Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, цели и задачи ПН в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
ПН — специфический вид государственной деятельности, которая осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами прокуратуры.
ПН — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или ФЛ.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 157.32 Кб (Скачать файл)

Прокуроры и следователи  прокуратур областного и районного  звена руководствуются также  приказами и указаниями прокуроров субъектов РФ, издаваемыми ими в процессе оперативного управления органами прокуратуры.

Названные выше акты законодательства о ПН представляют собой совокупность норм права. Эти нормы права служат целевому назначению прокуратуры — регулированию устройства ее органов и ПН как особой, закрепленной в Конституции РФ формы государственной деятельности.

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, принято именовать нормами прокурорского  надзора, которые имеют одинаковую со всеми другими нормами российского  права юридическую природу, а также специальное назначение.

Таким образом, со времени  учреждения прокуратуры в России последовательно развивалось законодательство о ПН, способствуя тем самым совершенствованию организации и деятельности органов прокуратуры, утверждению в стране результативного ПН.

Как и российское законодательство в целом, законодательство о ПН нуждается в совершенствовании, дальнейшем развитии. Это развитие может идти по пути:

• повышения статуса прокуратуры  как централизованного федерального правозащитного надзорного органа, повышения  статуса прокурорско-следственных работников;

• наделения прокуроров дополнительными правами (полномочиями), необходимыми им для успешного выполнения возложенных на них функций;

• повышения обязательности исполнения законных требований прокуроров, направленных на устранение и предупреждение нарушений законов, восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ФЛ и ЮЛ;

• более обстоятельной  детализации надзорных и иных действий прокуроров (процессуально-процедурных вопросов);

• усиления защиты (включая  и физическую) прокурорско-следственных работников от разного рода нежелательных воздействий и посягательств со стороны заинтересованных лиц и криминальных элементов.

 

5. Концепция развития органов прокуратуры РФ на предстоящую перспективу.

 

6. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ.  

После распада СССР и образования  России как самостоятельного и независимого государства законодательство о  прокуратуре требовалось привести в соответствие со сложившимися политическими  реалиями.

17 января 1992 г. Верховным  Советом РФ был принят Закон  РФ «О прокуратуре Российской  Федерации». Этот закон с учетом  изменений и дополнений действует  и в настоящее время. С момента  вступления в силу нового Закона  о прокуратуре Закон СССР «О  прокуратуре СССР» перестал действовать  на территории России.

Принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., Конституция  закрепила положение о том, что  прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок  назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора  РФ и других прокуроров.

В соответствии со ст. 71 Конституции  правовое регулирование организации  и деятельности прокуратуры как  самостоятельного федерального органа находится исключительно в ведении  РФ.

В принятом Законе о прокуратуре  в соответствии с новыми условиями  развития государства и общества были определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, обозначены конкретные направления (отрасли) прокурорского  надзора. Цель прокуратуры заключается  в обеспечении на территории РФ верховенства действующих законов. В соответствующих  разделах, регламентирующих деятельность прокурора в определенных отраслях надзора, установлены предмет и  пределы последнего.

Закон трансформирует содержание и назначение прокурорского надзора  в уголовном и гражданском  судопроизводстве, отводя прокурорам роль одной из сторон при рассмотрении судами уголовных и гражданских  дел, хотя за ними сохраняется право  опротестования незаконных и необоснованных судебных решений.

В Законе о прокуратуре  отражены основные принципы организации  и деятельности органов прокуратуры: единство и централизация системы  прокурорских органов, независимость  прокуратуры от органов государственной  власти и управления, а также общественных организаций (движений) и политических партий, гласность в деятельности органов прокуратуры.

Сформировавшаяся за годы существования СССР система органов  прокуратуры в новом федеральном  законодательстве была в основном сохранена. Наряду с территориальными прокуратурами  в системе органов прокуратуры  РФ действуют военная, транспортная, природоохранная прокуратуры, прокуратура  исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры  закрытых административно-территориальных  образований. В 2007 г. при прокуратуре  РФ был создан Следственный комитет.

Один из разделов Закона о прокуратуре посвящен задачам  и полномочиям прокуроров, а также  средствам реагирования на установленные  нарушения закона по каждой из отраслей прокурорского надзора.

Достаточно полно в  Законе о прокуратуре представлена кадровая политика. В нем закреплены положения, связанные не только с  подбором, расстановкой и воспитанием  кадров, но и с мерами правовой и  социальной защиты прокуроров и следователей, а также их семей.

 

7. Система территориальных органов прокуратуры РФ. Принцип их организации.

 

8. Структура Генеральной прокуратуры. Компетенция Генерального прокурора и структурных подразделений Генеральной прокуратуры.

Генеральную прокуратуру  РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

      В Генеральной  прокуратуре РФ образуется Коллегия  в составе Генерального прокурора  РФ (председатель), его первого заместителя  и заместителей (по должности), других  прокурорских работников, назначаемых  Генеральным прокурором РФ.

      Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), Главная военная прокуратура, Главное следственное управление, Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры, Управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД в органах внутренних дел, Управление по надзору за расследованием особо важных преступлений, Управление криминалистического обеспечения и др.

      Существуют  также управления по организации  работы, статистики и делопроизводства, по обеспечению участия прокурора  в гражданском процессе, арбитражном  процессе, рассмотрении уголовных  дел, по делам несовершеннолетних  и молодежи, по надзору за законностью  исполнения уголовных наказаний,  а также другие управления  и отделы.

      Начальники  главных управлений, управлений  и отделов на правах управлений  являются старшими помощниками,  а их заместители и начальники  отделов в составе управлений  – помощниками Генерального прокурора  РФ.

      В главных  управлениях, управлениях и отделах  устанавливаются должности старших  прокуроров и прокуроров, старших  прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов,  а также старших следователей  по особо важным делам, следователей  по особо важным делам и  их помощников.

      Генеральный  прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших  помощников по особым поручениям, статус которых соответствует  статусу начальников управлений, а также помощников и помощников  по особым поручениям, статус  которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

      Генеральный  прокурор РФ руководит системой  прокуратуры, издает обязательные  для исполнения всеми работниками  органов и учреждений прокуратуры  приказы, указания, распоряжения, положения  и инструкции, регулирующие вопросы  организации деятельности системы  прокуратуры и порядок реализации  мер материального и социального  обеспечения указанных работников. В пределах штатного расписания  и фонда оплаты труда он  устанавливает штаты и структуру  Генеральной прокуратуры РФ, определяет  полномочия структурных подразделений,  численность штатов и структуру  подчиненных органов и учреждений  прокуратуры. Генеральный прокурор  РФ несет ответственность за  выполнение задач, возложенных  на органы прокуратуры Законом  о прокуратуре.

      В Генеральной  прокуратуре РФ действует Научно-консультативный  совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и  деятельностью органов прокуратуры.  Положение о Научно-консультативном  совете утверждено приказом Генерального  прокурора РФ от 03.01.1996 № 1 «Об  образовании при Генеральной  прокуратуре Российской Федерации  Научно-консультативного совета».

      В соответствии  с этим положением Научно-консультативный  совет является консультативным  органом при Генеральной прокуратуре  РФ. Целью деятельности данного  Совета – научное содействие  органам прокуратуры РФ в выполнении  возложенных на них задач.

      Решения  Совета носят рекомендательный  характер и принимаются большинством  голосов присутствующих. Затем эти  рекомендации направляются для  рассмотрения руководству, которое  принимает решение об их практическом  использовании. В необходимых  случаях они могут направляться  в законодательные органы, а также  в управления, отделы и институты  Генеральной прокуратуры РФ, подчиненные  органы прокуратуры для совершенствования  прокурорской практики.

      Научно-консультативный  совет возглавляется председателем  Совета – Генеральным прокурором  РФ и утверждается им в составе:  заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов  Совета из числа ученых-юристов  и высококвалифицированных работников  прокуратуры, других правоохранительных  органов сроком на пять лет.  Численность Совета определяется  Генеральным прокурором.

      В структуре  Генеральной прокуратуры РФ также  образован Информационно-аналитический  центр на основании приказа  Генерального прокурора РФ от23.10.1998 № 207 «Об образовании Информационно-аналитического  центра Генеральной прокуратуры  Российской Федерации». Информационно-аналитический  центр создан на правах управления  в целях обеспечения Генерального  прокурора РФ необходимой аналитической  информацией для принятия оптимальных  решений и мер по предупреждению  и борьбе с преступностью.

      В соответствии  с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе  Президента в Российской Федерации  в Федеральном округе» были  созданы семь федеральных округов.  В связи с этими административными  преобразованиями в структуре  управления государственной властью  на основании приказа Генерального  прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об  образовании управлений Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  в федеральных округах» в этих  федеральных округах были созданы  самостоятельные управления Генеральной  прокуратуры РФ.

      Управления  Генеральной прокуратуры РФ созданы  в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском  и Дальневосточном федеральных  округах. Функции управления Генеральной  прокуратуры РФ в Северо-Кавказском округе возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

      На управления  Генеральной прокуратуры РФ в  федеральных округах возложены  следующие полномочия:

      1) координация  деятельности всех правоохранительных  органов, находящихся в пределах  федерального округа, по борьбе  с преступностью;

      2) надзор  за исполнением законов федеральными  органами, находящимися в пределах  федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

      3) надзор  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина федеральными  органами, органами контроля, их  должностными лицами;

      4) надзор  за исполнением законов федеральными  органами в округах, осуществляющими  предварительное следствие, дознание  и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями  по борьбе с организованной  преступностью, региональными отделами  следственного комитета при МВД  России;

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"