Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, цели и задачи ПН в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
ПН — специфический вид государственной деятельности, которая осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами прокуратуры.
ПН — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или ФЛ.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 157.32 Кб (Скачать файл)

Содержание принципа выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной самостоятельности прокурора позволяют наиболее эффективно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провозгласить независимость прокурорских работников недостаточно, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа.

Необходимо выделить следующие  правовые гарантии независимости прокурорских работников.

1. В соответствии с  ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

2. Финансирование и материально-техническое  обеспечение органов и учреждений  прокуратуры осуществляются за  счет средств федерального бюджета.  Строительство и капитальный  ремонт зданий, техническое оснащение  органов прокуратуры может финансироваться  также за счет средств местных  бюджетов. Материальное обеспечение  деятельности органов и учреждений  прокуратуры осуществляет Генеральная  прокуратура РФ.

3. Воздействие в какой-либо  форме федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, общественных  объединений, средств массовой  информации, их представителей, а  также должностных лиц на прокурора  с целью повлиять на принимаемое  им решение или воспрепятствовать  его деятельности влечет за  собой установленную законом  ответственность.

4. В законе закреплена  неприкосновенность прокурора. Любая  проверка сообщения о факте  правонарушения, совершенного прокурором  или следователем органов прокуратуры,  возбуждение против них уголовного  дела (за исключением случаев,  когда прокурор или следователь  застигнут при совершении преступления), производство расследования являются  исключительной компетенцией следователей  Следственного комитета при прокуратуре  РФ. Конкретизация этих законодательных  положений нашла свое выражение  в приказе Генерального прокурора  РФ от 29.07.2002 № 46 «О порядке  проверки сообщений о правонарушениях  прокуроров и следователей». Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении прокурора и дальнейшего осуществления в отношении его уголовного преследования определен гл. 52 УПК и заключается в том, что в отношении прокурора уголовное дело может быть возбуждено вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора  и следователя, досмотр их вещей  и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это  предусмотрено федеральным законом  для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Прокурор не может быть привлечен к административной ответственности.

5. Прокурор и следователь  не обязаны давать каких-либо  объяснений по существу находящихся  в их производстве дел и  материалов, а также предоставлять  их кому бы то ни было  для ознакомления иначе как  в случаях и порядке, предусмотренных  федеральным законодательством.

Одним из проявлений принципа независимости в повседневной жизни  прокурора является недопустимость совмещения им своей и иной оплачиваемой или безвозмездной деятельности. В противном случае реализация принципа независимости прокурорских работников будет поставлена под угрозу.

Принцип гласности в деятельности прокуратуры. Формула принципа:органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Содержание принципазаключается в том, что Конституцией закреплены права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В стране идет активный процесс совершенствования законодательства по этому вопросу. От качества информации, поступающей к населению от органов прокуратуры, зависит политическая стабильность в обществе.

Органы прокуратуры должны систематически информировать население  через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии  законности, правопорядка, мерах, принимаемых  прокуратурой и координируемыми  ею другими правоохранительными  органами по борьбе с преступностью, пресечению деятельности организованных преступных групп и других тяжких преступлений.

Органы прокуратуры должны оперативно сообщать в средства массовой информации о возбужденных уголовных  делах по преступлениям, вызывающим повышенный общественный интерес, ходе и результатах их расследования, судебном рассмотрении и вынесенных приговорах, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты  грубые нарушения законности, о возмещенном  прокуратурой ущербе, причиненном как  государственным интересам, так  и отдельным гражданам. При этом прокуроры не должны допускать неуместной сенсационности, ажиотажа и легковесности. Распространяемые прокуратурой сообщения должны быть точными и сбалансированными.

Принцип обязательности исполнения указаний прокурора.

Формула принципа:требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.

Содержание принципавыражается в том, что закон, наделяя прокурора широкими полномочиями по осуществлению надзорных функций, предусматривает соответствующие правовые средства юридического принуждения в случаях, когда гражданин или должностное лицо поднадзорного объекта отказывается подчиниться законным и обоснованным требованиям прокурора.

Закон о прокуратуре предусматривает  право прокурора требовать от руководителей и других должностных  лиц выделения специалистов для  выяснения возникших в ходе надзорной деятельности тех или иных вопросов. Это требование обязательно для исполнения руководителями предприятий и учреждений, кому они адресованы.

Прокурор имеет также  право требовать от руководителей  и других должностных лиц проведения различных проверок деятельности их организаций или подконтрольных учреждений. Прокурор имеет право  вызывать должностных лиц и граждан  для дачи объяснений по поводу нарушений  законов.

Умышленное неисполнение этих и других требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой в соответствии со ст. 17.7 КоАП административную ответственность.

 

17. Организация работы в органах прокуратуры РФ и ее основные элементы.

Можно выделить три вида организации работы прокуратуры:

1. Организация работы каждого прокурорского органа. Орган прокуратуры располагает широкими полномочиями, для осуществления которых привлекается коллектив работников. Прежде всего следует обозначить основные направления деятельности органа, а затем каждое из них закрепить за конкретным

должностным лицом, определить круг его обязанностей и в дальнейшем контролировать их исполнение. Кроме того, нужно создать надлежащие условия для работы: предоставить помещения, необходимые технические средства. Организация работы конкретного органа отражает организацию осуществления прокурорского надзора в целом.

2. Организация работы структурного подразделения. В аппаратах областных, краевых, республиканских прокуратур созданы управления, отделы. Каждое структурное подразделение образовано определенным коллективом работников, чей труд тоже нуждается в соответствующей организации. Выделяются конкретные участки надзорной деятельности, каждый из которых закрепляется за работником, составляются графики работы, осуществляется служебный контроль за качеством исполнения должностных обязанностей. Организация работы внутренних структурных подразделений — это организация работы по отдельным отраслям или направлениям прокурорского надзора.

3. Индивидуальная организация работы каждого должностного лица. Чтобы исполнение возложенных на должностное лицо служебных обязанностей было результативным и эффективным, ему необходимо организовать свою работу: согласовать время исполнения поручений с работой других органов, своевременно получать информацию о нарушениях законности, принимать меры по ее проверке и т. д. Особенно тщательно следует готовиться к совершению наиболее ответственных действий, таких как поддержание государственного обвинения в суде и др. В стадии судебного разбирательства прокурор проявляет себя как судья, психолог, следователь, оратор, а потому, прежде чем принять участие в судебном заседании, он должен тщательно изучить все материалы уголовного дела, разработать предложения о порядке исследования доказательств, подготовить текст речи. Только тогда его участие в рассмотрении судом уголовного дела может быть эффективным.

Необходима также тщательная подготовка к проведению общенадзорных проверок исполнения законов в учреждениях, предприятиях, организациях. Надо собрать достаточную информацию о нарушениях законности на объекте, где будет проводиться проверка. Нужные сведения могут быть получены от контролирующих органов, из материалов уголовных и гражданских дел, поступивших в прокуратуру жалоб. В целях выяснения видов допускаемых нарушений законности добытая информация подлежит тщательному изучению: анализируется законодательство, составляется план проверки, привлекаются специалисты для участия в ее проведении. Организация работы в органах прокуратуры предполагает проведение ряда мероприятий, по своему характеру и целевому назначению подразделяющихся на три вида: основные (оперативные); технические; по совершенствованию профессионального мастерства.

Основные непосредственно  связаны с осуществлением прокурорского  надзора за соблюдением законности. К ним относятся: подбор кадров, распределение поручений между работниками, планирование работы, руководство подчиненными работниками, меры поощрения и взыскания, связь со средствами массовой информации, координация деятельности правоохранительных органов. Реализация этих мероприятий активизирует осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в регионе, позволяет вести активную борьбу с правонарушениями.

Технические мероприятия  тесно связаны с основными. Их назначение — фиксация, письменное отражение работы прокурорского органа. В группу технических мероприятий прежде всего входит делопроизводство, т. е. учет или регистрация входящей и исходящей корреспонденции: разного рода сообщений о нарушениях законности, возбужденных и расследуемых уголовных делах, заявлений об административном выселении граждан, неправомерно владеющих жилой площадью, и т.д. Все они отражаются в специальной книге, именуемой книгой регистрации поступающей корреспонденции. Затем по распоряжению прокурора поступившая информация передается его помощникам для принятия необходимых мер. Эти меры могут приниматься и самим прокурором.

В свою очередь прокуратура  направляет в уполномоченные органы, руководителям учреждений, предприятий, организаций письма, сообщения, документацию для принятия соответствующих решений. Отправка фиксируется в книге исходящей корреспонденции. Кроме того, ведутся книги учета направленных в суд уголовных дел; лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; поддержания государственного обвинения; проверок законности и обоснованности приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу. Также ведется книга регистрации приема граждан, обращающихся в прокуратуру с жалобами. Если жалобы рассмотрены и материалы по ним остаются в прокуратуре, то составляются специальные карточки, которые хранятся расставленными в алфавитном порядке.

В делопроизводство входит и хранение документации. Для этого  ведутся специальные наряды, в которых содержатся документы по различным направлениям деятельности прокуратуры. В отдельных районных (городских) прокуратурах имеются наряды по опротестованию, в которых сосредоточиваются копии протестов по всем отраслям прокурорского надзора. На хранении находятся также надзорные производства по уголовным делам и административному выселению. В первых содержатся копии основных следственных актов по расследуемым уголовным делам, а во вторых — все собранные прокурором материалы, касающиеся проживания на спорной жилой площади.

Важнейшее условие эффективности  борьбы с правонарушениями — знание прокурором состояния законности в регионе. Достижению данной цели способствует ведение во всех органах прокуратуры статистической отчетности, позволяющей, с одной стороны, выяснить виды нарушений законности, степень их распространенности, а с другой — разработать мероприятия по борьбе с ними. Можно выделить два вида статистической отчетности: о расследовании уголовных дел и о работе прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законности в регионе.

1. Отчетность о расследовании уголовных дел. Составляется единый отчет следственной работы органов прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции по району, городу, области и т.д., в котором отражается число расследованных и направленных в суд уголовных дел, количество прекращенных и приостановленных дел, число обвиняемых, сроки расследования и др. Отдельно указываются показатели каждого органа дознания и предварительного следствия. Составляются два отчета: за месяц и полугодие, причем цифровые показатели указываются с нарастающим итогом. При составлении отчета за очередной месяц к статистическим данным суммарно приобщаются данные предшествующего месяца. В отчете за шестой месяц отражаются сведения за полугодие. Казалось бы, отсутствует смысл в составлении специального отчета, но он необходим, ибо содержащиеся в нем сведения более широки и детализированы. Отчет включает в себя два раздела и семь таблиц. Указываются данные о видах преступлений, по которым производилось расследование, сроках расследования, количестве дел, направленных на дополнительное расследование, и многое другое. Отчет за второе полугодие составляется также с нарастающим итогом. По существу, он представляет собой отчет за прошедший год.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"