя), один из которых является первым (в настоящее время первого заместителя нет).

В структуре аппарата имеются управления и отделы, которые возглавляются  старшими помощниками  и помощниками  по должности; есть также старшие помощники и помощники по особо важным делам; коллегия, научно-методический совет. Структура аппарата утверждена приказом Генерального прокурора.

Прокуратуры областей в основном дублируют  структуру Генеральной прокуратуры, но там могут быть вместо управлений – отделы, а вместо отделов – старшие помощники прокуроров областей.

Районные и межрайонные прокуратуры  возглавляет прокурор района, 2 зама (в крупных городах), старшие помощники  и помощники по отраслям прокурорского  надзора, канцелярия. Все акты подписываются прокурором района, он несет персональную ответственность за работу прокуратуры.

 

Учет и отчетность имеет большое значение, так как обобщение и анализ данных статистической отчетности позволяет объективно оценить эффективность прокурорского надзора, составить прогноз по совершенствованию уровня руководства работой соответствующих прокуратур. Эти вопросы регулируются приказами Генерального прокурора, которыми введены единые формы статистической отчетности и учета в органах прокуратуры.

Статистические отчеты составляются районным и городским прокурором на основе первичных документов – книги, журналы, надзорное производство – это те документы, которые обеспечивают полноту и достоверность данных первичного учета.

Прокуратура районов  ежемесячно подводит итог работы и результаты рассматриваются на оперативных совещаниях. Областные и республиканская прокуратуры – ежеквартально или за полугодие.

Делопроизводство – важная часть работы, так как в прокуратуру поступает большое количество различных документов. Хорошо организованное делопроизводство позволяет руководителям прокуратуры следить за движением корреспонденции, своевременно давать ответы на поступающие заявления, жалобы.

Вся корреспонденция  регистрируется секретарем в специальных  журналах. На каждую жалобу заводится своя карточка. Организация делопроизводства регулируется Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры, утвержденную Генеральным прокурором.

Предусматривается определенный перечень нарядов (занумерованные папки, в которых хранятся соответствующие материалы), который может меняться в зависимости от объема работы прокуратуры.

Поступающие заявления  и жалобы регистрируются в алфавитных и ссылочных карточках. Алфавитные карточки заводятся на лицо, на которое  подана жалоба, ссылочная – на заявителя. Они рассредотачиваются по алфавитной и справочной картотеке. В справочной – хранятся алфавитные карточки по номеру и алфавиту до окончательного разрешения. При принятии решения по жалобе или заявлению карточка переставляется в алфавитную картотеку с пометкой о ее перемещении.

Документы учреждений, приказы, указания, задания вышестоящих прокуроров, то есть те, которые не связаны с  разрешением жалобы регистрируются на корреспондентские карточки.

 

Под управлением понимается многогранный, сознательный и целенаправленный процесс воздействия вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров в соответствии с их компетенцией на подчиненных им работников в целях надлежащего выполнения возложенных на них задач и функций.

Роль управления в  деятельности прокуратуры двояка. С одной стороны, управление создает нормальный процесс организации и осуществления прокурорского надзора, предварительного следствия и иных функций прокуратуры. С другой стороны, управление призвано совершенствовать реализацию этих функций, разрабатывать и внедрять в деятельность прокуратуры рекомендации тактического и методического характера, технологию и технику обработки информации о состоянии законности и деятельности по ее укреплению, совершенствованию правового регулирования организационной структуры органов прокуратуры и их аппаратов.

В органах прокуратуры  функциями управления являются: аналитическая  работа; прогнозирование; планирование; взаимодействие органов и структурных  подразделений прокуратуры; руководство  и контроль исполнения.

Аналитическая функция  состоит в истолковании и объяснении процессов, происходящих в состоянии  законности в соответствующих регионах, в сферах правовых отношений, в деятельности органов прокуратуры по ее укреплению. Анализ основывается на методах, выработанных статистикой, криминологией, криминалистикой, теорией управления.

Задачами анализов могут  быть оценка оперативной обстановки; установление процессов и тенденций  в состоянии законности и определение  факторов, воздействующих на эти изменения; прогнозирование состояния законности и потребностей в изменениях организационной структуры органов прокуратуры и др.

Наряду с планированием  это основной элемент работы органов  прокуратуры. Руководство и контроль за деятельностью органов прокуратуры  осуществляет Генеральный прокурор РБ, путем издания приказов, инструкций, дачи указаний, которые обязательны для всех нижестоящих прокуроров.

Руководство осуществляется как лично Генеральным прокурором, так и через других прокуроров (областей и приравненных к ним прокуроров). Руководство должно быть живым, конкретным и оперативным.

Живое руководство – деловая  связь между выщестоящими и нижестоящими прокурорами. Эта связь должна осуществляться не путем бесплодных заседаний, а  путем ознакомления руководителей  вышестоящих прокуратур с работой нижестоящих, то есть на местах, с тем, чтобы оказать помощь нижестоящим прокурорам. Причем не достаточно просто зафиксировать недостатки, необходимо проанализировать работу, выяснить причины, оказать конкретную помощь. Конкретность – хорошо знать состояние дел, условия работы, кадры подчиненных прокуратур. Оперативность – своевременное устранение недостатков, оказание помощи нижестоящим прокурорам по результатам проверки, не дожидаясь указаний. Помощь должна быть конкретной, квалифицированной с учетом работы лучших прокуратур.

Практика прокурорского надзора  выработала формы руководства нижестоящими прокуратурами:

    1. Выезды на места для проверки и оказания конкретной помощи. Проверки могут быть отраслевые проверяется работа в отрасли прокурорского надзора) и комплексные работа прокуратуры в целом);
    2. Оказание методической помощи, проведение анализа, обобщения прокурорской деятельности в целом и по отдельным отраслям, разработка мероприятий по улучшению работы;
    3. Дача письменных указаний, издание и направление приказов, обзоров, информационных писем и других документов;
    4. Вызов нижестоящих прокуроров с докладами о работе и объяснениями по поводу допущенных нарушений, совещания, коллегии;
    5. Организация учебы и повышения квалификации прокурорских и следственных работников (курсы переподготовки, учебно-методические конференции, семинары, обмен опытом работы).

Основные методы (направления), по которым осуществляется контроль и  проверка исполнения:

А) контроль и проверка исполнения решений Президента, Правительства, направленных на борьбу с преступностью. Осуществляется регулярный и систематический контроль за исполнением приказов, инструкций Генерального прокурора.

Б) контроль за работой с кадрами;

В) организация контроля внутри аппарата прокуратуры по исполнению планов работы, указаний вышестоящих прокуратур.

Работу по осуществлению  котроля в органах прокуратуры  РБ сосредотачивается в организационно-методическом управлении, которое проводит проверку указаний Генерального прокурора, коллегий, разрабатывает ряд мероприятий, направленных на улучшение работы прокуратур.

Информация о работе История зарождения и становления органов прокуратуры