История зарождения и становления органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:00, лекция

Краткое описание

Вопрос о времени появления прокуратуры в Беларуси является достаточно сложным и в литературе практически не рассмотрен. Уже в XV–XVI вв. в Великом княжестве Литовском, политическим, экономическим и культурным центром которого были белорусские земли, существовали должности, близкие по объему выполняемых полномочий к прокурорским. Статутами ВКЛ 1529 года, 1566 года и 1588 года регулировалась деятельность прокураторов и возных. Первые представляли собой адвокатов в нынешнем понимании слова. Вторые – нечто среднее между прокурором, следователем и дознавателем.

Содержание

Прокураторы, возные, инстигаторы в ВКЛ.
Образование прокуратуры в России. Дореформенная прокуратура (от Петра I до 1864 года).
Характеристика пореформенной прокуратуры (с 1864 года по 1917 год).
Советский период развития прокуратуры (с 1922 года по 1991 год).

Вложенные файлы: 1 файл

Konspekt_Prok_nadzor_obsch_chast.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Зачатки прокурорского надзора в большей степени содержались в деятельности коллегий обвинителей при Революционных трибуналах и центральной коллегии государственных обвинителей при Революционном трибунале ВЦИК. Надзор за законностью в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключение о подсудности дел, формулировали и поддерживали в судах государственное обвинение по уголовным делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры судов.

 

Сложная обстановка периода новой экономической политики настоятельно выдвигала задачу учреждения самостоятельного государственного органа по надзору за соблюдением законов. По предложению В. И. Ленина НКЮ РСФСР подготовил проект «Положения о прокурорском надзоре», который в мае 1922 г. был вынесен для обсуждения и принятия на третью сессию ВЦИК IX созыва. Представленный проект Положения вызвал на сессии оживленную дискуссию. Оппозиция решительно выступала против создания централизованной, независимой от местных органов прокуратуры. Они предлагали создать прокуратуру с «двойным» подчинением. С одной стороны, — центральной прокурорской власти, с другой, — губисполкомам. 26 мая 1922 г. после доработки проект был вынесен на постатейное голосование и 28 мая 1922 г. на III сессии ВЦИК был принят. Прокуратура образовывалась при Наркомате юстиции. Возглавлял ее Нарком юстиции. Функции: осуществление надзора за законностью всех органов, хозяйственных учреждений, лиц путем возбуждения уголовных дел; наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания; поддержание государственного обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

К концу 1921 г. у нас  в Беларуси уже фактически существовала система прокуроров. В январе 1922 г. во всех уездах были назначены прокуроры. 26 июня 1922 г. на третьей сессии ЦИК принимается Положение о прокуратуре в БССР, которое было практически аналогично российскому Положению. Требования к прокурорам: образование и начальное юридическое образование. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчетен перед Президиумом ЦИК БССР. В непосредственном подчинении Прокурора республики находился входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры. Местными органами Прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры. В республике не было губернских прокуроров, так как не существовало губерний. Кроме того, Положение о прокурорском надзоре БССР не предусматривало надзор за деятельностью военных и военно-транспортных трибуналов, так как они не входили в судебную систему БССР.

Согласно Положению  о прокурорском надзоре БССР прокуроры  участвовали в распорядительных заседаниях судов, поддерживали в суде обвинение, имели право опротестования приговоров и определений в кассационном порядке и в порядке высшего  судебного контроля.

30 декабря 1922 года была принята  Декларация об образовании СССР  и об объединении 4 республик:  БССР, Россия, УССР и Закавказская  федерация. 

7 марта 1924 г. Президиум  ЦИК СССР принял постановление  «Об объединении в составе  БССР всех территорий Советского Союза с большинством белорусского населения». Применительно к новому административно-территориальному делению возникла необходимость организации прокуратур в округах. Прокурор округа был наделен всеми правами, которыми в РСФСР пользовался губернский прокурор.

К этому периоду следует  отнести и решение вопросов о  передаче следственного аппарата в  подчинение органов прокуратуры. Как  видно из директивы отдела прокуратуры  НКЮ Белорусской ССР от 11 марта 1924 г., участковые следователи передавались в подчинение помощника окружного прокурора, без согласия которого следователи не вправе были принимать дела к своему производству. В соответствии с принятым на второй сессии ЦИК БССР 15 июля 1924 г. и введенным в действие с 1 августа 1924 г. Положением о судоустройстве БССР назначение, перемещение и увольнение следователей, в том числе и тех, которые не входили в то время в систему прокуратуры, производились Прокурором республики.

Во главе прокуратуры, как и прежде, стоял Народный комиссар юстиции и при нем два помощника прокурора – старший и младший. В непосредственном его подчинении находился отдел прокуратуры Наркомюста БССР. При отделе прокуратуры состояли прокуроры, именуемые прокурорами Наркомюста, из которых один исполнял прокурорские обязанности по государственному политическому управлению.

В это же время начинается процесс объединения прокуратур в единую централизованную систему  органов прокуратуры СССР. Дело в  том, что каждая из союзных республик  имела самостоятельную систему  прокуратуры, которая подчинялась республиканскому наркомюсту. Первым шагом к централизации было создание Прокуратуры Верховного суда СССР. Функции и права этой прокуратуры были определены в Положении о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г., которое было заменено Положением о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР (24 июня 1929 г.). Прокурор Верховного суда назначался президиумом ЦИК. Два заместителя осуществляли надзор по главному политическому управлению (ГПУ) и надзор за военной прокуратурой. Эта Прокуратура имела право совещательного голоса на заседаниях СНК СССР, президиума ЦИК СССР, наркоматов СССР, ведомственных учреждений; имела право законодательной инициативы; приостанавливала исполнение решений Верховного суда, органов государственного управления; возбуждала уголовное преследование, если Верховный суд СССР должен был рассматривать дело по первой инстанции, и поддерживала государственное обвинение. Прокурору Верховного Суда СССР было предоставлено право осуществлять надзор за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в приговорах, решениях и определениях коллегий и специальных присутствий Верховного Суда СССР, с правом их опротестования в Пленум Верховного Суда СССР; осуществлял надзор за соответствием общесоюзному законодательству постановлений Пленумов Верховных Судов союзных республик, с внесением в Пленум Верховного Суда СССР представлений об опротестовании этиъ постановлений в Президиум ЦИК СССР в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик.

Функции Прокуратуры Верховного суда СССР:

- конституционный надзор (хотя  прямо нигде не закреплялось);

- надзор за единообразным исполнением  общесоюзного законодательства;

- надзор за соответствием постановлений  Пленума Верховных судов республик постановлениям Пленума Верховного суда СССР.

Таким образом, дополняя собой систему  органов прокуратуры союзных  республик, но, не объединяя и не подчиняя себе эти органы, Прокуратура  Верховного Суда СССР являлась органом  конституционного надзора и общесоюзным органом судебно-прокурорского надзора. Фактически существовали две параллельные судебно-прокурорские системы: с одной стороны – союзные органы в лице Верховного Суда СССР и Прокуратуры Верховного Суда СССР, с другой – Верховный суд и прокуратуры союзных республик.

20 июня 1933 г. ЦИК и СНК СССР  принимают постановление, по которому  с целью укрепления социалистической  законности и охраны социалистической  собственности со стороны антиобщественных  элементов образовывалась Прокуратура  СССР. В соотвествии с Положением о Прокуратуре СССР от 27 мая 1934 г. компетенция Прокуратуры СССР была очерчена весьма широко: надзор за законностью постановлений ведомств СССР и республик и органов власти, за правильным и единообразным исполнением законов, осуществляли уголовное преследование и поддерживали обвинение на всей территории СССР. Однако прокуратура СССР осуществляла лишь общее руководство прокуратурами республик, то есть процесс централизации еще не был завершен.

Постановлением ЦИК и СНК  СССР от 20 июня 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата юстиции СССР» прокуратуры республик выделялись из наркоматов республик и передавались в непосредственное ведение Прокуратуры СССР. Конституция СССР 1936 г. закрепила прокурорскую систему как единую, самостоятельную, централизованную.

В Положении о прокурорском надзоре в СССР, утвержденном Президиумом  Верховного Совета СССР 24 мая 1955г., нормы  прокурорского надзора были в  значительной мере кодифицированы и  получили свое развитие. Положение  не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского надзора. Положение определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора. Исключительно важное значение имеет закрепление в Положении принципа подзаконности самого прокурорского надзора.

Принятые в 1958–1962 гг. Основы уголовного судопроизводства и Основы гражданского судопроизводства, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы союзных республик наделили прокурора рядом дополнительных по сравнению с Положением о прокурорском надзоре в СССР полномочий для осуществления надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве. Вместе с тем ст.20 Основ уголовного судопроизводства и ст.14 Основ гражданского судопроизводства возложили на него обязанность во всех стадиях судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

11 июля 1969 г. Верховный  Совет СССР принял Основы исправительно-трудового  законодательства Союза ССР и  союзных республик. В этом союзном законе прокурорскому надзору посвящен ряд норм, содержание которых свидетельствует о возросшем значении прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы. Основы исправительно-трудового законодательства значительно расширили правовые средства прокурорского надзора. Постановления и предложения прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания, установленных исправительно-трудовым законодательством Союза ССР и союзных республик, обязательны для администрации исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке и исправительным работам. В ст.10 Основ четко сформулировано положение, что высший надзор от имени государства осуществляет любой прокурор и каждый прокурор обязан своевременно принимать меры к предупреждению и устранению всяких Нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, и привлекать виновных к ответственности.

Статья 104 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятых Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г., предусматривала, что контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы, Советы депутатов трудящихся и ряд других органов. Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возлагался на Генерального Прокурора СССР.

Высший надзор в качестве основной функции назван в Конституции  СССР 1977 г. Однако законодатель существенно дополнил ряд положений:

    • функция высшего надзора возлагается уже и на подчиненных Генеральному прокурору нижестоящих прокуроров;
    • расширен круг объектов прокурорского надзора – общественные организации, исполнительные органы местных Советов, кооперативы;
    • по Конституции 1936 г. Генеральный прокурор назначался на 7 лет, другие прокуроры – на 5 лет, с 1977 г. все прокуроры – на 5 лет Верховным Советом.

30 ноября 1979 г. был принят Закон  о прокуратуре СССР, который просуществовал без изменений в течении 7 лет и только с 1987 года стали вносится дополнения.

Начинается процесс децентрализации. Прокуроры республик назначаются  Верховным Советом республик  по согласованию с Генеральным прокурором СССР. После распада СССР в БССР еще 2 года действовал Закон о прокуратуре СССР (до 1993).

29 января 1993 г. был принят Закон  Республики Беларусь «О прокуратуре  Республики Беларусь».

 

 

Тема 2. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора.

 

Вопросы:

  1. Понятие, сущность, предмет, субъекты, объекты прокурорского надзора в Республике Беларусь.
  2. Основные направления деятельности органов прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.
  3. Участки деятельности. Задачи надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних, предмет надзора, поднадзорные объекты.
  4. Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры
  5. Внутриорганизационные принципы.

 

Единство законности вызвало выделение прокурорского  надзора в самостоятельную форму  деятельности.

Прокурорский надзор – это вид деятельности специально уполномоченных органов государственной власти, осуществляемой в целях установления состояния соблюдения Конституции Республики Беларусь, законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Беларусь и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, реализуемой с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их выполнения.

В правовой науке термин «прокурорский надзор» используется как собирательное понятие, характеризующее и соответствующую отрасль правовой науки. Этот термин применяется и для обозначения соответствующей учебной дисциплины.

Согласно главе 7 (статьи 125-127) Конституции, ст. 1 закона «О прокуратуре» органы прокуратуры образуют самостоятельную, единую, централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, назначаемым на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания, с подчинением нижестоящего прокурора вышестоящему. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

Надзорная деятельность - одно из основных направлений деятельности прокуратуры, сводящееся к надзору  за точным и единообразным исполнением законов. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это положение определяет особое место прокуратуры в системе органов государства и отличия прокурорского надзора от других видов надзора и контроля. Использование слова «надзор», а не «контроль» в понятии «прокурорский надзор» подчеркивает организационную независимость прокуратуры от поднадзорных органов.

Информация о работе История зарождения и становления органов прокуратуры