История зарождения и становления органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:00, лекция

Краткое описание

Вопрос о времени появления прокуратуры в Беларуси является достаточно сложным и в литературе практически не рассмотрен. Уже в XV–XVI вв. в Великом княжестве Литовском, политическим, экономическим и культурным центром которого были белорусские земли, существовали должности, близкие по объему выполняемых полномочий к прокурорским. Статутами ВКЛ 1529 года, 1566 года и 1588 года регулировалась деятельность прокураторов и возных. Первые представляли собой адвокатов в нынешнем понимании слова. Вторые – нечто среднее между прокурором, следователем и дознавателем.

Содержание

Прокураторы, возные, инстигаторы в ВКЛ.
Образование прокуратуры в России. Дореформенная прокуратура (от Петра I до 1864 года).
Характеристика пореформенной прокуратуры (с 1864 года по 1917 год).
Советский период развития прокуратуры (с 1922 года по 1991 год).

Вложенные файлы: 1 файл

Konspekt_Prok_nadzor_obsch_chast.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Сущность прокурорского надзора  заключается в выявлении и устранении специфическими правовыми средствами нарушений закона в целях единообразного и правильного его применения.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства, независимо от местных органов власти и управления, на всей территории Республики Беларусь, в отношении всех министерств, комитетов, всех субъектов хозяйствования, должностных лиц и граждан, в административном, гражданском, уголовном судопроизводстве и в уголовно-исполнительной деятельности государства.

Субъект прокурорского надзора – это должностное лицо органа прокуратуры, действующее в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления надзорных полномочий и выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом.

Существует два основных понятия: «прокурорский работник» и «работник прокуратуры». Согласно ст. 3 Закона «О Прокуратуре» под прокурорскими работниками понимаются прокуроры, а также стажеры прокуратуры. Работник прокуратуры – лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником, то есть это технический персонал. В органах прокуратуры существуют прокурорские работники, которые обладают как надзорными, так и не надзорными полномочиями (прокурор по должности, заместитель прокурора), и прокурорские работники, которые обладают только надзорными полномочиями (помощники прокурора.

В ряде случаев для соответствующих  процессуальных отношений не имеет  значение, какую конкретно должность  в данном органе прокуратуры занимает то или иное лицо. В силу единства и централизации прокуратуры прокурор в рамках своей компетенции может делегировать любые надзорные полномочия для выполнения своих функций, за исключением прямо предусмотренных законом конкретных полномочий и случаев.

Так, в соответствии со ст. 3 Закона «О прокуратуре» под прокурорами понимаются действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры. Однако, например, санкцию на заключение под стражу может выдать только прокурор или его заместитель. Принести надзорный протест могут только Генеральный прокурор, его замы и прокуроры областей, г. Минска и приравненные к ним прокуроры.

Объект прокурорского надзора состоит в совокупности юридических и физических лиц, органов власти и управления, на которые распространяется компетенция прокуратуры. В общем виде к ним относятся республиканские, местные органы государственного и хозяйственного управления и контроля, местные Советы депутатов и иные органы местного самоуправления, воинские формирования и учреждения, органы государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъекты хозяйствования, учреждения и организации, политические партии, общественные и религиозные объединения, должностные лица, граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь.

 

Направления деятельности – те пути, по которым прокурорские работники осуществляют надзор, а также выполняют иные возложенные на них задачи, проводят мероприятия по борьбе с преступностью.

Понятие направлений было введено  впервые в научный обиход Законом  СССР «О прокуратуре» 1979 г. До настоящего времени в юридической литературе нет единого подхода к определению направлений деятельности органов прокуратуры. Некоторые в качестве самостоятельных направлений указывают участки деятельности, либо отдельные задачи – например, борьба с преступностью.

Статья 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» называет:

  1. надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);
  2. надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  3. надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
  4. надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
  5. надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных  органов, осуществляющих борьбу с преступностью  и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.

Прокуроры принимают участие в  рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным  делам, участвуют в административном процессе.

Основные направления деятельности прокуратуры неравнозначны и  могут быть классифицированы следующим  образом:

I вид включает в себя 1-5 направления, которые получили название отраслей прокурорского надзора.

II вид ч. 3, 4 ст. 2 Закона «О прокуратуре» - это ненадзорная деятельность. Она включает в себя проведение предварительного следствия по уголовным делам, а также участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, гражданских дел, хозяйственных (экономических) споров, поддержание государственное обвинение по уголовным делам в соответствии с процессуальным законодательством. Координация правоохранительной деятельности многими авторами относится к функции или задаче, а не к направлению.

Отрасль – предусмотренное законом организационно-правовое направление надзорной деятельности органов прокуратуры, которая характеризуется родовым объектом, предметом, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора. По своему характеру и содержанию отрасли равнозначны (при дознании, например, они носят властный характер).

 

От отраслей прокурорского надзора  нужно отличать участки деятельности. Эти участки выделяются с учетом специфических задач. Усиление охраны прав несовершеннолетних обуславливает  необходимость надзора за несовершеннолетними – выделяется такой участок. Это выделение обусловлено тем, что наряду со знанием права эти специалисты должны знать психологию, педагогику, должны сочетаться меры правового и воспитательного характера. Организационно это проявляется на низшем уровне прокуратур в работе помощников прокурора по делам несовершеннолетних.

Следующий участок – работа с  жалобами, заявлениями и письмами граждан.

Организационно обособлен в  деятельности органов прокуратуры  надзор за исполнением законов в  вооруженных силах. Надзор осуществляется военной прокуратурой.

Специфический участок – надзор за исполнением законов на транспорте. Организационно проявляется в деятельности специализированных транспортных прокуратур.

 

Принцип – основа, основополагающие начала, определяющие сущность.

Принцип прокурорского  надзора – это юридически оформленные руководящие положения, которые закрепляют наиболее общие и существенные свойства организации и деятельности органов прокуратуры, раскрывающие ее сущность и направленность.

Выделяют конституционные, общие принципы и специальные (внутриорганизационные). Деятельность прокуратуры основывается на общих принципах: законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Принцип законности. В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим Законом и иными законодательными актами.

Прокурор принимает  предусмотренные Законом «О прокуратуре» и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

Принцип равенства. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.

Принцип независимости. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.

Деятельность  прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том  числе Генеральному прокурору.

Прокурорские  работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Принцип гласности. Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Не допускаются  разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни  гражданина, унижающих его честь  и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Гражданин, в  том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что  решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Принцип обязательности исполнения решений прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.

Должностные лица и иные граждане, в том числе  индивидуальные предприниматели, обязаны  являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

Лицам, вызываемым в рабочее время  в органы прокуратуры, гарантируется  сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее  время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.

 

 

Внутриорганизационные принципы –  зональный и предметный.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь ее объем, возложенный на структурные подразделения, распределяются между работниками по территориальным зонам. Этот принцип организации работы распространяется и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по дедам, рассмотренным судами соответствующих районов.

Предметный принцип. Его достоинство: обеспечивает единство прокурорского надзора, устраняет разобщенность, раздробленность, преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом, обеспечивает всесторонний подход к изучению проблем. Это дает возможность учитывать квалификацию, опыт, склонности, личные качества каждого работника. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.

Отрицательным моментом применения предметного  принципа стало отпадение нижестоящих  прокуратур. Этот принцип в чистом виде не стал применяться.

В органах прокуратуры применяется  предметно-зональный принцип, суть которого (для вышестоящих прокуратур) в том, что выделяется два направления  деятельности:

Информация о работе История зарождения и становления органов прокуратуры